«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».
Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку
«Прерванное обручение» Адриана Волкова
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.
Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сохранившиеся современные обычаи
Некоторые свадебные традиции и обычаи русского народа, которые соблюдали наши предки, дошли в истинном или немного измененном состоянии до сегодняшних дней. В большинстве случаев они уже не несут в себе сакрального смысла, а являются лишь данью прошлым временам.
- Помолвка (по старому порядку сговор). Под этим словом понимается объявление всем друзьям, родственникам и просто знакомым о том, что свадьба состоится. Как раньше, так и в настоящее время после помолвки начинались основные приготовления к бракосочетанию – определялась конкретная дата, заготавливались нужные продукты. Это был один из важных свадебных обрядов русского народа.
- Девичник и мальчишник (молодечник). Девушки собирались со своими подружками, а юноши – с друзьями. Однако раньше эти мероприятия носили другой характер, предполагалось, что жених и невеста во время них должны очистить душу и тело перед свадьбой. Делалось это в бане, причем со стороны невесты в это время проливалось много слез, и звучали бесконечные завывания, поскольку того требовал русский свадебный обряд.
- Выкуп невесты. Жениху приходилось доказывать, что он достоит выбранной девушки. Для этого он проходил всяческие испытания, подготовленные родней и подружками невесты. Сейчас этот обычай практически не изменился – отличия только в испытаниях для юноши. Ему все так же приходится проявлять свою ловкость и смекалку, а в некоторых случаях еще и платить выкуп.
- Похищение туфельки невесты. На некоторых свадьбах в разгар застолья можно встретить розыгрыш – обувь виновницы торжества похищается, а искать пропажу предстоит новоиспеченному главе семейства. Раньше этот русский народный свадебный обряд был немного другим – невеста сама отдавала свою туфельку на примерку подружкам, а та, которой обувь подходила по размеру, требовала от жениха выкуп.
- Танец молодых. Это одна из немногих традиций, которая дошла в неизменном виде до наших дней. Танец обычно устраивался в конце празднования, а за молодыми наблюдали все друзья и родные. Многие русские народные свадебные традиции и обычаи чтят по сей день. И танец молодых не является исключением.
Никто не заставляет современные пары следовать давним свадебным традициям русского народа, ведь по сути, это пережитки прошлого. Их нужно помнить и чтить, но соблюдать – необязательно. Если жених и невеста все же решат применить к своему торжеству такой эффектный ход, то им стоит убедиться, что их все поймут правильно.
Русская культура всегда славилась своей богатой историей с множеством традиций и обычаев. У современных молодоженов часто появляется желание вернуться к истокам, и это похвально, поскольку нельзя забывать собственные корни. У присутствующих на свадьбе наверняка возникнет легкий трепет от созерцания давних традиций, которые близки русской душе.
«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.
Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара
Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков
«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.
Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов
Подробности
Свидетели
В России принято на свадьбах иметь свидетелей, которые будут рядом с молодыми на протяжении всего торжества. Они же сопровождают возлюбленных в ЗАГС. Официальная церемония проходит в красиво оформленном зале бракосочетания под сопровождение торжественной музыки. Редко, когда молодые не желают особого ажиотажа, тогда можно назначить роспись на будний день и провести мероприятие в спокойной обстановке. Обычно, церемония проводится в присутствии многочисленных гостей. Работники ЗАГСа очень серьезно подходят к организации.
Регистратор говорит красивые и волнительные слова новобрачным, задает самый важный вопрос об обоюдности принимаемого решения. Далее молодые обмениваются кольцами и только после этого сотрудник ЗАГСа предлагает молодоженам скрепить свое решение подписями в акте гражданского состояния. Кульминацией является свадебный вальс. Гости поздравляют новобрачных, затем перемещаются в другой зал, где проходит фотосессия, можно расслабиться и выпить шампанского. На выходе новобрачных встречают радостные возгласы «Поздравляем!», их осыпают монетами, рисом и розовыми лепестками. Только что родившаяся молодая семья выпускает в небо голубей, которые считаются символом любви и верности.
Венчание
Очень много молодых пар, которые желают скрепить свой союз не только в ЗАГСе, но и венчанием в церкви. На это таинство, как правило, приглашаются самые близкие люди. Сам ритуал длится около часа.
В большинстве случаев, если не проводится обряд венчания, молодоженов после торжественной части в ЗАГСе, ждет прогулка по городу, в новом качестве: мужа и жены. Они посещают различные памятные места, красивые скверы и парки. Вся прогулка проходит в сопровождении оператора и фотографа, которые выбирают самые красивые варианты для видео и фотосъемок.
Банкет
В завершении, молодоженов и гостей ждет торжественный банкет. Очень много значит, выбранный вами ведущий. Опытный тамада все продумает и учтет все ваши пожелания. Его задача сделать вечер незабываемым, он должен организовать не только развлекательные конкурсы, но и украшение зала, правильно разместить гостей. Тамада может посоветовать ди-джея, флористов, ведь у него громадный опыт, который множится с каждым проведенным мероприятием.
У входа в банкетный зал молодых встречают родители жениха с символичным караваем и иконой, которые должны благословить молодую семью на долгую супружескую жизнь. Это очень красивый обряд, далее будут не менее важные: вступление в семейную жизнь, процесс передачи огня от семейного очага родителей невесты вновь образовавшейся молодой паре. Все эти мероприятия сопровождаются торжественными обещаниями и клятвами — это очень трогательные моменты, которые очень эмоционально воспринимаются участниками и окружающими.
Букет
В конце вечера невеста бросает свой свадебный букет незамужним девушкам, тем самым передавая эстафету. Есть поверье, что та девушка, что поймает букет, в ближайшее время выйдет замуж. Жених должен зубами снять подвязку с ноги молодой жены и бросить ее своим друзьям, тем самым определяя следующего за ним парня, который простится с холостой жизнью.
На протяжении всего застолья, приглашенные говорят тосты, поздравляя и восхваляя молодых. Проводятся аукционы, вручаются подарки. Кульминацией вечера, как правило, является торт, необыкновенной красоты. После того, как десерт будет роздан гостям, молодожены должны поблагодарить всех присутствующих за то, что они разделили с ними радостное событие, проведя с ними вместе этот незабываемый день.
В завершении мероприятия, как правило, проводят салют в честь молодоженов, запускают в ночное небо фонарики либо воздушные шары.
Российские свадьбы празднуются с размахом и весельем. Зачастую, за первым торжественным днем следует второй день свадьбы. Он заключается в обычном веселом застолье. После свадьбы, молодые, как правило, проводят медовый месяц, наслаждаясь друг другом.
«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…
Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов
Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев
Современная русская свадьба
Жених и Невеста в России знакомятся и принимают решение о свадьбе сами. Иногда бывает и так, что родители узнают о свадьбе «детей» уже после регистрации. Чаще всего однако о свадьбе заранее знают все возможные родственники, а так же друзья Вконтакте и тп. Дата регистрации брака (этим странным словом называют начало совместной жизни в России) у русских планируется от полугода до месяца заранее.
За эти полгода невеста (женихи чаще как-то не особенно заморачиваются подготовкой к свадьбе) живёт в постоянно стрессе. Подготовка к свадьбе происходит как во сне так и на яву. Надо успеть составить список гостей, найти кафе или пункт общественного питания для банкета, придумать где погулять с фотографом после регистрации, где взять нормальные туфли, какие рюшечки будут на платье и тд. В этом русские традиции не сильно отличаются от каких-то других. В общем, для некоторых невест предсвадебные полгода — это самый настоящий дурдом.
Свадебное платье невесты традиционно белого цвета. До времен Екатерины Второй наряд невесты в России был красным. Белый наряд невесты, символизирующий сейчас у нас чистоту и непорочность, пришел из Древней Греции — там он был символом радости и процветания. Екатерина вышла замуж в белом платье и тем самым категорически изменила русскую традицию.
Свадебный день как и в любой другой стране начинается с прически, макияжа и одевания. Происходит это у всех по-разному: невеста может делать прическу и макияж в салоне красоты у специально обученного парикмахера и визажиста, а может в собственной комнате подручными инструментами.
Жениху на подготовку требуется меньше времени и сил.
Но на него иногда сваливаются другие испытания (украсить машину, раздобыть свадебный букет и так далее).
А у невесты тем временем продолжается переполох. Ведь это вам не какой-нибудь там букет купить (заранее выбранный невестой), а надо правильно уложить кудри, зашнуровать платье и всякое такое — это дела посерьёзнее.
Родители и подруги тоже участвуют в подготовке: носятся по квартире, проверяя все ли бутылки перенесли в машины, достаточно ли сделано бутербродов для прогулки, всё ли готово к встрече жениха и не приехал ли он уже.
И вот, подъезжает машина, из которой выходит жених с букетом и тут начинается …выкуп. Происходит процедура в подъезде дома невесты.
Выкуп — это пожалуй самая старинная традиция, сохранившаяся в русской свадьбе. Смысл её — фан. Подружкам невесты надо как можно веселее помучить жениха, задать ему кучу дурацких заданий и загадок и при этом получить от него выкуп — это могут быть деньги или какие-нибудь вкусняшки, которые ему не жалко отдать за невесту.
Невеста тем временем заканчивает свои приготовления.
Если она не успевает, то жениху достаётся больше.
В конце концов жениха впускают в дом, где ему ещё надо найти невесту. Потому что и тут его пытаются надуть.
В конце концов невесту он находит, и все выпивают по этому поводу шампанское. Потом происходит момент, корни которого сохранились в современности из старины, когда мать передавала невесте так называемый «талисман». Это могли быть драгоценности или какая-то семейная реликвия. Талисманы эти очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. На современных свадьбах такое иногда тоже происходит.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина
Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И приведет к трагедии не только этой семьи, но целой страны.
Илья Репин. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Лауриц Туксен. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1895. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Русский свадебный наряд
Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль, его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.
Особенности русского свадебного костюма
Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.
русское платье с мстерской вышивкой
В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи, а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.
Платье в русском стиле
Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора, который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.
Уникальный декор сарафана
свадьба в русском стиле
Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан. Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.