Регистрация брака и подготовка к свадьбе


Значение слова Свадьба по словарю Ушакова:

СВАДЬБА свадьбы, р. мн. свадеб, ж. Брачный обряд.|| Празднество по случаю вступления в брак. Со свадьбы под вечер он шел немного пьяный. Пушкин. Справлять свадьбу. Играть свадьбу (обл.). || собир. Люди, присутствующие на празднестве заключения брака (обл.). Свадьба едет. До свадьбы заживет (разг.) — шутливое утешение тому, кто ушибся, порезался. На Маланьину свадьбу (напечь, нажарить, настряпать и т. п.. простореч.) — очень много, так много, что всего не съесть.

Свадьба — это бал любви, дарящий счастье!

Каждая девочка с малых лет мечтает о принце, который спасет ее от заточения или просто найдет среди других девочек, например, по туфельке, и они поженятся, и будут жить счастливо. Она знает, что свадьба — такое торжество, когда она будет самой красивой принцессой, а все вокруг будут пировать и веселиться…

Роспись молодоженов в ЗАГСе

Можно предположить, что с женской точки зрения свадьба — это, прежде всего, праздник любви и соединения двух половинок в одно целое, событие, знаменующее начало счастливой семейной жизни. Жизни, в которой она реализует себя, как супруга и мама, а значит, выполнит свое основное предназначение.

Что такое свадьба для девушки в рамках одного дня? Конечно же, это роскошное свадебное платье, обмен обручальными кольцами, запуск белых голубей в небо, позирование перед объективом камеры — словом, сказочный день любви и красоты.

Молодожены и свадебный торт

Значение слова Свадьба по словарю Брокгауза и Ефрона:

Свадьба (этногр.) — у всех так назыв. арийских народов представляет цикл знаменательных обрядов и песен, большей частью сходных или прямо тождественных. Основная причина сходства — психологическая и культурно-историческая: общие в древности культурно-бытовые основы и общее миросозерцание. Свадебная драма у древнеклассических народов, преимущественно у римлян, и у народов славянских, преимущественно у русских, развивается в такой последовательности: 1) Соеmptiо = обрядовая покупка невесты женихом или его родителями. 2) Mancipatio imaginaria venditio = Рукобитье, заручины. 3) Auspicii = Гадание в начале свадьбы в доме невесты. 4) Sex crines. has ta chelihans. = Обрядовое расчесыв. косы. 5) Nuhere flammeum = Очепины, обрядное покрывание головы невесты. 6) Pellis lanata. = Обрядовое сажание молодых на овечий мех. 7) Verti drcum aras = Обхождение вокруг стола, круговращательный танец вокруг дежи или коровая. 8) Lihum farreum, mustacea = Коровай, кормление молодых хлебом и медом. 9) Соеnа Duptialis = Cвaдeбный обед, пиршество. 10) Dextrarum junctio = Обрядовое соединение рук молодых. 11) Domum deductio = Встреча и прием молодых в доме родителей жениха. 12) Aqua accipi = Обрызгивание и обливание молодых матерью жениха. купание их в реке или мытье рук у колодца. 13) Igni accipi = Встреча молодых матерью жениха со свечой в руках, переведение их через зажженный костер. 14) Puer felicissimus, Camillus. = Обрядовое присутствие детей при печении коровая или во время приезда молодого в дом невесты. 15) Certa et solemnia verba = Песнопения, вроде «Мисяц дориженьку освитыв» (Чуб. т. IV, стр.406). 16) Nuces pueris = Бросание детям орехов и сластей, осыпание молодых хлебным зерном. 17) Lecti geniales, qui sternuntur puellis nubentibus (в атриуме) = Помещение молодых в коморе. брачная постель на снопах жита. 18) Посвящение брачного покрывала Гере = «Скрывание» молодой в церкви. 19) Repotia = Пирушка в доме родителей жениха, несколько дней спустя после свадьбы. К С. у всех культурных народов приурочено много поверий, примет, песен и обрядов, выражающих не только общую народную психологию, свойственную всем народам на известной ступени культуры, но и психологию данного народа, в зависимости от культурно-исторической и бытовой обстановки. Малорусская С. отличается торжественностью. песня и обряды распределены довольно равномерно. соблюдено строгое различение между отдельными актами свадебной драмы. Любопытной особенностью малорусской С. представляется обилие хлебных обрядов и песен. Обрядовое употребление хлеба на малорусской С. не представляется сухой и бессмысленной формальностью: оно оживлено и объяснено песнями. Великорусской С., как цельного и своеобразного проявления великорусского быта, нет. Следует отличать С. среднерусскую от северно- и восточно-русской. между ними мало сходства. Среднерусская С. имеет общеславянский характер, походит на белорусскую, малорусскую, сербскую, болгарскую, как по песням, так и по обрядам. Россия северная и северо-восточная относительно свадебного ритуала представляет нечто исключительное в славянском мире: обряды немногочисленны и однообразны, песни чрезвычайно длинны и тоскливы. «Вытье» невесты и ее подруг наполняет брачный пир. На С. первую роль играет колдун. Все его боятся, угощают и ублажают. Колдун чванится, ломается, задает тон всей свадьбе и подчас деспотически командует молодыми и поезжанами. Обрядовый хлеб на великорусских С. представляется явлением второстепенным. Важную роль здесь играет, между прочим, баня. Вообще, во всем строе и тoне северно-русской С. проглядывает что-то суровое, жесткое и тоскливое. Характерной особенностью болгарской С. представляется кишкек

, или каша пшеничная, приготовленная торжественным образом. это — древнейшаа форма жертвоприношения хлеба. Рядом с
кишкеком
стоит
кравай.
Замечательна еще болгарская
бучка
, как остаток жертвоприношения волос. В сербской и хорватской С. сохранились многие черты древнего поклонения домашнему очагу. В чешской С. характерную роль играет петух, как остаток древнего жертвоприношения. Польская С. потеряла почти все древнее, архаическое: она состоит из двух или трех более или менее роскошных угощений родных и знакомых новобрачных. В свадебных обрядах сохранились, в виде культурных переживаний, обломки древнего быта и все пережитые стадии истории брака, сохранилась древняя религиозно-мифическая и этическая символика. Остатками «умыкания» (т. е. похищения) девиц служат: 1) обычай сватов являться в дом отца невесты в виде путешественников, поздно вечером или ночью, 2) аллегорический рассказ о преследовании куницы, 3) искусственная преграда у ворот невесты, 4) стрельба из ружей (первонач. из луков), 5) употребление знамени (застава, корогва, хоругвь — соб. знамя, откуда сл. хорунжий), 6) многочисленность поезжан жениха, 7) джигитовка, 8) высылка вместо невесты копья (у сибирских крестьян), 9) стук в двери, 10) пускание стрелы в окно дома невесты (в малор. и белор. песнях), 11) борьба перед воротами невесты, 12) пугание лошади жениха, 13) прятание невесты (в Пермской губ., в Буковине и др.), 14) просьбы родных невесты о пощаде (у сербов- лужацких), 15) жених и его поезжане садятся за стол в шапках, 16) вооружение брата невесты саблей, 17) обычай дружка бить плетью по стенам и столу, 1 8) песенная перебранка поезжан жениха и невесты, 19) венчание поздно вечером, 20) внесение молодой на руках в дом молодого, 21) снимание с ее лица покрывала кнутовищем, 22) освещение ее лица, 23) притворное бегство молодой (во Владим. губ., в Германии), 24) притворные побои и рвание косы, 25) оберегание опочивальни молодых вооруженными. Многие обряды и песни напоминают о старинной продаже-купле невесты, замененной у культурных народов взаимным согласием молодых. К купле относятся все формы куничного выкупа, хотя бы в виде современного германского Biergeld, «der Braut zu Ehren». К С.-купле относятся: 1) торг и пропои невесты, 2) продажа косы, 3) рукобитье, 4) прикладывание ко лбу невесты монеты, 5) выкуп сундука, 6) обрядовой подмен невесты, 7) соединение рук молодых, в смысле передачи девушки в собственность жениха. Особую группу свадебных обрядов и песен составляют символизирующие подчинение женщины мужчине: удар невесты плеткой, разувание молодого (упом. уже в Лаврентьевской летописи под 980 г.) и др. В свадебных песнях и обрядах (преимущ. коровайных) сохранилось воспоминание о древнем культе Солнца: важную роль на С. играют древние символы Солнца — венок, свеча, круглый хлеб. В древнем быту, с целью задобрить богов-покровителей брака и расположить их в пользу новобрачных, им предлагали угощение. Предметы и приемы кормления богов изменялись с развитием культуры, сообразно с местными условиями домашнего быта и со степенью зажиточности вступавших в брак. При господстве пастушеского быта, жертвоприношение богам состояло в заклании животных, преимущественно коровы, и в возлиянии молока. С развитием земледельческого быта стало преобладать жертвоприношение хлеба. В пустынных и лесистых местах грубые формы жертвоприношения удерживались долее, чем в странах более богатых от природы или расположенных по бойкому водному торговому пути. Богатые люди и в период земледельческой культуры предпочитали принесение в жертву животных, в особенности крупных, в торжественных случаях — в большом даже числе (гекатомбы). Бедные люди поневоле ограничивались жертвоприношением мелких животных, чаще всего петуха. но так как жертвоприношение коровы в некоторых случаях считалось необходимым по религиозно-мифическим представлениям, связанным с этим животным, то возникло обыкновение приносить в жертву изображение коровы из теста. Само жертвоприношение хлеба прошло несколько ступеней развития, согласно со способами приготовления хлебной пищи. На низшей ступени земледельческой культуры в пищу, а, следовательно, и для жертвоприношения употреблялись или хлебные зерна, более или менее поджаренные, или хлебная кашица, т. е. те же поджаренные хлебные зерна, только в размельченном и смоченном водой виде. В жертву приносились и опьяняющие напитки — сома у индусов, гаома у иранцев, виноградное вино у греко-италийцев, пиво и мед у германцев и славян. В число важных предметов жертвоприношения входили также волосы ребенка или новобрачных. Волосы были приносимы в смысле pars pro toto (часть вместо целого). по внутреннему своему значению, это — прямая замена жертвоприношения человека, непосредственно следующая за эпохой каннибализма. Остатком этого обычая служит обрезывание или подрезывание косы невесты перед венчанием. В свадебных песнях и обрядах есть прямые указания, что жертвоприношение сопровождалось следующими торжественными действиями: поднимались и опускались, клали на молодых правую руку, обращались в правую сторону, соблюдали круговращательное движение или танец, приводивший, при усиленном темпе, в вакхический религиозный экстаз. Приношение яств и напитков богам сопровождалось молитвами и гимнами. Языческая молитва по содержанию близко подходила к заговору: она имела стихотворную форму и пелась одним лицом или целым собранием молящихся. В древнее время многие свадебные песни представляли собой молитвы, обращенные к богам-покровителям брака и заключавшие в себе просьбу новобрачных и всего их рода о ниспослании им богатства и чадородия. Были особого рода религиозные песни (certa et solemnia verba римлян), свободные от узких утилитарных целей. В них воспевался брак Солнца и Земли, или Солнца и Луны, месяца и вечерней звезды, как священный прототип брака человеческого. Между молитвами и религиозными песнями не было резкой разграничительной черты. религиозная песня в честь и славу богов легко переходила в молитвенную просьбу о ниспослании благ земных, как это, между прочим, можно и ныне видеть в колядках, где прославление Солнца и месяца последовательно переходит в прославление домохозяина и его жены. Музыка при свад. обрядах в древности не имела самостоятельного значения и служила аккомпанементом пению. Кроме культа Солнца, свадебный ритуал славянских народов сохранил культ домашнего очага, черты древесного анимизма и почитания водных источников. Выдающееся положение Солнца в свадебных обрядах славянских народов обусловлено было их преданностью земледелию. Религиозно-мифические элементы С. у одних славянских народов сохранились лучше, у других слабее. Юго-восточные славяне в этом отношения оказались более консервативными, чем славяне западные. См. монографии г. Ящуржинского (в «Рус. Фил. Вестн.» 1880 г. и отдельно). Сумцова, «О свад. обрядах, преимущ. русских» (диссерт., 1881), «О религ.-мифич. значении малор. С.» («Киев., Старина», 1885), «О влиянии греко-римск. свадебного ритуала» (ib., 1886). Ф. Волков, «Rites et usages nuptiaux en Ukraine» (в «Antropologie», II и отд. — большое и ценное исследование). Довнар-Запольский, «О белор. С.» (в «Этногр. Обозр.» — также обширное и ценное исслед.). Охримович, «Об отражения в малорос. С. древнего патриархата» (там же. исследование большое, но одностороннее и с преувеличениями). Для изучения великорусских и белор. С. более всего дают сборники Шейна, Терещенка («Быт русск. нар.»), «Этногр. Сборники» изд. географ. общ., сборники Добровольского и Романова. Весьма подроб. и ценный библиограф. указатель многочисленных сборников свад. песен см. в «Обычном праве» Якушкина (I—II). О малорус. С. обширные материалы в сб. Чубинского («Труды Этн. Стат. Эксп.», IV т.), Головацкого («Галиц. песни»), Иванова («Жизнь и творч. крест. Харьк. губ.» 1898), Гринченка в Ш т. «Этногр. Материал.», в «Основе» 1862, IV, «Киев. Стар.» 1883, II, 1896, XI. Библиография малор. свад. пес. и обрядов в III т. «Этногр. Матер.» Гринченка и отчасти в «Киев. Стар.», 1896, XI (в примеч. ред. к статье Ящуржинского о малор. С.). О болгарск. С. в «Сборн. за нар. умотв.» (I — XV) и в сборниках Верковича, Качановского, Чолакова, Каравелова, Княжеского, бр. Миладиновых. О Сербской С. в «Гласник» (1867, V). Kanitz, «Serbien». Rajajaczich, «Das Leben d. S &uuml. dslawen». — Польская С. во мн. томах «Lud» Кольберга, в журн. «Wisla», Wojcicki, «Piesni» Сиди, в новейшем сб. Федоровского. Чешская С. в разн. книжках журн. «&#268.esky Lid» (см. в погодных указателях), «Kulda», «Swadba», «&#268. asop. &#269. esk. Musea» (1859, I), Gumlork — «Staro &#269.. obyc.» (I), Erben — «Prost. &#269.es pis.». Из других материалов весьма ценны собрание древних индийских свадебных гимнов Винтерница, исследование Росбаха о древнеримской С., матер, о свад. обыч. и пес. кавказских народов в XXV томах «Сборн. матер. для изуч. Кавказа». При специальном изучении свадебных песен и обрядов важное значение имеют и общие научные труды по истории семьи — Моргана, Баховена, М. Ковалевского, Энгеля, Загоровского («О разводе») и др.
Н. Сумцов.
Свадьба (юрид.) — окончательный акт заключения брака, придающий последнему полную юридическую силу. В современном праве С. в этом юридическом смысле совпадает с понятием венчания

(см.). свадебные обряды в настоящее время являются не юридическими, а бытовыми актами. До установления церковных форм брака — в Западной Европе и России, а в настоящее время — у народов, стоящих на низшей степени культуры, и отчасти в русском обычном праве, С. распадалась на несколько самостоятельных актов. Важнейшими из них были похищение девушки (позднее — договор о браке с ее родителями или опекунами. см. Обручение) и плотское совокупление, а после образования договорной формы — еще промежуточный между договором и совокуплением акт торжественной передачи невесты жениху. Юридическая сила этих трех актов в разное время, по-видимому, не была одинакова. Лишь на очень древней ступени похищение и совокупление, а затем договор, передача и совокупление совпадали в один юридический акт, непосредственно следуя друг за другом. Когда брак сделался куплей невесты или договором выкупа ее у родителей, а цена за девушек еще была высока, она не могла быть выплачена сразу. при договоре она лишь обещалась в торжественной форме (старый формальный контракт). согласно с этим отсрочивалась и передача девушки, до уплаты цены. С., таким образом, отделилась от обручения (см.), юридическая сила которого долго еще охранялась законом предпочтительно перед моментом С. В последней продолжали совмещаться два акта: передача жениху девушки и плотское совокупление. позднее и эти акты разделились, и средневековые юристы много спорили, какому из них следует придать решающую юридическую силу. Новейшие исследования указывают на связь между значением различных юридических моментов С. и имущественными отношениями супругов. Когда невеста стала наделяться приданым и особенно недвижимостями, передача последних совершалась, естественно, в момент окончательной передачи невесты. в связи с этим ко второму моменту С. (передача девушки) перешла и преимущественная юридическая сила. В тех местностях, где вступление в брак создавало полную общность имуществ, права жены окончательно устанавливались вместе с установлением полной плотской близости, вследствие чего и наибольшую силу в бракозаключительном праве получило плотское совокупление. Во многих местностях окончательные права общности устанавливались — а в некоторых местах (остз. право) устанавливаются и теперь — удачным результатом сожития, т. е. рождением ребенка. И после образования церковной формы брака указанные три момента бракозаключения и два момента С. еще различались по своей юридической силе. Теперь момент венчания при церковном браке и совершение официальных торжественных форм при гражданском браке поглотили все остальные моменты. Юридическая история С. лучше всего разработана по памятникам германского права, на основании которого восстановлена и указанная эволюция С. См. Schr &ouml. der, «Deutsche Rechtsgeschichte» (3 изд.). Heusler, «Institutionen des deutschen Privatrecht» (II). Lehmann, «Verlobung und Hochzett nach den nordgermanischen Rechten», а также литературу под сл. Обручение.
В.Н
.

Свадьба — это порог другой жизни, полной ответственности и обязательств

Мужчины со свойственной им прагматичностью не придают большого значения череде событий этого торжественного дня, но смысл свадьбы для них имеет огромную важность! Они могут совершенно не волноваться о том, какими лентами будет украшен свадебный кортеж, кто из молодых первым ступит на рушник согласия, и не будут долго колебаться в выборе свадебного костюма. Что такое свадьба для них? Это серьезное решение взять на себя ответственность за создание семьи, это обещание хранить верность, заботиться и обеспечивать эту семью, решение, которое принято задолго до праздничной даты, а значит, осмысленно и осознанно, то есть морально пережито. А потому среди сильной половины человечества бытует мнение такое, что свадьба — это шумные яркие гулянья в кругу близких и друзей, которые разделяют с молодыми радость их важного события. Кстати, о традициях и масштабах этих самых гуляний подробнее можно узнать на сайте Свадьбаголик.Ru.

Определение слова «Свадьба» по БСЭ:

Свадьба — обряды, сопровождающие заключение Брака. На ранних стадиях общественного развития — в период материнско-родового строя оно представляло собой несложную церемонию. С. как обрядовое оформление брака получила особое развитие в период Патриархата, когда прочно утвердились единобрачие (см. Моногамия) и поселение супругов в доме мужа (Патрилокальный брак). Основной момент цикла свадебных обрядов у всех народов — переход (чаще всего — переезд) невесты из дома родителей в дом жениха, т. е. драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род. Этот акт, как правило, сопровождается обменом подарками, праздничным пиром, увеселениями и т. д. В С. участвуют родственники жениха и невесты и особые обрядовые лица (например, сваты, дружки). Содержание этих обрядов различно. Часто инсценируются насильственный увоз невесты женихом и его друзьями, сопротивление невесты и её родни и т. д., что отражает тот период в истории брака, когда утверждался новый (по сравнению с предшествующим временем) порядок патрилокального поселения и подчинения женщины власти мужа и его родни. В период распада патриархального строя, когда за женщину, которую рассматривали как рабочую силу, требовали платы (Вено у некоторых европейских народов, Калым у монгольских и тюркских народов и пр.), в свадебных обрядах появились инсценировки «продажи» невесты, а вместе с тем возникли «смотрины» — обряд осмотра «покупаемой» женщины. Многие свадебные обряды связаны с религиозными представлениями, имеют магический смысл, призваны защищать молодых от «злых духов», «порчи» и т. д. У многих народов, например, Кавказа, горного Таджикистана, Горно-Бадахшанской АО и других мест, где в дореволюционное время существовало религиозное почитание огня и очага (покровителя дома), переход женщины из одной семьи в другую сопровождался прощанием невесты с очагом родительского дома и посвящением её домашнему очагу мужа. Зерно, мука, хмель, орехи и т. п., которыми на С. славянских, кавказских и многих других народов осыпают молодых, символизируют изобилие, благополучие и т. д. Вместе с развитым обрядовым циклом возникли и обрядовые костюмы невесты, жениха и других участников С. Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства (театрализованные действия, музыка, пение, танцы, игры). Развитые религиозные культы обычно включают в свадебный комплекс религиозный обряд венчания, не вытесняющий при этом народной обрядности, первоначальный смысл которой зачастую забывается, переходит в традицию. В социалистическом обществе заключение брака освобождается как от церковных, так и в значительной мере от отживших старинных обрядов, связанных с религией и суеверием, и становится праздником, отмечающим возникновение новой социалистической семьи. В СССР в 1960-70-е гг. особое развитие получила традиция торжественной регистрации брака во Дворцах бракосочетаний или в Залах торжественной регистрации браков. Лит.: Кагаров Е., Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 8, Л., 1929. Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР, Л., 1926. Никольский Н. М., Происхождение и история белорусской свадебной обрядности, Минск, 1956.

В словаре Фасмера Макса

сва́дьба укр. сва́дьба, сва́йба, блр. сва́дзьба, др.-русск., русск.-цслав. сватьба (Изборн. Святосл. 1076 г.), болг. сва́тба, сербохорв. сва̏дба, словен. svȃdba, чеш., слвц. svadba, польск. swadźba, н.-луж. swajźba, swaźba. От сват, собственно «сватовство»; см. Соболевский, Лекции 104; Мi. ЕW 332. Неприемлемо ввиду русск.-цслав. свидетельства сближение с веду́, води́ть, вопреки Желтову (ФЗ, 1876, вып. 1, стр. 20). Народн. также сва́рьба под влиянием свари́ться «ссориться» (Аппель, РФВ 3, 87).

Нужен ли штамп в паспорте?

Ведь как говорят мудрые люди, идеальный любовник — это мужчина, рядом с которым понимаешь значение слова «верность». И свадьба, регистрация брака нужны именно тем людям, женщинам и мужчинам, которым посчастливилось познать настоящую любовь и встретить идеального партнера — они уже знают значение и цену верности, а потому хотят быть только рядом с любимым человеком, хотят жить с ним и любить его открыто и очень долго.

Если бы свадьбы действительно не были нужны, то люди и не играли бы свадьбы, не регистрировали бы свою любовь и свои близкие отношения. Но вопросами свадьбы интересуется в той или иной степени каждый третий или даже второй влюбленный и любящий человек, который пока еще не соединил свою жизнь с жизнью любимым узами брака. И это не просто слова, а сухая статистика: в Яндексе любовью интересовались в июле 2009 года 3 миллиона человек, а свадьбой — 1,5 миллиона пользователей Интернета.

И еще: чтобы там ни говорили поборники гражданского брака и свободных отношений, невозможно всю жизнь жить на чемоданах и в ожидании ветра перемен. Это по молодости и глупости можно лет десять отправить коту под хвост, плетясь на поводу у переменчивого общественного мнения по поводу целесообразности гражданских браков и целесообразности традиционной свадьбы.

Но раньше или позже каждому человеку хочется элементарной стабильности, уверенности в завтрашнем дне и своем любимом человеке. Невозможно всю жизнь искать ещё, и еще более лучшего и идеального партнера: ведь люди с возрастом не молодеют и не красивеют, сил у них не прибавляется. А потому, решение создать семью и сыграть свадьбу с любимым человеком — это решение взрослых людей, которые уже нагулялись и досыта наигрались в свободную любовь, и которые пришли к выводу, что ничего на свете лучше нету, чем как можно крепче привязаться юридическими формальностями к телу и душе любимого человека.

Если вы уже десять лет ищете подходящего человека и все никак не можете найти, то это серьёзный повод, чтобы задуматься — а знаете ли вы, что ищете? А знаете ли вы сами себя и свои желания? Потому что подходящих людей вокруг всегда много, но чтобы их найти, надо знать, что именно вы ищете в человеке. И список требований к избраннику должен быть краток — не больше 3-х основных пунктов и касаться не внешности, а его внутренних качеств. Например, беспроигрышный вариант для женщины, когда она хочет познакомиться с добрым и умным мужчиной.

Свадьба — это своеобразная «книга жалоб и пожеланий» на семейную жизнь!

Согласитесь, свадьба похожа на спектакль: ведь события идут по сценарию, декорации меняются, массовка работает, сценки разыгрываются самые разные. И игра эта с блеском исполняется всеми участниками торжества — родственниками и приглашенными гостями. Что такое свадьба их глазами? С чем и для чего идут они на свадьбу? Первое — это, конечно же, поздравить новобрачных, разделить с ними радость и стать частью их грандиозного праздника! Но, присмотритесь, что делают они в течение всего празднества, провозглашая тосты и пожелания, играя различные ситуации из жизни и предлагая молодоженам делать выбор, искать решения и прочее? Они ведь дают им напутствия, добрые советы и делятся своим опытом, чтобы уберечь молодую семью от проблем и ошибок…

Веселая свадьба

Мнение критика[править]

Некоторые сцены в первоначальном сценарии, написанном Александром Галиным, отличались от того, что было снято Лунгиным. А дело все в том, что Лунгин для работы над фильмом специально привлек довольно большое количество непрофессиональных актеров — обычных жителей тех самых Липок, — которые, как признался сам Лунгин, настолько повлияли на ход съемок, что Лунгину пришлось даже несколько изменить сценарий. Причем эти обычные жители захиревшего шахтерского городка играли настолько ярко, что не всегда можно было различить, где профессиональные актеры, а где просто статисты, что, вероятно, и побудило жюри Каннского фестиваля дать фильму приз «За лучший актерский ансамбль».

Ансамбль там действительно отличный, хотя актеры выглядят достаточно по-разному. Главные герои — Марат Башаров и Мария Миронова — мне, если честно, не сильно понравились и ничем таким особенным не запомнились. Но в фильме есть несколько актеров второго плана (впрочем, «второго плана» они по сюжету, а по сложности ролей и по частоте появления на экране они вполне могут претендовать на «первый план»), которые сыграли просто блестяще.

Пожалуй, самый запоминающийся — это Гаркуша в исполнении Андрея Панина. Гаркуша, как вы помните, главный алкаш и главный бузотер. По сюжету ему отведена довольно важная роль: он выступает невольным виновником больших неприятностей, которые случаются с женихом, но он же делает все, чтобы жених этих неприятностей избежал. Панин играет просто отлично, и его Гаркуша — одна из самых интересных ролей в фильме.

Вторая по значимости и яркости роль — это милиционер Борзов, которого играет Александр Семчев (помните толстяка, рекламирующего пиво в телерекламе?). Семчев доказал, что его актерские возможности вовсе не исчерпываются рекламными роликами. В «Свадьбе» у него роль крайне сложная: милиционер Борзов — настоящий негодяй, облеченный властью, который ради своей паршивой карьеры готов пойти на должностное преступление и загубить жизнь Мише, «скроив» против него уголовное дело, за которое Миша спокойно может сесть лет на пять. Причем Семчев настолько точно рисует типаж этого мерзавца, что перед глазами сразу встают очень похожие персонажи, которых я неоднократно наблюдал в реальной жизни: милиционер в маленьком городке, знающий по имени почти каждого жителя, бывающий на всех семейных праздниках, который пьет с этими людьми водку, поет песни, танцует с ними, но за грош может продать любого, если это поможет его продвижению по службе.

Некоторые критики упрекали Лунгина за то, что Борзов в конце фильма, вроде как, исправился. Невнимательно смотрели кино, товарищи критики, Борзов вовсе не исправился. Он как был — сволочь, облеченная властью, так и остался. Просто его довели до истерики, вот он и сорвался: не смог довести свое негодяйство до конца. К тому же — свадьба, песни, водка, да и начальник напился… Вот Борзов временно и получшел. Но вы не волнуйтесь! Эти людишки вот так вот враз свои беспринципия на принципы не меняют. Он проспится — и все пройдет.

И третья роль, которая очень запоминается, — это знатный шахтер, отец Миши. Роль эпизодическая, но каждое появление Сальникова — это просто блеск. Очень интересный характер: с одной стороны — довольно мягкий (Мишу он называет «сыночек», что не очень-то типично для суровой среды шахтеров), но с другой — папа настолько переживает за сына и настолько болеет за то, чтобы свадьба прошла нормально и все было «как у людей», что на пути у папы лучше не вставать — затопчет.

Еще отлично играет «тетя из Харькова», которая выделывает нечто невообразимое в сценах с Гаркушей… впрочем, хватит перечислять, ведь там столько интересных ролей, что о них можно говорить сутки.

Короче говоря, мне фильм понравился. В нем есть определенные недочеты, которые несколько смазывают впечатление, но мне не хочется о них говорить, потому что в общем и целом — фильм хороший. Актерский состав действительно великолепный, и приз в Канне картина получила совершенно заслуженно.

Лунгин снял правдивое и жизненное кино. Причем складывается такое впечатление, что правдивым оно получилось даже не благодаря, а вопреки сценарию, в котором, на мой взгляд, много чего навертели «не по делу». Но Лунгин сам говорил, что именно жители Липок в определенной степени повлияли на то, каким в конце концов получился фильм, а это значит, что сама жизнь внесла свои коррективы в картину.

Нужно ли посмотреть? Конечно, нужно. Это не шедевр, но очень добротное кино, в котором присутствует действительно отличный актерский ансамбль и есть несколько блестящих актерских работ. Вопреки мнению некоторых критиков, это вовсе не «клюква а-ля рюсс», снятая Лунгиным для Запада. Поэтому в России фильм будет смотреться ничуть не хуже, чем в Каннах. А уж если учесть то, что в России сейчас хорошие фильмы появляются чуть ли не раз в год (новых «мэтров» почти нет, а старые на порядок чаще разочаровывают, чем радуют), — «Свадьба» Лунгина должна стать настоящим событием.[1]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: