Петр Глебов: биография
Народный артист СССР появился на свет 14 апреля 1915 года в Москве. Он из семьи потомственных дворян. Мать Петра – скромная и интеллигентная женщина, а отец был предводителем Каширского дворянства. Знаменитый казачий атаман Орлов-Денисов тоже приходился родственником нашему герою.
До 4 лет Петр проживал в российской столице. Но во время революции им с братом пришлось переехать в деревню, расположенную неподалеку от Звенигорода. Вечерами ребята вместе с бабушкой и дедушкой пели песни под гармонь. А с наступлением темноты мальчики бегали на конюшню. Им нравилось кататься верхом. Петя прекрасно управлялся с лошадью. Он мечтал стать гусаром.
Детские годы
Родился Петр Глебов в Москве в апреле 1915 года, там же жил до 1919 года. С началом революции он и его брат были отправлены в Назарьево — деревню в Звенигородской области. По прошествии некоторого времени они вновь переезжают, на этот раз в другую деревню, Дарьино. В своем интервью Петр Петрович рассказывал, как с ребятишками по ночам скакали на лошадях, а до рассвета пели песню под гармонь. Тогда сложно было представить, что такие навыки пригодятся актеру очень скоро.
Из воспоминаний о детстве артист рассказывал следующее: «1917 год мне запомнился отчетливо, ведь тогда застрелили моего любимого пса. В нашем родовом имении была небольшая детская, а в ней стоял вольер с птицами. Отец очень любил их разводить, охотник как-никак».
В 1922 году умер Петр Владимирович — отец Глебова, дворянин. Причиной столько неожиданной кончины стал тиф, настигший его в то время, когда Петр Владимирович поехал отобрать лошадей для Красной Армии.
«Жили бедно, одевались плохо. Я ведь, как только снег сходил и до следующего снега, босым ходил, не было возможности купить сандалии. Мой брат также ходил, но мы молчали и терпели, мать одна все тянула. Помню, как бегала за едой на 5 км на железнодорожную станцию.», — с тоской вспоминал Петр Петрович.
Учеба
Возвращаться в Москву долгое время было нельзя. Поэтому наш герой посещал деревенскую школу. Учителя считали его прилежным учеником, тянувшимся к знаниям. По окончании семилетки Петя должен был выбрать свою будущую профессию. Недолго думая, он изъявил желание обучаться в мелиоративном техникуме. Чем же обусловлен его выбор? Просто Петя очень любил природу. С мая по октябрь он ходил босиком по траве. С ранних лет мальчик увлекался охотой.
Вскоре техникум из Москвы перевели в провинцию. Глебов отправился в город Брасово. Там парень без труда поступил в мелиоративно-дорожный техникум. Обучение длилось 4 года. Но это стоило того. В 1940 году Петя получил диплом об окончании учреждения. Он отправился в Москву, где поступил в Оперно-Драматическую студию Станиславского. Его зачислили на курс М. Кедрова.
Обучение в техникуме и студии
После окончания семилетки в 1931 г. Пётр поступил в мелиоративно-дорожный техникум. Как оказалось, он не вполне осознавал суть своей специальности, полагая, что профессия будет связана с утками. Юноша, как и его отец, увлекался охотой, поэтому и предпочёл такой род занятий.
После окончания техникума в 1935 году Глебов поступил в драматическую студию имени Станиславского. Год спустя его пригласили в труппу. Поступить удалось с первого раза не только благодаря таланту юноши, а и с помощью связей. На тот момент его старший брат Григорий помогал Станиславскому работать на студии. Он знал о детской мечте Пети и уговорил его приехать в Москву для сдачи вступительных экзаменов.
Своё происхождение будущий актёр долго скрывал, не обращался за помощью к более удачливым членам семьи. Когда его просили заполнять анкеты, в них парень писал: «Мой отец — агроном, а моя мать — домохозяйка». Но мать настояла, чтобы он указал настоящее происхождение в анкете на поступление в студию.
Глебов занимался у М.Н. Кедрова, на его курсе были и другие известные преподаватели, в числе которых Орлов, Андровская, Лилина, Леонидов и даже сам Константин Станиславский. Кстати, последний из них вместе с женой находился в составе приёмной комиссии во время вступительных экзаменов юноши. Их тронуло до слёз его выступление с басней Крылова «Два мужика», стихотворением «Ямщик» и диалогом Чичикова с Собакевичем.
Мирное время
Глебову удалось пережить голод и холод. По окончании войны он вернулся в московский драмтеатр. Многих из его коллег уже не было в живых. В памяти Петра Петровича они остались светлыми и талантливыми людьми.
Службе в драмтеатре им. Станиславского Глебов отдал почти 20 лет своей жизни. Он участвовал в десятках спектаклей. Среди его работ можно выделить роли в таких постановках, как «Салемские ведьмы», «Дни Турбинных», «Три сестры» и другие.
Театр
В 1941 году молодого выпускника приняли в театральную труппу, но он не успел отыграть даже одного сезона – началась война. Петр отправился на фронт добровольцем и попал в зенитно-артиллерийский полк, где служил до самой победы.
Петр Глебов во время войны
На досуге артист развлекал сослуживцев пением и игрой на гитаре, а во времена затишья он с друзьями ставил спектакли в полковом клубе. 9 мая 1945 года актеры вышли на сцену для постановки «Трех сестер» и внезапно услышали из зала крики «Победа!». Глебов запомнил этот момент на всю жизнь, хотя впоследствии не любил вспоминать военное прошлое.
За службу Петр Петрович получил многочисленные награды, в том числе орден Красной Звезды и медаль «За оборону Москвы». После демобилизации актер вернулся в труппу родного театра и провел там следующие 20 лет, сыграв в знаменитых спектаклях – «Салемские ведьмы», «Дни Турбиных», «Три сестры».
- Звезда «Женского доктора» Петр Рыков: «Институт брака давно устарел»
Кинокарьера
Сниматься в фильмах Глебов Петр Петрович начал еще в 1940 году. Первой его киноработой стала эпизодическая роль в картине «Любимая девушка». Перед отправкой на фронт актер успел снятья в фильме «Мечта». Роль была настолько крохотной, что его имя и фамилию даже не указали в титрах.
Вернувшись с фронта, наш герой решил продолжить кинокарьеру. Однако первую большую роль он получил лишь в 1957 году. Режиссер Сергей Герасимов предложил ему сотрудничество. Петр Глебов успешно вжился в образ Григория Мелехова. Зрители высоко оценили игру молодого актера.
На съемках «Тихого Дона» крестьянские навыки, приобретенные Петром в детстве, пришлись кстати. К примеру, его не нужно было обучать верховой езде. Глебов с ранних лет знал, как нужно обращаться с лошадью.
Роль Гриши Мелехова сделала нашего героя известным и востребованным актером. Предложения от режиссеров посыпались на него, словно из рога изобилия. Но Петр Петрович не хватался за каждую роль. Он внимательно изучал сценарии. Большинство предложений ему пришлось отсеять. Глебов снимался лишь в тех фильмах, к которым у него лежала душа.
За всю свою актерскую карьеру он снялся более чем в 40 картинах. Среди его киноработ можно выделить:
- «Одиночество» (1965) – Сторожев;
- «Морской характер» (1970) – полковник Архипов;
- «Пламя» (1974) – командир Суровцев;
- «Мужики!» (1981) – Матвей Зубов;
- «Полынь – трава горькая» (1982) – генерал Жариков;
- «Битва за Москву» (1985) – Буденный;
- «Сурейя» (1987) – дядя Коля;
- «Бравые парни» (1993) — майор;
- «Сага древних булгар» (1999).
Кинематограф
Талант его заметили не сразу. Съемки были еще в 1940 году, но роли были лишь эпизодические. В 1957 году в жизни Глебова происходит настоящий переворот. «Помню, когда зашла речь о съемках «Тихого Дона», я уже отчаялся получить хоть какую-то значимую роль. Еще и Герасимов так тянул со своим решением: брать или нет меня на роль Григория Мелехова. Он тогда сомневался, что в свои годы я смогу сыграть двадцатилетнего пацана. Что самое интересное, о том, что я получил главную роль, Герасимов сообщил моей жене! Ну вы только представьте.», — смеясь, рассказывал Петр Петрович.
С тех пор Глебов празднует 2 дня рождения: как человека и как актера. На съемочной площадке в первые же дни он поразил всю группу своими навыками верховой езды, когда в два счета вскочил на коня и пришпорил его.
В последующих работах актера уже не видели как рядового артиста сцены, а представляли как главного героя масштабной постановки «Тихий Дон». В течение тридцати следующих лет вышло более трех десятков кинокартин, в титрах которых указано, что в съемках принимал участие сам Петр Глебов. Фильмы исторической направленности в его «послужном списке» встречаются часто. В киноленте «Царская невеста» предоставили актеру вновь главную роль — царя Ивана Грозного. В «Кочующем фронте» Глебов исполнил легендарную роль Щетинкина Петра — командарма.
Драма о «Моцарте и Сальери» — и вновь главная роль, которую с блеском исполнил Петр Глебов. Фильмы хоть и были популярными среди зрителей, но все же не принесли желанной славы актеру.
Петр Глебов, биография: личная жизнь
Наш герой никогда не был бабником и покорителем женских сердец. К выбору спутницы жизни относился со всей ответственностью. Петр Петрович женился, когда ему было 32 года. Все его братья уже давно имели семьи.
Со своей супругой, Мариной Левицкой, актер познакомился случайно. Симпатичная девушка пришла к Глебовым с поручением от тети. Петр познакомился с ней. Марина ему очень понравилась. Актер красиво ухаживал за ней. И вскоре он предложил возлюбленной руку и сердце. Марина ответила согласием. Ради счастливой семейной жизни девушка пожертвовала своей карьерой художника-архитектора.
28 июля 1956 года на свет появился первенец Марины и Петра – очаровательная дочурка. Малышку назвали Еленой. Вскоре в семье Глебовых произошло очередное пополнение. Родилась их вторая дочь Ольга.
Настоящий казак
Погожим июльским днем 1956 года Петр Глебов шагал по улице Горького и размышлял: чего бы такое купить в подарок любимой жене, которую всего час назад отвез в роддом. И даже не заметил старого приятеля, актера Александра Шворина. Очнулся, только когда тот тронул его за рукав:
— Чего улыбаешься, Петь? Хорошо живешь?
— Да сам знаешь… Еле свожу концы с концами.
— Есть отличная халтура! Можешь заработать. На «Детфильме» Герасимов пробует меня на Григория Мелехова в «Тихом Доне». Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти.
До этого Глебов снимался лишь в массовках и коротеньких эпизодах фильмов «Поезд идет на Восток», «Любимая девушка», «Мечта», «Свинарка и пастух»…
«На просмотрах этих фильмов, — вспоминал актер, — мои родные и друзья ждали, когда же они увидят меня. Потом спрашивали: где же я был? А я и сам себя еле успевал разглядеть, где ухом, где плечом промелькну…»
Герасимов пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойной кандидатуры на главную роль не было. Неожиданно взгляд его остановился на Глебове.
Статья по теме
От чего поёт казачья душа? Как Шолохов описывал донскую кухню
— Кто это? — спросил он у ассистента.
— Артист Театра Станиславского Глебов. Пробуем на роль второго офицера.
— А ну-ка дайте полный свет!
— Да полноте вам, Сергей Аполлинариевич, какой же это Мелехов?.. — попытался было урезонить Герасимова второй режиссер. — Никак это вы от отчаяния?
— Действительно, какой из него Мелехов? — поддержал главный оператор. — Взгляните на его нос! Где горбинка?!
— Я вижу в нем кое-что куда поважнее…
Вскоре в Москву приехал Михаил Шолохов. Герасимов пригласил автора «Тихого Дона» в просмотровый зал киностудии, и, как только на экране появились первые кинопробы Глебова, раздался взволнованный голос писателя:
— Так это же он! Он и есть! Настоящий казак…
Позже Глебов говорил: «Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений. Он искренен даже в своих заблуждениях. На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, — тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»
Смерть
В последние годы жизни у актера пошаливало сердце. Супруга старалась окружить его заботой и лаской. Врачи рекомендовали Петру Петровичу побольше отдыхать на природе. Но ему было некогда. Даже в преклонном возрасте он продолжал сниматься в фильмах.
Однажды у Глебова случился инфаркт. Актер оказался в больнице. Если вы думаете, что там он тихо и спокойно лежал на койке, то сильно ошибаетесь. Наш герой рассказывал анекдоты соседям по палате.
Свое 85-летие известный артист отметил дома, в кругу близких людей. Обильному столу и подаркам он радовался, словно ребенок. А через 3 дня его не стало. 17 апреля 2000 года – это дата смерти актера. Какова же причина гибели Глебова? Сейчас вы обо всем узнаете.
Петр Петрович остался один дома. В дверь позвонил почтальон. Актер резко встал, затем упал на пол. У него оторвался тромб. Смерть Глебова произошла мгновенно. Никакой боли он не почувствовал. Бездыханное тело Петра обнаружила его супруга. Мария Алексеевна буквально почернела от горя. Она сразу же вызвала скорую помощь и сотрудников МВД.
Известного и любимого многими артиста похоронили на Ваганьковском кладбище. Супруга и дочки регулярно приходят к нему на могилу. Они приносят его любимые цветы – огненно-красные гвоздики.
Фильмы
В кино Глебову долгое время приходилось ограничиваться эпизодическими ролями. Он сыграл второстепенных персонажей в картинах «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Убийство на улице Данте» и новелле из киноальманаха «Родимые пятна» под названием «Я ничего не помню».
Петр Глебов в фильме «Тихий Дон»
Звездным часом Глебова стало приглашение в фильм «Тихий Дон» – этот день актер потом считал своим кинематографическим днем рождения. На пробы он пришел за компанию с другом Александром Швориным, и режиссер обратил внимание на Петра Петровича благодаря его звонкому голосу. В его кандидатуре на роль Григория Мелехова режиссера смущало многое – возраст (тогда Глебову было уже 40, а надо было играть 20-летнего парня), отсутствие горбинки на носу – важной приметы персонажа.
В итоге последнее слово осталось за автором романа Михаилом Шолоховым. Отсмотрев пробные записи, он решительно проголосовал за Глебова, и после этой роли актера узнала вся страна. Возраст частично удалось скрыть с помощью грима, а горбинку сделали из особой смолы. Жюри Всесоюзного кинофестиваля 1958 года присудило ему премию за лучшую мужскую роль.
Петр Глебов в фильме «Мужики!..»
Следующие экранные образы в фильмографии Петра Петровича также были удачными, но такого огромного успеха уже не имели. Он снялся в «Царской невесте», «Емельяне Пугачеве», а также в фильме «Кочующий фронт». В 1983 году Глебов получил государственную премию имени братьев Васильевых, а позже за роль в фильме «Пламя» – серебряную медаль имени Александра Довженко.
В 1959 году Петр Петрович стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1974 году – народным.
Биография
Пётр Петрович Глебов родился 14 апреля 1915 года в Москве. Происходит из старинного дворянского рода Глебовых.
В 1931 году окончил Школу-коммуну № 32 им. П. Н. Лепешинского в Москве, в 1935 — Брасовский мелиоративно-дорожный техникум. В 1935—1936 годах работал гидротехником Богучарского районного земельного управления.
В 1937—1940 годах учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве, где занимался у М. Н. Кедрова.
Старший брат Петра Глебова, Григорий, к этому времени оставил профессию инженера и стал трудиться вместе с К. С. Станиславским, помогая ему в работе созданной в 1935 году Оперно-драматической студии. Григорий, зная мечту своего брата об актёрской профессии, настоятельно рекомендовал Петру приехать в Москву в июне, чтобы сдать приёмные экзамены в Студию. Петр Глебов так и сделал. Однако, перед подачей документов в Студию возникла проблема: нужно было заполнить анкету и ответить на вопрос о социальном происхождении. Григорий Глебов настаивал на том, чтобы указать в анкете — из крестьян. Но Мария Александровна, мать братьев Глебовых, резко запротестовала: — Петя, пиши из дворян! Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин! С анкетой проблем не возникло, и Пётр Глебов сдал экзамены. К слову, в составе приёмной комиссии были и Константин Сергеевич Станиславский, и его жена — Мария Петровна Лилина.
Петр Глебов: Так решилась моя судьба. Я с удовольствием стал учиться актёрскому мастерству комического амплуа в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского. Нам преподавали замечательные «старики» — Леонидов, Орлов, Лилина, Андровская, Кедров и, конечно же, сам Станиславский. Его ежедневные уроки — самое главное, что я получил в Студии. Он привил мне веру в свой метод, в свою систему. И если я чего-то добился в своей артистической жизни, то благодаря тому, что всегда помнил заветы моего любимого учителя, реформатора сцены.
С 1941 года — актёр Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (с 1948 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского).
С началом войны добровольцем ушёл на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от вражеских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково. Во время службы, благодаря близости Москвы, по разрешению командования вместе с другими актёрами-бойцами играл в театре.
После войны вновь вернулся в театр, где играл до 1969 года. Участвовал в спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Салемские ведьмы» А. Миллера и других.
В трудовой книжке актёра, заполненной зав. отделом кадров есть запись: «Общий стаж работы по найму до поступления в Театр им. К. С. Станиславского 2 года. Подтверждено документами. Гос. Оперно-Драматический Театр им. Кс. Станиславского. 1937.IX.1. Зачислен на должность артиста драмы. Пр. 99 от 01.IX.37 г.»
С 1940 года снимается в кино. Первую роль, выходящую за рамки эпизода, сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню»(1954).
Лучшей работой актёра в кино стала роль Григория Мелехова в экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон», созданной режиссёром С. Герасимовым в 1957—1958 годах.
С 1969 года — в труппе Театра-студии киноактёра.
Умер 17 апреля 2000 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Биография[ | ]
Происходит из дворянского рода Глебовых. Внук крупного помещика Владимира Петровича Глебова (1848—1926), который был избран калужским дворянством своим предводителем, и княжны Софьи Николаевны Трубецкой (1854—1936)[2][3]. Правнук ярославского библиофила В. С. Михалкова, двоюродный брат автора слов российского гимна Сергея Михалкова.
Московские особняки его предков из рода Глебовых находились на Молчановке[4] (построена после пожара 1812 года действительным статским советником П. И. Глебовым — крёстным отцом Льва Пушкина[5][6]) и на Большой Никитской (см. Геликон-Опера).
Глебов, Пётр Петрович — предки |
В 1931 году окончил Школу-коммуну № 32 им. П. Н. Лепешинского в Москве, в 1935 — Брасовский мелиоративно-дорожный техникум. В 1935—1936 годах работал гидротехником Богучарского районного земельного управления. В 1937—1940 годах учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве, где занимался у М. Н. Кедрова. С 1941 года — актёр Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (с 1948 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). С началом Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, который охранял от вражеских самолётов западный сектор Подмосковья: Очаково, Переделкино, аэропорт Внуково. Во время службы, благодаря близости Москвы, по разрешению командования вместе с другими актёрами-бойцами играл в театре[7]. После войны вновь вернулся в театр, где играл до 1969 года. Участвовал в спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Салемские ведьмы» А. Миллера и других. С 1940 года снимается в кино. Первую роль, выходящую за рамки эпизода, сыграл в небольшом антиалкогольном фильме-плакате «Я ничего не помню» (1954). Самая известная актёрская работа — роль Григория Мелехова в экранизации романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», созданной режиссёром С. А. Герасимовым в 1957—1958 годах. С 1969 года числился в труппе Театра-студии киноактёра. Жил с семьёй на Фрунзенской набережной в доме № 40. Умер 17 апреля 2000 года на 86-м году жизни в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (). |