Биография Жоры Крыжовникова: «Горько!», «Лед 2» и другие фильмы


Начало карьеры в кино

Свою карьеру в кино Першин начал со съемок короткометражных фильмов. Дело было в 2009 году. Первыми из них были «Дракон Абас Блю», «Пушкин дуэль» и «Казроп» (последнюю он снял в соавторстве с Олегом Глушковым, с которым работал еще в театре «Школа современной пьесы»).

Уже в 2010-м режиссер берет себе творческий псевдоним. Позже он пояснил, что хотел отстраниться от образа «телевизионного ремесленника». Фильм «Счастливая покупка», подписанный Жорой Крыжовниковым, снят по мотивам пьесы самого Першина «Мой парень – робот». Восьмиминутная история рассказывает, как в недалеком будущем андроид пытается подстроиться под характер обычной женщины.

Лента была представлена на нескольких кинофестивалях и завоевала три награды – «за лучший сценарий» на фестивале METERS, специальный приз жюри на фестивале «F5» и диплом кинофестиваля «Святая Анна».

Следующая короткометражка Жоры Крыжовникова – «Проклятие» – была сделана в жанре «найденная пленка» (жанр был популяризован с конца 90-х такими фильмами, как «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление», «Репортаж» и «Монстро»).

Карьера в кинематографе

После успешного окончания родного режиссерского факультета в 2009 году Жора активно принялся за работу над проектами. Первые крупные и уверенные шаги в сфере были сделаны мужчиной в 2009-2011 г. Тогда он внес весомый вклад в шоу «Большая разница», «Карнавальная ночь». Особенной страницей карьеры Крыжовникова стала работа над казахским аналогом прославленной в России «Фабрики звезд». Программа пользовалась огромной популярностью и подарила немало опыта Жоре.

Следующим этапом карьерной лестницы стало сотрудничество с популярным российским каналом СТС. Здесь Жора приложил руку к комедийным шоу «Валера-TV» и «Нереальная история». Крыжовникову также посчастливилось режиссировать третий сезон имевшей успех «Кухни», любимого народного сериала о ресторанном бизнесе.

Постепенно Жора приступил к работе над уникальными проектами. Так, его первый короткометражный фильм «Проклятие» увидел свет в 2012 году. Далее следовало несколько коммерчески успешных комедий, созданных совместно с Тимуром Бекмамбетовым. «Горько», «Горько-2», «Самый лучший день» – все эти картины стали настоящим фурором современного кинематографа и даже принесли Крыжовникову премию «Ника».

В дальнейшем Жора также занимался развитием российской комедии. Легкие и непринужденные фильмы из серии «Елки», уникальная картина «Неидеальный мужчина» и многие другие стали прямым отражением мастерства режиссера. Крыжовников нередко сталкивается с критикой, но все же продолжает работать и творить специально для поклонников его детищ.

«Горько!» и «Горько! 2»

Артхаусная история о кастинге, снятая за полдня и наполненная нецензурной бранью, заинтересовала продюсеров Илью Бурца, Дмитрия Нелидова, Сергея Светлакова и Тимура Бекмамбетова, которые искали режиссера для комедийного фильма «Горько!»

«Горько!» стал первым полнометражным фильмом для молодого режиссера. Картина о традициях российской свадьбы имела большой успех: при бюджете в $1,5 млн она собрала $25,5 млн.

В картине не было звезд. У того же Егора Корешкова, исполнителя роли жениха, за душой к тому моменту было меньше 10 эпизодических ролей в кино. Чуть более опытной была Юлия Александрова, которая уже успела засветить у Валерии Гай Германики в сериале «Школа» и полнометражке «Все умрут, а я останусь». Выбор в их пользу был связан с тем, что они уже снимались у режиссера в той самой «Счастливой покупке».

Успех картины привел к появлению второй части, снимал которую также Жора Крыжовников. Фильм стал самой прибыльной российской картиной 2014 года, однако сборы были уже не те (всего $13,4 при бюджете в $2,5 млн). Однако успех первой части привел к тому, что в Мексике выкупили права на съемки ремейка, который появился в 2018-м.

«Горько!», «Елки» и «Самый лучший день»

В игровом кино молодой режиссер дебютировал в 2009 году, сняв в дуэте с Олегом Глушковым короткометражки «Пушкин дуэль», «Дракон Абас Блю», «Казроп». Первой самостоятельной работой в кинематографе у Першина стала короткометражка «Счастливая покупка», которая вышла на экраны в 2010 году. В титрах к кинофильму режиссер впервые назвал себя Жорой Крыжовниковым.

Два года спустя появилась еще одна короткометражка Жоры – трагикомедия «Проклятие». Увидев эту работу Крыжовникова, Тимур Бекмамбетов и Сергей Светлаков предложили молодому режиссеру снять комедию о свадьбе. Кинопроект «Горько» стал первым полнометражным фильмом в исполнении Крыжовникова. У критиков фильм вызвал много вопросов, зато зрительская аудитория приняла его на «ура».

Попытка молодоженов Наташи (Юлия Александрова) и Романа (Егор Корешков) провести свое бракосочетание в русской традиции для родителей и родственников и в европейском стиле для друзей в какой-то момент вышла из-под контроля. Непредвиденные обстоятельства соединили два отдельных мероприятия в свадебную кутерьму, в которой персонажи Сергея Светлакова, Яна Цапника, Елены Валюшкиной, Василия Кортукова, Юлии Сулес, Сергея Лавыгина тоже не потерялись.

Комедия «Горько» по кассовым сборам в 16 раз превысила свой производственный бюджет и стала событием в мире отечественного кинематографа. Спустя год герои фильма еще раз встретились в его продолжении. На этот раз ситуация разворачивается вокруг похорон. Чтобы спастись от кредиторов, отчим Наташи инсценирует собственную смерть и наблюдает из гроба за приготовлениями к похоронам.

В 2014 году Жора Крыжовников помогал создавать комедийный проект Кухня, хотя в титрах он фигурирует как Иван Тохтамыш.

В декабре 2015 года на экраны вышел фильм «Самый лучший день», снятый Жорой Крыжовниковым. Картина с участием Дмитрия Нагиева, Юлии Александровой, Ольги Серябкиной, Сергея Лавыгина, Инны Чуриковой, Михаила Боярского, Елены Яковлевой, Андрея Малахова принесла создателям более 10 миллионов долларов прибыли.

Зрителям понравилась история о заурядном ДПСнике Петре Васютине, собравшегося жениться на любимой девушке Ольге. Но, задержав в состоянии алкогольного опьянения столичную певицу, Васютин не устоял перед соблазном закрыть глаза на правонарушение. Звезда уехала в Москву, а Петя не только потерял работу, но и поругался с Ольгой, которая и видеть не хочет неверного жениха.

В отчаянии Васютин идет топиться, но вдруг сам становится телезвездой. Вот только слава и популярность ему совсем не в радость. Петр хочет вернуться к Ольге, но простит ли его девушка?

В 2021 году Жора Крыжовников снял комедию «Елки новые», в которой хорошо знакомые и новые персонажи популярного проекта в исполнении Ивана Урганта, Сергея Светлакова, Юлии Александровой, Дмитрия Нагиева, Елены Яковлевой, Таисии Вилковой влюбляются, ссорятся, мирятся, попадают в неприятные ситуации и совершают геройские поступки. И все это происходит в канун Нового года, а значит – без чудес не обойдется.

На своей страничке в социальной сети «Фейсбук» Жора Крыжовников поделился планами на будущее, сообщив поклонникам своего творчества, что приступил к съемкам комедии «Звоните Ди Каприо». Сюжет фильма должен разворачиваться вокруг жизни актера-неудачника Льва, завидующего успехам своего младшего брата Егора. Но однажды братьям волею случая придется поменяться ролями.

«Самый лучший день» и другое

После двух частей комедии про свадьбу Крыжовников снял еще две короткометражки. Одна из них – «Нечаянно», вторая – «Новые русские».

Выдержав паузу, режиссер возвратился с новой комедией. В ленте «Самый лучший день» у него снялись все та же Юлия Александрова, Дмитрий Нагиев и солистка группы Serebro Ольга Серябкина (сейчас уже в статусе экс-). Сценарий к фильму Жора написал вместе с Алексеем Казаковым. Коллеги опирались на классическую пьесу Александра Островского «Старый друг лучше новых двух».

Фильм стал самой кассовой отечественной лентой 2015 года. В прокате картина собрала свыше $10,5 млн (при бюджете в $2 млн).

Тимур Бекмамбетов, который продюсировал «Горько!», вспомнил про Крыжовникова, когда было решено снимать очередной фильм из цикла «Елки». В картине «Елки новые» были задействованы Иван Ургант, Сергей Светлаков, Дмитрий Нагиев, а также Елена Яковлева и Юлия Александрова.

Отметился режиссер и на сериальной ниве. В 2014-м он снимал некоторые из эпизодов «Кухни», однако там он в титрах указан, как Иван Тохтамыш, уточняет Википедия.

Другим его крупным проектом, уже под запомнившимся псевдонимом, стал сериал «Звоните ДиКаприо!» с Александром Петровым и Андреем Бурковским в главных ролях. Сериал выиграл две премии кинофестиваля «Движение». Одну – «за лучший сценарий» – получили Крыжовников и его соавторы, вторую – «за лучший актерский тандем» – Петров и Бурковский.

БУРУНОВ ЗАВИБРИРОВАЛ, КАК СТРУНА

— Как вам пришла в голову идея написать сценарий «Родных»?

— Тут важную роль сыграл Алексей Казаков, человек, с которым мы написали и «Горько!», и «Горько! 2», и «Самый лучший день». У него давно появилась идея сценария о совместном путешествии отца и сына, в котором отец пытается сына как-то перевоспитать, а сын – наоборот, избавиться от давления отца. Сначала сюжет была совсем абстрактным, потом появилась мысль, что герой хочет спеть на Грушинском фестивале песню, которую уже давно сочинил, но которую все стеснялся исполнять со сцены…

А дальше случилась очень важная встреча с Сергеем Буруновым. Его очень задела тема родителей-тиранов, которые передают свои травмы детям, а те передают их внукам. Родители сопротивляются самостоятельности своих детей и одновременно перекладывают на них свои несчастья. Причем, мне кажется, это общероссийская ситуация. Меня она не коснулась, у меня папа всегда был любящий и поддерживающий, но в целом вокруг этого много. И Сергей Александрович завибрировал как струна, когда услышал про этот сюжет… Вот так все окончательно и собралось: история про семью как проклятие и как благословение, про мучительное сосуществование с людьми, которых ты не выносишь, но любишь. Родные постоянно наносят по тебе удары, потому что близкий человек – тот, по кому ты не можешь промахнуться. Если ты решишь его обидеть, он не увернется. Вот человек, который на улице идет, он может в ответ что-то сказать, от него это может отскочить. А от родного – не отскочит. К тому же ты хорошо его знаешь и понимаешь, куда больнее всего можно уязвить. Так что семья — это кровавая связь, бокс, бои без правил, но под маской большой любви. «Я тебя люблю, поэтому говорю прямо: ты некрасивый». Это Сергей Александрович в каком-то интервью вспоминал, как мама ему сказала: «Ну куда ты с таким лицом в артисты пойдешь? Ты видел себя в зеркале?»

Фото: Ксения Угольникова

— У вас в фильме три главных героя – дед (Сергей Шакуров), отец (Бурунов) и сын (Семен Трескунов…)

— По мужской линии проблемы передаются наиболее отчетливо. Женщины более адаптивны. У них есть и терпение, и внутреннее умение этому противостоять. По крайней мере, Ирина Пегова в «Родных» играет женщину, которая как-то обволакивает своего мужа, успокаивает его, поглаживает, все время поцеловывает. Она — такое седативное средство. А мужчина либо будет сломлен подобного рода отцовским воспитанием, либо выстоит и уйдет — навсегда, или лет на двадцать. При этом унаследовав подспудную, не осознаваемую травму недолюбленности.

— А как возникла тема Грушинского фестиваля?

— Я в детстве жил в коммунальной квартире, и у соседа в комнате висел плакат с Грушинского фестиваля — он участвовал в каких-то песенных конкурсах. Эта картинка производила впечатление. Много народу, на воде сцена в форме гитары, с нее поет человек. И я подумал, что герой Бурунова – почти как мой сосед, ну, разве что лет на пять моложе. Он вполне мог в молодости что-то написать, а потом началась жизнь с ее кризисами, и он так и не вышел на сцену-гитару, только картинка с тех пор так и висела на стене… Грушинский фестиваль нас интересовал не как источник юмора: над бардами перестали шутить даже «Уральские пельмени» и Comedy Club, настолько далеко все это ушло на обочину. И мы не собирались иронизировать над поклонниками авторской песни. Именно поэтому, кстати, Олег Митяев, когда узнал, что мы хотим что-то снимать про Грушинский фестиваль, сам связался с нами, попросил почитать сценарий и, как прочел, стал нашим союзником и снялся в фильме.

Фото: Ксения Угольникова

Александр Петров. Биография

Еще в 2021 году Крыжовникову доверили снимать продолжение фильма «Лед» о фигурном катании. В ленте у режиссера снимались Александр Петров и Аглая Тарасова. Последняя за роль фигуристки в первой части получила премию «Золотой орел».

Премьеру спортивной мелодрамы в России поставили на День всех влюбленных – 14 февраля 2021 года.

Кроме Петрова и Тарасовой, в ленте были задействованы Мария Аронова, Юлия Хлынина, Надежда Михалкова и Сергей Лавыгин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: