Славянские платья: этно-стиль и память о Родных корнях
Славянские платья – это свадебные наряды, ритуальная и праздничная одежда, женские рубахи, называемые нынче популярным словом туники. Все они шьются из льна, хлопка или натуральных трикотажных, вязаных полотен, и украшаются орнаментами.
Наиболее частый способ нанесения обережных символов на славянское платье – вышивка. Издревле считалось, что каждый стежок имеет силу: как звуки в букве, а буквы порождают слово, и слово предложение – так и каждый крестик или узелок соединяемые в одну единую вязь способны создать мощный энергетический и информационный посыл: привлечение удачи, материнской и женской доли, защиты семьи.
На женских платьях в славянском стиле вы увидите символьные изображения Берегинь и Рожениц, Лады, Лели и Макоши, знаки и чиры Перуна, Ладинец, Колядник и Коловрат. Именно они следят за своими «детьми», помогают им пройти трудный жизненный путь в Яви, быть здоровыми и счастливыми.
Свадебные славянские платья рекомендуется хранить как семейную реликвию и одевать их по случаю: празднику во славу Богов наших или в болезни и беде.
Русский традиционный наряд невесты
Что одевали девушки на Руси, выходя замуж? Тогда были времена, когда новобрачные сами шили себе минимум четыре платья для свадьбы: разные наряды предназначалось наряжать для пира, венчания, девичника и помолвки. Яркие красные свадебные наряды девушка одевала на праздничное застолье. Наряд украшался вышитыми национальными орнаментами или цветами. Чем зажиточней были родители девушки, чем богаче была одета новобрачная. Свадебный комплект русской красавицы состоял из:
- красного сарафана,
- белой рубахи,
- множества нижних юбок,
- передника,
- широкого пояса.
Роль головного убора в древности исполняли венок из живых полевых цветов, ленты и обручи, которые закреплялись на лбу и затылке. А после обязательного венчания волосы невесты заплетали. образуя две тугие косы, оборачивали их вокруг головы, надевали платок с кокошником, повойник или сороку. Свадебный сарафан расшивали золотыми, серебряными узорами, украшали тесьмой, ярким бисером.
Ритуальные и свадебные платья в славянском стиле: купите для защиты и помощи
В нашем каталоге собраны работы мастеров и мастериц, отшивающих ритуальные и свадебные платья в славянском стиле, так модном сейчас во всем мире. Каждая деталь фасона, каждая линия орнамента тщательно проработана автором изделия и помимо эстетического удовольствия от красоты и натуральности материала дарит хозяйке одежды ощущение мощной защиты и постоянной поддержки Родных Богов.
Вы можете выбрать и купить славянское платье из нашего каталога и заказать его пошив по вашим размерным сеткам, попросить совета и получить рекомендации в дополнении одежды подходящими аксессуарами: поясами, головными уборами и украшениями: обручальными кольцами со славянской символикой, обережными браслетами или серьгами.
Не бойтесь демонстрировать принадлежность к славянскому Роду – гордитесь своими великими древними корнями!
Платье «а-ля рюс»
Этнические мотивы в последнее время пользуются все большей популярностью. Не обошла мода на славянский стиль и свадебную индустрию. Платья а-ля рюс – это гармоничное комбинирование классических свадебных нарядов с фольклорными элементами, присущими древнерусской моде.
Фасон платья может быть любым: пышным или облегающим, коротким или длинным, но обязательно присутствие следующих элементов.
- Вышитые национальные узоры могут покрывать как весь наряд, так и какую-то его часть, например, лиф, подол или рукава. Для вышивки используются белые, красные, голубые, серебряные или золотые нити.
- Головной убор в виде венка из полевых цветов или тонкого обруча. На него можно закрепить длинную многослойную фату.
- Украшения в старорусском стиле: крупные серьги и браслеты, жемчужное ожерелье, массивные перстни.
- Зимой уместно будет выглядеть меховая накидка и муфта.
Также популярными элементами свадебных платьев в стиле а-ля рюс являются:
- рукав-фонарик;
- пышная юбка со шлейфом;
- широкий пояс, украшенный вышивкой, жемчугом и стразами.
Выбор редакции: Значки и ленты для свидетелей на свадьбу, мастер-класс с фото
Эти детали в сочетании с классическим свадебным платьем помогут невесте создать неповторимый и запоминающийся образ.
Секреты красоты льна
Удивительные по красоте женские русские платья привлекают взгляд и создают теплую атмосферу. Когда смотришь на сочетание мягких линий и яркие поля вышивки, возникает чувство чего-то родного и давно знакомого.
Согласитесь, есть нечто неуловимое притягательное в каждом воплощенном образе. Вдохновляет сочетание простых деталей, соединяющихся в сложные композиции. И при этом взгляд не устает перебирать каждую черту.
Русский стиль это целая вселенная, которая воплощает:
-красоту простых линий;
-выделяет индивидуальность владелицы;
-формирует привлекательные формы, украшая любую фигуру;
-ненавязчиво акцентирует внимание на национальной идее.
Следовательно, русский стиль платье в котором создано из простых и натуральных тканей становится сразу украшением женщины и посланием окружающему миру.
Великая и разнообразная
В поисках идей вы наверняка сталкивались с явно отличающимися костюмами, которые кто-то называл старорусскими, кто-то славянскими, а по сути, они все являются русскими народными.
Не стоит забывать, что Русь всегда была Великой и имела много губерний, отдельных поселений, фасоны одежды в которых, несмотря на схожий крой, в декоре обладали явными отличительными особенностями.
Сейчас я не буду их все перечислять, но замечу, что главными отличиями были используемые узоры (росписи на ткани, ручная вышивка) и обилие декора, количество которого зависело от занимаемого статуса семьи. Это могли быть геометрические или цветочные орнаменты с преобладанием красного, золотого, а иногда и синего цвета, обязательно несущие скрытый подтекст. В те времена считалось, что вышивка является сильным оберегом.
Самое удивительное, что одеяния абсолютно у всех разделялись ещё и по назначению. В зависимости от мероприятия надевался определённый тип одежды.
Народная вышивка ― оберег и украшенье
Рассматривая модели платья в русском стиле, стоит отдельно обратить внимание на отделку вышивкой. Она создает основной цент композиции, расставляя акценты и формируя определенную геометрию.
Славянский интернет-магазин «Велес» предлагает платья и туники украшенные вышивкой крестом и гладью. Каждая деталь несет декоративную задачу, и при этом сохраняет истинное предназначение узоров.
Наши предки заложили огромный позитивный потенциал в каждый символ. Украшая одежду этими узорами, вы получаете положительные настройки своему подсознанию. По этому, одежда в русском стиле настраивает владельца на успех, здоровье и счастье.
Современные модели платьев в русском этническом стиле
Современные модели платьев в русском этническом стиле придадут невесте изысканность, оригинальность и облик настоящей красавицы-славянки. В отличие от традиционных костюмов, актуальных на Руси, свадебные платья от именитых модельеров не выглядят старомодно или нелепо. Они прекрасно вписываются в концепцию торжества в народном стиле, подчеркивают и приумножают красоту русских девушек и навевают мысли о богатой истории государства Российского.
Отличительные особенности русских этнических свадебных нарядов:
- сочетание белого и красного цветов;
- вышивки и аппликации, неординарные художественные решения;
- бисер на тканевом полотне;
- пестрые, яркие, бросающиеся в глаза модели;
- многочисленные необычные варианты отделки (крупные манжеты, воротники, рюши, оборки);
- разнообразие украшений.
Традиционные славянские мотивы подчеркнут патриотизм невесты, ее почитание истории и обычаев Руси, выгодно выделят достоинства русской красоты и превратят любую девушку в роскошную царевну.
Среди современных моделей свадебных нарядов в этническом стиле можно найти и простые, но стильные сарафаны в пол, и шикарные костюмы с блузками и юбками и даже укороченные облегающие платья различных силуэтов.
Конечно, больше всего ажиотажа вызовет длинное пышное платье в бело-красных тонах с объемными рукавами, многослойной юбкой, росписью, нашивками, аппликациями, жемчугом, бусинами, ажурными лентами и тесьмой, цветами, крупными воланами и массивным поясом. Этот наряд — настоящая историческая конструкция, которая замечательно сочетается с типичной славянской внешностью и лишает всех гостей дара речи.
Русские орнаменты — цветы, птицы, хохлома — на свадебном наряде смотрятся дорого и стильно. Важное условие гармоничного образа — единство прически, макияжа, обуви и основного наряда, а также аксессуаров. Невеста в русском стиле может выглядеть и очень нарядно, и скромно в зависимости от фасона наряда.
Сочетание белого и красного цветов для невесты, пожалуй, самое удачное. Белый цвет традиционно символизирует чистоту и нежность, а красный — лидерство и страсть. В результате невеста кажется хрупкой и женственной, но в то же время сильной и волевой. Игра контрастов сделает ее образ пикантным и уравновешенным.
СПРАВКА! Для девушек, которым свадебное этническое платье кажется слишком экстравагантным, подойдет классический сарафан в минималистском стиле в сочетании с традиционными украшениями и аксессуарами.
Нотку обаяния и домашнего уюта добавит девушке вышивка в старинном мотиве или меховая деталь.
Распространенный вариант этнического костюма в русском стиле — платья фасона годе. Это модель, сочетающая довольно узкий верх и пышный низ. При этом этнические наряды не всегда плотно облегают тело, но верхняя часть обретает четкий силуэт, что очень выгодно для девушек с тонкой талией и фигурой «песочные часы».
Сделать верх воздушным помогут рукава-фонарики из полупрозрачной ткани или длинные расклешенные рукава. Такой наряд будет максимально комфортным и эстетичным, будет лишен вульгарности и не уменьшит красоту русской невесты.
Романтики в образ могут добавить французские мотивы. Для этого невестам стоит обратить внимание на славянские кружева.
Самый необычайный свадебный наряд — традиционный русский сарафан. Обычно наряд состоит из свободной воздушной белой блузы с широкими рукавами и цветного сарафана, который надевается сверху. Большинство сарафанов имеют красный цвет, но встречаются и другие расцветки, например, голубая или желтая.
СПРАВКА! Свадебный русский сарафан будет выгодно смотреться на девушках с фигурой «треугольник».
Внешняя пышность достигается за счет кроя юбки, но при этом сарафан шьется из одного слоя ткани, обеспечивая свободу движения и удобство во время танцев и подвижных игр. Также эта модель подойдет полным девушкам и ненавязчиво скроет все изъяны на талии, бедрах и спрячет полные ножки.
Платья средней длины в русском этническом стиле подходят стройным длинноногим красоткам. Чтобы не опошлить образ, их можно носить с традиционными русскими сапожками, что будет уместно на празднике зимой. С этим нарядом можно смело надевать полушубок.
Укороченные модели тоже не лишены славянского изящества и теплоты. Их украшают многочисленные яркие вышивки и украшения, нежное кружево, деревенская тесьма, игривый воротничок и легкие рукава.
Серебро и золото в нашивках на платье придадут невесте роскошный шик времен императорской Руси. Свадебное торжество превратится в настоящий бал, а девушка будет похожа на королеву — статную, шикарную, привлекательную. Жемчуга и перья сделают образ еще более характерным.
Стилизованные русские свадебные наряды представляют собой белое платье любого фасона с синим или красным узором. Здесь будет уместна вышивка, цветочный орнамент и типичная отделка: широкие рукава, воротничок-стойка, тесьма и кружево.
Славянское искусство прекрасно смотрится на платьях А-силуэта. Они олицетворяют грациозность и изящество, благодаря сочетанию утонченного лифа — открытого, но богатого на отделку — и пышной юбки. Такой наряд импонирует многим девушкам, ведь он отлично ладит с любыми особенностями телосложения.
СПРАВКА! Чтобы визуально вытянуть силуэт, нужно выбрать платье с вертикальными контрастными узорами и нашивками.
Самый смелый наряд а-ля рус — облегающее свадебное платье. Оно может обладать и сдержанным кроем, и богатой росписью, и воздушными рукавами-фонариками. Очень элегантно будет смотреться такое платье с длинным шлейфом, а уравновесить верхнюю и нижнюю часть поможет болеро, меховая накидка или палантин со славянским орнаментом.
Экстравагантный и специфичный наряд — платье-рубаха. Это довольно интересный фасон с неординарными узорами и вышивками цветочных или животных мотивов, выполненный из натурального льна или хлопка. Отличительной чертой этого платья являются рукава-фонарики, украшение набивными рисунками и орнаментами гжели или хохломы, как правило, средняя длина.
Помимо разнообразных фасонов и моделей, встречаются яркие народные платья насыщенного синего или красного цветов.
К строгому свадебному платью, особенно если свадьба зимняя, подойдет душегрея. Это древнерусский мотив, который однозначно впишется в концепцию праздника. Душегрея представляет собой удлиненный жакет из плотной ткани, вышитый золотистыми или серебристыми нитями, иногда дополненный меховой отделкой. Сочетание платья и душегреи позволит невесте ввести в заблуждение всех гостей, которые думают, что девушка выбрала для торжества костюм-двойку. Когда она снимет жакет, приглашенные будут приятно удивлены.
ВАЖНО! Душегрея часто подвязывается простым тонким поясом прямо под грудью, что очень выгодно смотрится на пышных девушках среднего роста и визуально удлиняет ноги.
Отдельного внимания заслуживает пояс, который зачастую является неотъемлемым атрибутом платья в русском этническом стиле. Он может быть тоненьким или широким и помогает подчеркнуть талию или скрыть недостатки.
Пояс, завязанный незатейливым узлом, гармонично впишется в образ невесты. Если при этом останутся свободные ниспадающие концы, их закручивают, чтобы стиль был выдержан полностью. Пояса тоже расшивают орнаментом или украшают цветами и камнями.
Модели, которые хочется носить
Что такое платье в русском народном стиле? Ответить легко и сложно одновременно. Особенность народного кроя заключалась в практичности и удобстве деталей:
-ластовица позволяет добавить свободы движению;
-накосо вшитый рукав формирует мягкую линию плеча;
-свободная посадка по фигуре сохраняет комфорт под одеждой;
-удобный горловой разрез на завязках.
Особенность подобных деталей позволяет создать выгодный облик фигуре любого типа. Стройная фигура заиграет красками нежности и легкости. Объемный тип сложения приобретет выгодные черты, акцентирующие внимание только на выигрышных деталях. Благодаря регулированию уровня талии плетеным поясом можно создавать различные композиции, исходя из требований к конечному результату.
Свадебное платье А-силуэта
Все больше невест останавливают свой выбор на свадебных платьях А-силуэта. Особенность его фасона в том, что лиф плавно переходит в свободную юбку. Таким образом, платье прекрасно скрывает недостатки фигуры и подходит для девушек любой комплекции.
Такой наряд прекрасно подойдет для свадьбы в народном стиле, а в отличие от славянского сарафана, он имеет еще одно преимущество – платье хорошо смотрится как с декольте, так и без него.
Выбор редакции: Свадьба на день святого Валентина: незабываемый праздник, фото обзор
Кружевные вставки и шлейф придадут наряду праздничный вид, а этнический орнамент на лифе добавят в образ настоящий русский колорит.
В пол или до колена?
Еще одна особенность платьев в русском стиле ― широкое использование льна и натуральных тканей. Именно лен имеет множество выигрышных качеств:
-в любой период года сохраняет стабильный микроклимат под одеждой;
-легко отводит пот;
-не сохраняет запахи;
-легко стирается;
-устойчив на разрыв;
-приятный при соприкосновении с кожей.
По этому рассматривая платье лен купить которое можно на нашем славянском сайте, покупательница делает выбор в пользу здоровья и комфорта.
Каталог сайта предлагает два варианта изделий. Первая группа отражает стилизацию под народный стиль. Длинна этих платьев достигает уровня пола, полностью закрывая стопы. Такой силуэт отлично подходит невысоким или плотного телосложения женщинам. Он вытягивает визуальную линию восприятия.
Укороченный вариант создает игривый образ, полный весенней свежести и юной красоты. Идеально подойдет обладательницам красивых стройных ног. Каждая модель имеет несколько вариаций, имеющих больше современных черт или народного колорита.
Как создать гармоничный образ
В стародавние времена на Руси у девушек не принято было распускать волосы, за исключением специального обряда. Перед венчанием невесте расплетали косу, а после церемонии бракосочетания, по приходу из церкви, новобрачной делали две толстые косы и затем надевали на голову платок или кокошник – эта прическа символизировала статус замужней женщины.
В настоящее время прятать волосы невесте ни к чему. Если у девушки роскошные длинные локоны, можно оставить их распущенными либо чуть подзавить и украсить венком, обручем или лентой.
Можно заплести одну или две косы и украсить их атласной лентой:
Популярный вариант – коса-ободок.
Видео мастер-класса:
Прическа «корзинка» вариант не самый простой, но невероятно красивый.
Как сделать эту прическу, можно узнать из видео-ролика:
Придать образу русской невесты колорита и национальной аутентичности помогут традиционные головные уборы: знаменитые кокошники, более скромные венцы, пестрые платки.
Образ невесты будет неполным без длинной, воздушной и полупрозрачной фаты из тюля или кружева:
Что касается аксессуаров, лучше всего подойдут сделанные в народном стиле украшения: крупные серьги в виде цветов, фруктовых плодов или ягодок, массивные ярко-красные бусы и ожерелья, фенечки, кружевные митенки, широкие браслеты с замысловатой орнаментальной вышивкой и флористическим декором.
Броский сложный макияж по понятным причинам не предполагается в традиционном образе русской невесты. Однако это не значит, что нельзя пользоваться косметикой. Классический русский макияж включает легкий румянец на щеках, красные губы (в старину девушки подкрашивали их свеклой), густые черные брови (контур бровей раньше создавали с помощью золы). Можно подвести карандашом глаза или сделать их шире и больше с помощью светлых теней у нижнего уголка глаза.
Глаза также можно слегка подкрасить вишневыми или бордовыми тенями (под тон румянам). Однако с красными тенями девушке следует быть очень осторожной – одно неверное движение — и образ получится уставшим и даже болезненным.
Зимний образ невесты дополняется, как уже говорилось выше, теплой меховой шапкой или ярким палантином. Кроме того, чтобы не замерзнуть, обязательно нужно надеть полушубок или длинную шубу, украшенную сверху пестрым цветастым платком.
Как выглядело старинное русское свадебное платье?
19 век характеризуется появлением моды на белые свадебные платья, до этого времени невесты красовались в синих, красных, а иногда даже черных нарядах, что считалось нормой. Практически всегда молодая надевала юбку, праздничную рубашку, сарафан. Чтобы свадебный образ был гармоничным и завершенным, к нему добавляли шейные украшения, специальной обмоткой, к которым привязывался кокошник яркими лентами. Старинное русское свадебное платье – это яркий сарафан, дополненный интересной вышивкой.
Немного истории о свадебных нарядах на Руси
Народ на Руси отличался от других своими традициями и обрядами, это касалось и проведения свадеб. Невесты собственноручно шили для себя наряды к свадьбе, считая, что тем самым девушка защищает себя от злых и завистливых взглядов, от различных бед
Неважно из богатой семьи невеста или из бедной, над созданием своего свадебного образа она трудилась лично
Девушки на Руси шили свадебные платья и сарафаны из ситца, льна или бархата, украшали наряд узорами вышитыми нитями серебряного и золотого цветов, бисером, разноцветными лентами из атласа, тесьмой. Чем богаче считалась невеста, тем роскошнее у неё получался наряд. Девушки из богатых семей использовали для украшения свадебных платьев и сарафанов разноцветные каменья, жемчуг, серебряные и бронзовые детали. В холодное время года поверх свадебного наряда надевали благородные меховые накидки. Девушки попроще надевали менее красивые меха.
Russia Style от кутюр
Яркий и самобытный русский народный стиль не дает покоя модельерам по всему миру уже несколько десятков лет. Одна из самых знаменитых коллекций маэстро Ив Сен Лорана называлась «Русские оперы и балеты», которую он презентовал в 1976 году. Сам мастер считал ее самой красивой своей работой. В ней он использовал пышные длинные юбки на кожаных поясах, меховые шапки, жилетки, сапоги, расписные платки. В этом же году коллекции модных домов Dior, Ungaro, Lanvin пополнились моделями одежды с элементами старорусского стиля.
Активнее остальных поддерживают Russia style, конечно, отечественные дизайнеры.
Вячеслав Зайцев – самый яркий представитель русского стиля в моде. Ни одна его коллекция не обходится без той или иной вариации традиционного костюма.
Денис Симачев сплетает элементы русской стилистики в хулиганскую уличную моду. Это – для молодых, ярких, смелых. В его коллекциях активно используется и советская символика.
А вот дизайнерская одежда от Алены Ахмадуллиной не оставят равнодушными нежных, утонченных барышень. Достаточного беглого взгляда на ассортимент ее магазина, чтобы увидеть юбки и платья традиционного кроя, набивные пальто, сарафаны. Современные материалы позволяют носить всю эту красоту, живя в динамичном мегаполисе.
Самобытностью и элегантностью отличаются коллекции Ульяны Сергеенко, равно как и то, что она носит сама. Вся русская эстетика – покрой, расцветки ткани, аксессуары — в ее прочтении выглядят элегантно и сексуально, но без малейшего налета вульгарности. В ее коллекциях сложно найти базовую вещь – все они яркие, «для особого дня». Впрочем, в этой стилистике каждый день имеет полное право быть «особенным».
Модное вечернее платье в русском народном стиле
«Русский шик» также присутствует и в вечерней моде. Этот тренд просто стал ультрамодным. Впервые подобное сочетание было представлено на парижском подиуме пару сезонов назад. Коллекция молодых и талантливых российских кутюрье просто потрясла всех. Они работали с народными традициями настолько изящно, что от их творений нельзя было оторвать взгляд.
Этот тренд становится все популярнее и популярнее. Его по-достоинству оценили те, кто предпочитает неординарность и уникальность.
Вечерние варианты платья в народном стиле представляют собой сочетание привычных нам силуэтом и расцветок, которые характерны для народных костюмов.
Сегодня очень ценится эффект сочетания несочетаемого. Но чтобы умело создать такой эффект, необходимо хорошенько постараться. Роскошные подолы с интересными принтами, стилизованные узорами и орнаментами дополняет красивый облегающий лиф, от которого сложно оторвать взгляд. Как правило, дополняют общую картину контрастные оттенки.
Чистота, яркость и сочность красот — это одна их главнейших характеристик стиля. Все это замечательно гармонирует с отделкой и золотым шитьем. К тому же, это не просто дань традициям, а настоящий модный бум. Платья в народном стиле часто украшают кружевом, особенно ручной работы. Стоит такое удовольствие не дешево.
Оцените идеальное сочетание вечернего и народного стиля в платьях на фото:
Такая интерпретация народных костюмов относится к высокой моде и очень ценится среди всех поклонников прекрасного.
LiveInternetLiveInternet
Русский свадебный костюм
Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи.
Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье
Венчальная рубаха-«целошница»
1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино
Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.
Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов. Девичий венчальный костюм
Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд
Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.
Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность. Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой. Добавлено через 8 минут
Костюм новобрачной
1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)
К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.
Добавлено через 2 минуты
Костюм новобрачной
1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд
Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.
Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение. Добавлено через 2 минуты
Женский свадебный костюм
Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд
Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.
Южные губернии России
Девичьи венчальные костюмы
Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд
Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха. На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.
Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.
Костюм новобрачной
Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка
По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу. Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты. В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках». Наборная» понева, вид сзади
Добавлено через 1 минуту
Костюм новобрачной
1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка
Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.
Добавлено через 2 минуты
Женский свадебный костюм
Начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд
В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.
С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.
Источник https://floristic.ru/forum/showthread.php?t=3918&page=2
Прически и головные уборы
Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.
Косник, XVII в.
По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.
Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху». Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.
Повязка из Архангельской губернии XIX — начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.
На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.
Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.
Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.
Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.
Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову — добрачной женского головного убора — «повивание», «окручивание», «принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.
Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок» Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.
Свадебный головной убор «сорока»
из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.) Южные губернии России
Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».
Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.
Такой костюм сохранялся в Воронежской области
как свадебный наряд до 1950-х годов
Платки. Борушка
Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам Каргопольского уезда Олонецкой губернии в середине — второй половине XIX в. готовили несколько золотошвейных платков.
Традиция вышивания золотными или серебряными нитями имела в России многовековую историю. Платки изготавливались из тонкой белой хлопчатобумажной ткани и декорировались вышивкой в технике «прикреп» или тамбурным швом.
Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд
Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.
Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.
Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.
Праздничный кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, который состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры. Кокошник состоит из твердого очелья и мягкого донца из красной хлопчатобумажной ткани с тканым цветочным узором. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперед и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованных лебедей. Для поддержания формы внутрь кокошника вкладывалась самшура, сшитая из красного узорного ситца с валиком по верхнему краю, с простеганным очельем. В теменной и задней части самшура собрана в сборки и стянута шнуром. Широкое распространение кокошника практически на всей территории России привело к тому, что он стал одним из символов традиционной народной культуры. Изготовление такого головного убора требовало немалого мастерства, оттого этим промыслом часто занимались специалисты в торговых селах, городах, монастырях. Кокошники различались по конструкции и способам украшения.