Оскар Уайльд — биография
Оскар Уайльд — ирландский писатель, многогранный представитель литературного искусства позднего Викторианского периода.
Многие называют его творчество стартовой точкой для развития всего европейского модернизма. Он был одним из наиболее ярких представителей эстетизма.
Помимо работы на поприще прозаической литературы, Оскар Уайльд активно и продуктивно трудился в качестве поэта, писал пьесы, эссе, также занимался малыми литературными формами.
В свое время он считался не по годам умным, проницательным и талантливым писателем, прозаиком и поэтом. При этом отличался сложным характером, обладал хорошим чувством юмора и здравой долей самоиронии.
Несмотря на талантливость, граничащую с гениальностью, Оскар Уайльд испытывал серьезные личные проблемы почти на протяжении всей жизни.
По стечению обстоятельств, его предпочтения в любовной сфере стали роковыми. Сначала поэт и писатель попал в тюрьму по обвинению в гомосексуализме.
А после отсидки из-за слабости здоровья заболел инфекцией, которая привела к менингиту, воспалению головного мозга. И в конечном счете — унесла жизнь мужчины.
Талантливый писатель и поэт прожил всего 46 лет. Он умер в 1900 году, но успел оставить после себя богатое и разнообразное литературное наследие, которое пользуется заслуженной популярностью даже в наши дни.
Содержание
Оскар Уайльд: интересные факты
20.06.2017
Сэр Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд стал примером того, как судьба может сначала вознести человека на головокружительную высоту, а потом бросить его на самое дно, откуда уже невозможно подняться. Впрочем, Уайльд не был ангелом во плоти, и перипетии его жизненного пути во многом объяснялись его собственным экстравагантным поведением. Он буквально кинул перчатку своим современникам – так могли ли они не поднять ее? Итак, вспомним некоторые интересные факты из биографии Оскара Уайльда – так нам будет проще понять его произведения.
- Оскар родился в солидной семье, оба его родителя пользовались уважением окружающих. Отец был практикующим врачом-офтальмологом. Мать увлекалась написанием стихов, обожала блистать на литературных вечерах, испытывала тягу ко всему изысканному и прекрасному.
- Когда Оскар был совсем маленьким, мать одевала его как девочку, завивала волосы – она страстно мечтала о дочке. Мечта ее исполнилась позже. К сожалению, сестренка Оскара прожила недолго. Для самого Оскара странный каприз матери имел печальные последствия: возможно, он-то и стал причиной его непонятного влечения в зрелые годы к лицам своего пола.
- Мальчик рос, учился вместе с братьями сначала дома (за это время он освоил немецкий и французский языки). Затем поступил в школу, где поражал учителей и сверстников феноменальной скоростью чтения вслух. Читал он с выражением, проявляя явные актерские способности.
- Завершал образование Уайльд в Оксфорде, который окончил блестяще. Там он выучился великолепно говорить на чистейшем английском, и уже никто не мог упрекнуть его в наличии ирландского акцента.
- После Оксфорда Оскар стал писать стихи, в которых прослеживались декадентские черты. Мрачность и безысходность характерны для его творчества. «Пошлый XIX век» молодой писатель презирал – с его торгашеством, страстью к наживе. Но предлагал ли он что-либо взамен? В его произведениях об этом речи нет.
- Со школьной скамьи юный денди сразу попадает в светские салоны, где им, как тогда выражались хозяева вечеров, «угощали» гостей. «Ирландский остроумец» в оригинальных костюмах был редкой новинкой – следовало им «попотчевать» представителей высшего светского общества.
- Оскар Уайльд не знал недостатка в поклонниках и поклонницах. Среди последних оказалась красавица Констанс, за которой давали большое приданое. Оскар горячо влюбился и вскоре повел избранницу к алтарю. В браке родились 2 детей.
- Через некоторое время окружающие стали замечать странности в поведении писателя: пользуясь повышенным вниманием лиц обоего пола молодого поколения, сам он стал интересоваться юношами. Однажды он познакомился с Альфредом Дугласом. Скандальная связь вышла наружу. Писателя обвинили в наличии шокирующих общественность связей. Оскар Уайльд подал в суд, думая, что своим красноречием сумеет защитить себя. Процесс тянулся долго. Итог – осуждение Оскара Уайльда на каторжные работы сроком на 2 года.
- Поэт и писатель оказался ввергнутым в такие условия, о которых раньше лишь читал или слышал от других. Как скажет он сам после выхода из тюрьмы: «Все то, чего я сознательно избегал ранее, делая вид, будто страданий, боли и ужаса не существует, обрушилось на меня». Жизнь словно наказывала писателя за то, что в прошлом он не признавал ее темные стороны – и решила повернуться к нему самыми острыми своими гранями.
- После тюремного заключения Оскар Уайльд сломился. Он сжился со своими страданиями. Близкие люди покинули его: супруга скончалась, у детей была другая фамилия, друзья отвернулись. Альфред Дуглас показал свое истинное лицо: он с презрением отзывался об Уайльде и «под шумок» распродавал вещи, которые подарил ему друг в свою счастливую пору. Но Уайльд не изменил себе: до своей смерти от острого менингита он продолжал писать. Его последнее произведение – «Баллада Редингской тюрьмы». Здесь нет уже красивостей, эстетства – лишь истинное горе и боль…
Такой сложной и непредсказуемой оказалась жизнь Оскара Уайльда, автора всемирно известного «Портрета Дориана Грея». Судьба послала истинному таланту горькие испытания, словно проверяя его на прочность.
Рейтинг статьи:
7641
просмотр
Автор: Ирина Бурдакова
Детство
Будущий писатель Оскар Уайльд (полное имя Оскар Фингал О’ Флаэрти Уиллис Уайльд) появился на свет 16-го октября 1854 года. Местом рождения прозаика и поэта стал ирландский город Дублин. Он происходил из знатной, уважаемой семьи.
Отец, Уильям Уайльд, был врачом, который занимался хирургическим лечением заболеваний глаз и ушей (ото-офтальмолог).
Помимо собственно медицинской деятельности, мужчина был разносторонне развит и одарен. Он писал книги по ирландскому фольклору, археологии.
Также занимался благотворительной деятельностью, как и подобает аристократической особе. В свое время Уильям открыл медицинский пункт, в котором помогали беднякам.
Мать Оскара — Джейн Уайльд, была поэтессой и убежденной националисткой до самого последнего дня своей жизни. Она помогала ирландскому освободительному движению. Работала под псевдонимом Speranza (в переводе с итальянского — надежда).
Оскар Уайльд в молодости
В течение всего детства юный Оскар Уайльд находился в творческой атмосфере. Мать часто устраивала поэтические вечера, приглашала гостей, которым читала свои произведения и стихотворения членов националистической организации «Молодые ирландцы».
Друзьями и знакомыми творческой пары были крупные представители культурного общества, науки, высшего света.
Именно благодаря такому ритму жизни, царящей дома атмосфере, Оскар Уайльд начал формироваться как самостоятельная и неординарная личность.
Семья
- Отец поэта был умелым и довольно-таки известным врачом-офтальмологом, занимавшимся благотворительностью. Он учредил медицинский пункт, обслуживая бедняков бесплатно. Также имел значительные достижения в области археологии, истории и выпивки. Получил рыцарское звание за свои занятия.
- Мать Оскара сама была поэтессой, но не настолько известной, как её сын, она обычно писала стихи под псевдонимом «Speranza» (с итальянского — «Надежда»), поддерживая сторонников отделения Северной Ирландии от Великобритании. Именно она передала будущему писателю любовь к культуре и искусству ещё с ранних лет.
- Когда Уайльд был маленьким, мать переодевала его в женскую одежду и завивала волосы, потому что очень хотела иметь дочь. Впоследствии её мечта сбылась, дочь родилась, однако прожила недолго. Маленькая Изола в десять лет умерла от менингита. Оскар посвятил своей младшей сестре одно из стихотворений под названием «Покойся».
Юность и образование
На начальном этапе своего становления, Оскар Уайльд осваивал знания дома. Родители были сторонниками индивидуального образования. Того же принципа они придерживались в развитии, воспитании и обучение двух других детей.
У молодого человека был брат по имени Уилли и сестра Изола. Жизнь отвела ей не так много времени. В возрасте 10 лет девочка погибла от воспаления мозга, менингита.
Образованием молодого человека занимались две гувернантки, которых наняли родители будущего писателя.
Француженка привили любовь к литературе своей страны, ее культуре, а также помогла освоить французский язык. Тем же самым образом на впечатлительного и жадного до знаний молодого человека повлияла немка.
В 1864 году родители приняла решение отдать братьев в престижную Королевскую школу Портора, которая располагалась недалеко от самого Дублина.
Оскар Уайльд был остроумным и оригинальным, простым в общении молодым человеком. Эти черты вкупе с отличным чувством юмора делали его душой любой компании. Он легко находил общий язык со сверстниками и преподавателями.
В 17 лет молодой человек окончил Королевскую школу. Его труды на поприще учебы были отмечены золотой медалью за академические успехи.
Логическим продолжением стало дальнейшее образование. Оскар Уайльд получил направление в колледж Святой Троицы (Тринити-колледж).
Молодой человек поражал преподавателей. Он не был гением или природным вундеркиндом. Однако еще со школьной скамьи интересовался античной историей, литературой. Знал несколько древних языков, проявлял серьезно рвение в постижении всего нового.
Кроме того, Молодой Оскар Уайльд отличался хорошим вкусом в одежде, обладал утонченными, поистине английскими манерами, присущими аристократической среде. Самоирония, сдержанность, стиль и глубокомысленное отношение к вещам.
Эти черты стали визитной карточкой мужчины на долгие годы вперед. Не изменял он своим привычкам и ближе к концу жизненного пути.
Оскар Уайльд официально считался одним из самых перспективных и многообещающих студентов колледжа. Потому закономерным итогом стало то, что именно его рекомендовали к поступлению в Оксфорд.
Во время обучения в университете, он вносит в свой образ окончательные штрихи и становится тем, кого будут знать в будущем как утонченного и аристократичного мужчину.
Именно в период обучения Оскар Уайльд пересматривает свои критерии эстетического, прекрасного. Перестает зацикливаться только на нравственности и морали, смотрит на вещи более широким взглядом.
Большое влияние на молодого человека оказывает его преподаватель, Джон Рескин. Оскар Уайльд с упоением слушает его лекции.
Именно под впечатлением от именитого теоретика искусства молодой человек окончательно формируется как личность.
В будущем поэт и прозаик неоднократно писал своему учителю и благодарил его за данные в юные годы ориентиры.
Еще во времена студенческой бытности О. Уайльд отправляется в путешествие по Греции и Италии. Колыбелям античной цивилизации. Он оказывается под сильным впечатлением от увиденного, проникается многовековой культурой.
Под влиянием поездки молодой человек создает поэму «Равенна». Произведение высоко оценили в родном университете. Будущий писатель получил престижную Ньюдигейтскую премию.
Оскар Уайльд биография. Детство нетривиального мальчика
Оскар Финнгал Уайльд О’Флаэрти родился в славном городе Дублине в 1854 году. Датой его рождения стало 16 октября. Родители будущего поэта были людьми состоятельными и уважаемыми в ирландском обществе.
Отец Оскара работал врачом, его специализацией была офтальмология и хирургия. Мать мальчика была активной женщиной, отдававшей много времени борьбе за права ирландцев. Еще Джейн Франческа обожала поэзию, и сумела передать данную любовь своему сыну.
Уильям Уайльд был не только глазным хирургом, но и увлекался литературой, писал исторические труды, однажды даже получил рыцарство от королевы за свою работу врача.
В доме семейства Уайльдов всегда было много посетителей и гостей. На вечера, устраиваемые семейной парой, съезжались «сливки» местного общества.
У Оскара был старший брат, а также младшая сестра Изола, которая скончалась от менингита в десять лет. Оскар очень тяжело переживал потерю сестры .
С братом Уильямом, которого назвали в честь отца, Оскар учился на дому. Домашнее образование братьев было превосходным. Мальчиков обучили всем необходимым манерам. Дети много читали, затем выучили французский и немецкий языки благодаря своим гувернанткам, которые были иностранками.
Затем дети были определены в Королевскую школу Портора. Завершив школьное обучение в семнадцатилетнем возрасте, Оскар не мог похвастаться глубокими знаниями в точных науках, но, все же, окончил учреждение с медалью за свои таланты в скорочтении и литературе. Он также получил направление в престижный ирландский Тринити-колледж.
Будучи студентом, Оскар не слишком ладил со своими одногруппниками. Однажды ребята из колледжа решили немного проучить мечтательного и заносчивого Оскара. Они волоком втащили будущего поэта на холм. Оказавшись на вершине, Оскар отряхнулся и громко сказал: «Какой прекрасный вид!».
Студент Уайльд обожал участвовать в различных литературных конкурсах. Во многих из них ему доставались первые места. В колледже юноша увлекся Древней Грецией. Античность, эстетика, древние языки стали для него настоящей страстью.
Уайльд всегда тяготел к самоиронии, был скептиком и приверженцем эллинизма. Спустя три года талантливого парня направили на учебу в Оксфорд. Помимо знаний в Оксфорде Оскар приобрел английский акцент, избавившись от своего ирландского произношения.
Вокруг неординарной личности поэта еще в студенческие годы ходили разные слухи. Сам Оскар не спешил их развеивать, ему нравилось, что его персона обрастает легендами и мифами уже при его жизни.
Во время учебы на мировоззрение молодого человека сильно повлиял один из педагогов. Джон Рескин, видящий красоту мира только в синтезе с добром, оказал большое влияние на взгляды Оскара.
В тот же период молодой поэт отправился в путешествие по Италии и Греции. Страны произвели на Уайльда хорошее впечатление. Вернувшись домой, талантливый юноша воспользовался вдохновением от поездки и создал поэму «Равенна». За это произведение Оскар получил одну из главных премий университета.
Творчество
Творческая биография Оскара Уайльда началась еще в 1878 г. В годы обучения в оксфордском университете. Дебютом в поэзии стала та самая поэма, которая была создана под впечатлением от путешествия в Европу.
В том же году молодой человек переезжает в Лондон. Он посещает все светские мероприятия. Гости поражаются манерам будущего писателя, его утонченной натуре, оригинальности и острому чувству юмора.
Представители аристократии пытаются подражать молодому поэту, перенимая его привычки и нравы. В очень скором времени у мужчины появилась целая толпа поклонников. Они стремились во всем быть похожими на своего кумира.
В ближайшие несколько лет литературного творчества, Оскар Уайльд занимался только поэзией. Из-под его пера выходят поэмы, которые пользуются большой популярностью на родине.
Изредка молодой человек пишет эссе на темы эстетики и своего представления прекрасного. Чувствуя, что дома ему становится тесно, мужчина отправляется в Соединенные Штаты Америки.
Оскар Уайльд в Америке 1882 год
Здесь он проводит всего один год, живет с 1882 по 1883. Но за короткий период времени молодой человек успевает влюбить в себя американскую публику.
Представителям культурного сообщества, а также простым людям нравится его моральная позиция, им импонирует творчество поэта.
На момент отъезда Оскар Уайльд успел обзавестись большой группой последователей, сторонников и просто поддерживающего его поклонников. Природная харизма и обаяние позволило молодому человеку завоевать симпатии местных людей без усилий.
В 83 году писатель возвращается обратно в Лондон. На тот момент Оскар Уайльд успевает обзавестись семьей. На свет появились двое сыновей.
Молодой человек постепенно переходит на прозаическую стезю, начинает писать сказки. Не столько ради собственного творческого развития, сколько для того, чтобы порадовать своих детей.
За короткий период времени из-под пера мужчины выходит несколько сборников. «Счастливый принц», «Гранатовый домик», работу над которыми прозаик заканчивает в 1888, 91-м годах. В родной Англии и Ирландии писатель приобретает заслуженную популярность.
В 90-е мужчина пытается приобщиться к миру журналистики. Он публикует статьи, некоторое время работает редактором женского издания. Но этот период длится всего несколько лет.
В тот момент Оскар Уайльд уже был на пике своей популярности. Но отношение к нему было крайне неоднозначным. Одни едва ли не поклонялись ему, как кумиру. Другие — критиковали и ненавидели. Частью от зависти, частью из-за творческих разногласий.
Но не было такого человека, кто бы относился к писателю равнодушно. При этом злые наветы, слухи и сплетни, многочисленные шаржи и карикатуры только подогревали интерес к нему.
За серьезную литературу мужчина взялся, когда ему исполнилось за 30. Оскар Уайльд пишет несколько рассказов. В том числе «Преступление лорда Артура Сэвила», «Кентервильское привидение», а также «Сфинкс без загадки».
В тот же период мужчина начинает работать над главным произведением всей своей творческой биографии — романом «Портрет Дориана Грея». Книга вышла в свет уже в 90-м году.
Однако она была воспринята весьма неоднозначно. Мнения разделились противоположно.
Изначально, роман задумывался как своеобразная моральная притча, переведенная в фантастическое русло. Но представители высшего света, аллюзией на который и было произведение, посчитали роман аморальным и оскорбительным.
А вот простые люди встретили его более чем лояльно и тепло. После громкого скандала, который спровоцировал роман писателя, Уайльд пробует себя на поприще драматургии. Из-под его пера выходит пьеса «Саломея».
Ее ждет та же судьба. Из-за спорных и противоположных мнений, скользкой религиозной тематики, негативного отношения высшего общества, произведение долгое время не решались ставить.
На фото Оскар Уайльд в Америке
В последние годы профессионального творчества, Оскар Уайльд пишет пьесы в жанре комедии. В числе наиболее крупных и известных произведений можно назвать «Веер леди Уиндемир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж».
Эти литературные эксперименты воспринимаются благосклонно, не в пример предыдущим. Режиссеры наперебой ставят пьесы в театрах.
В этот момент Уайльд окончательно раскрывается в жанре прозы. Он становится известен как мастер интересных, остроумных диалогов.
Творчество Оскара Уайльда сохранило актуальность и после смерти писателя. Его произведения признаны классикой мировой литературы и ценным пополнением ее коллекции.
Оскар Уайльд и Альфред Дуглас. Запретная страсть.
Оскар Уайлд родился в Дублине. Его родители были весьма эксцентричными людьми. Мать мечтала, чтобы у нее родилась дочь. Когда же родился второй сын, Оскар Фингал О’Флагерти Уиллз Уайлд, она. как это и было принято стала одевать его в девичью одежду. Уайлд был высоким элегантным и красивым юношей. Он начал учиться в Оксфорде, где и сформировались его неподражаемое остроумие, изящные манеры и своеобразный стиль одежды. Вскоре после окончания университета Уайлд стал любимцем лондонского общества. Он был дорогим гостем на любой вечеринке и во всех салонах, и его буквально заваливали приглашениями. Один из его современников написал: «Он был, без преувеличения, самым великолепным собеседником, которого я встречал в своей жизни… Никто не мог затмить его в любой компании. В его присутствии вообще ни на кого больше не обращали никакого внимания». Уайлд зарабатывал себе на жизнь тем, что писал рецензии на книги и произведения искусства, а также чтением лекций в Англии и Америке. Затем он стал писать комедийные произведения и добился на этом поприще огромного успеха. Он был экстравагантен, щедр, скандален и, самое главное, счастлив. История его падения звучит сегодня просто невероятно и по сей день остается одной из самых знаменитых литературных катастроф. В молодости Уайлд был однозначно гетеросексуален. Гомосексуализм его даже слегка шокировал. Первой его любовью была Флорри Бэлкум, с которой он познакомился, когда ему было 21 год. Сердце его было разбито, когда она решила выйти замуж за Брэма Стокера, автора «Дракулы». Через несколько дней Уайлд безуспешно пытался ухаживать за красавицей-актрисой Лилли Лангтри, которая была тогда замужем. В молодости Уайлда было еще несколько увлечений. Кроме этого, он иногда пользовался услугами проституток. Однажды вечером он объявил своему другу Роберту Шерарду о том, что его зовут страсти, и вышел из дома. На следующее утро, встретив Шерарда, Уайлд сказал: «Какие же мы все же животные, Роберт». Когда Шерард сказал, что очень опасался того; что Уайлда могли ограбить, тот лишь ответил: «Им отдают все, что есть в этот момент в карманах».
В 1881 году Оскар познакомился с Констанцией Ллойд, красивой и ласковой девушкой, за которой стал пылко ухаживать и которой стал писать страстные поэтические письма. Они были безумно влюблены друг в друга и поженились в 1884 году. Медовый месяц провели в Париже. В течение нескольких следующих лет Оскар и Констанция горячо любили друг друга. У них родилось два сына, которых они назвали Сирил и Вивиан. Оскар обожал своих детей, но был совершенно не приспособлен к повседневной мирной семейной жизни. До сих пор не ясно, что именно заставило Уайлда стать гомосексуалистом. Еще в Оксфорде, вероятно, он заболел сифилисом после очередной сексуальной связи с проституткой. В то время эту болезнь лечили ртутью. (Это, в частности, вызывало сильное изменение цвета зубов, от чего Уайлд явно страдал). Перед тем, как Уайлд сделал предложение Констанции, он прошел медицинское обследование. Врачи заверили его в том, что он полностью излечился от своей болезни. Через два года он обнаружил ее рецидивы.
Он прекратил сексуальные отношения с Констанцией и стал прибегать к услугам лиц мужского пола. Роберт Росс, который сохранил свою преданность Уайлду до конца его жизни, как-то похвастался, что был «первым мальчиком» Оскара, когда ему было 17 лет, а Уайлду 32. Тем не менее, лишь в 1891 году Уайлд познакомился с 22-летним аристократом лордом Альфредом Дугласом, которого члены семьи и друзья называли «Бози» и которому суждено было стать самой большой любовью в жизни Уайлда. Он родился 22 октября 1870 года. С раннего детства его окружала роскошь домов и столов, множество нянь и слуг — такова была цена принадлежать к старейшему Шотландскому роду, берущему своё начало с Карла Великого и прославленного с 14 столетия. Леди Куинсбери прозвала своего младшего сына Альфреда за необычный повелительный нрав и за «божественную» красоту — Бози (Bosie) от английского “bossy” – «любящий распоряжаться», знала бы она, что это прозвище будет с ним на протяжении всей его жизни и даже переживёт его самого. В колледже Магдалины, юного Бози особо не любили, причина — бешеный характер, частые смены настроения, порой не подающиеся никакому разумному объяснению, его стремление подчинить всех своей воли: от друзей до неприятелей своим взглядом на вещи, порой касающихся исключительно делом личного. Когда молодому лорду исполнилась 17 лет, его мать Леди Куинсбери начала бракоразводный процесс с отцом её сыновей и со своим некогда любимым мужем восьмым маркизом Шотто Куинсбери за многочисленные супружеские измены. Бракоразводный процесс привлёк к себе внимание всего Лондона, ведь главный его виновник слыл скандалистом и воинствующим атеистом, за что был исключён из Палаты Лордов. Полный развал семьи сыграл важную роль в формировании Альфреда как психологически травмированной личности. Постоянные ссоры отца и матери, наблюдаемые им с раннего детства; рукоприкладство к братьям и в частности к нему, вызывало у Бози чувство обиды, которое подкреплённое страданиями матери перешло в ненависть к отцу уже в юности.
Молодой Альфред жил в семье, где обитали ссоры и постоянные судебные разбирательства: будь то судебные процессы его отца с почтенными лицами Лондона, или бракоразводный процесс родителей. Бози не хватало любви и тёплого домашнего очага, в результате чего, он погрузился в себя, в свою красоту, любование которой доходило до открытого проявления нарциссизма. В Оксфорде он начал писать стихи, слишком эмоциональные и дерзкие, но при этом не отличающиеся превосходным стилем и выдержанным размером. Как бы сложилась судьба Альфреда Дугласа и судьба английского общества конца XIX века не известно, если бы в его руки в 1891 г. не попала замечательная книга, о которой тогда говорил весь Лондон, осуждая её, и называя аморальной. Этой книгой была «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Перечитав книгу 11 раз, как он сам утверждал, встал вопрос познакомиться с автором книги, что так магически его околдовала. По воле судьбы хороший знакомый Альфреда поэт Лайонел Джонсон был знаком с Оскаром Уайльдом, поэтому вопрос о знакомстве стал не сложным, ибо, в этом ему виделся будущий успех. Как он надеялся, познакомившись с Уайльдом, он войдёт в поэтические солоны, где получит признание как поэт. И, осенью 1891 года, когда Альфреду исполнилось 21 год, а Оскару Уайльду 37 — произошло долгожданное знакомство в самом доме Уайльда, в котором жили жена Констанция и двое сыновей — Сирил и Вивиан.
Альфред робко признался Принцу Парадоксу, что учится в Оксфорде и пишет стихи, что пришлось по душе Уайльду, затем, попросил, называть его просто Бози. Упоённый мелодичной речью Уайльда, юный аристократ вышел из дома на Тайт Стрит 16 под большим впечатлением, в свою очередь Уайльду запомнилось «ангельское выражение» непорочного эллина, словно «воскресшего их давних греческих мифов». Это была любовь с первого взгляда. Бози обладал всеми качествами, которыми Уайлд восхищался. Они оба обожали роскошь. Началась их бурная дружба, и они стали неразлучны.
Между ними началось общение, пока очень редкое, Уайльд подарил Дугласу книгу своих стихов 1881 г. и «Портрет Дориана Грея» с дружеской надписью. Быть может, этим знакомство бы и ограничилось, если бы не «щепетильный» случай жизни Дугласа. Бози гостил в доме своего несовершеннолетнего друга (в Англии в то время совершеннолетие получали в 21 год, Дугласу на 1892г. уже было столько), к которому испытывал открытую страсть, но родители друга нашли письма Дугласа с довольно «странным содержанием» и принялись его шантажировать, с целью получения денег от богатого семейства. Не зная никого из близкого окружения, кто мог бы его понять и помочь, он обращается к Уайльду, чья приверженность к уранической любви, несомненно, была известна Дугласу, и получает обещание о помощи. Связавшись с адвокатом, Уайльд выкупает через посредников письма, даёт взятку шантажистам, спасая Дугласа от позора. Бози занимает место возлюбленного Уайльда, сместив с этого места Джона Грея, поэта и доброй души человека, а также, посягнул на самое святое, что было у Художника слова – на одиночество, в союзе с которым были созданы шедевры мировой литературы. Неумение оставаться одному и считаться с предпочтениями других, Бози отрывал «пустыми разговорами» Уайльда от творчества и семьи, в результате чего Уайльд так и не смог закончить две свои трагедии «Флорентийская трагедия» и «Святая блудница», но самое главное, не мог проводить время с детьми, которых, несомненно, любил. Но любовь к Бози была сильнее всего, пребывая с ним, он словно был в самое святых Искусства, явно рискуя респектабельностью, семьёй, творчеством. Бози влиял на Уайльда, больше, чем Уайльд влиял на него, увы, но тогда это знали лишь их друзья, тогда как общество и родственники Дугласа винили Уайльда в развращении прекрасного и невинного юноши. В реальности, Уайльд лишь познакомил Дугласа с кругом людей, общаясь с которым можно было легко найти подходящего спутника на ночь, что Бози и делал. В их отношениях было много страстей, признаний в любви, так и слёз, расставаний. Они дополняли друг друга и губили с одинаковой успешностью. Их дружба вызывала отвращение и насмешки везде, где бы они ни появлялись, будь то Лондон, Париж, Флоренция или Алжир. И в тоже время их любовь, и ничем не объяснимая, фатальная страсть, вызывали ревность у друзей Уайльда, особенно у Роберта Росса, молодого литератора, который первый соблазнил ещё не искушённого Уайльда в 1886 году (на тот момент Россу было 17, а Уайльду 32). Эта ревность копилась долго и выражалась порой в ссорах с Бози, которого вывести из себя ничего не стоило. И действительно за три года отношений Уайльда с Бози, вплоть до суда, Роберт Росс, он же Робби играл второстепенную роль друга, первое же место принадлежало Дугласу. Во время путешествия Уайльда и Бози по Алжиру в январе 1895 г. за 3 месяца до суда, они встретили в Бискре молодого и начинающего французского писателя Андре Жида (Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 г.). Андре Жид посчитал Дугласа не таким уж и красивым, каким его всегда описывал Уайльд, но точно подметил то огромное влияние, оказываемое Бози на Оскара: от выбора блюд в ресторане до прямого указывания что делать. В своёй автобиографии Жид писал: «личность Дугласа была более сильной и ярко выраженной, чем личность Уайльда; да, у Дугласа была действительно более развитая индивидуальность, проявлявшаяся в страшном эгоизме; им руководила какая-то фатальная предопределённость, моментами казалось, что он не несёт ответственности за свои поступки; он никогда не противился своей натуре и не допускал, чтобы что-либо или кто-либо ей противился. По правде говоря, Бози меня крайне интересовал, но он и впрямь был «ужасен», и думаю, это он виноват во всех бедах Уайльда. Рядом с ним Уайльд казался мягким, нерешительным и слабовольным. Дуглас, словно испорченный ребёнок, норовил разбить свою самую лучшею игрушку, он ни чем не был удовлетворён и что-то его толкало всё дальше». Вокруг имени Уайлда и Бози ходили всякие слухи и сплетни, но все, вероятно, закончилось бы тихо, если бы в дело не вмешался отец Бози, восьмой маркиз Куинсберри. Сексуальные пристрастия его сына, о которых он был прекрасно осведомлен, привели его в ярость. Кульминацией его злобы стала знаменитая открытка, которую он послал в клуб, членом которого был Уайлд. На открытке было написано только три слова: «Оскару Уайлду, гомосексуалисту».’ Уайлд был разъярен, и его злость толкнула его на необдуманный поступок. Он подал в суд на Куинсберри, обвинив его в клевете. К огромному удивлению всего суда выяснилось, однако, что Куинсберри великолепно подготовился к процессу. Он нанял целую команду частных детективов и платных информаторов и с их помощью разыскал многих из тех юношей, с которыми Уайлд познакомился через Тейлора. Когда стало ясно, что эти юноши в любой момент могут выступить в суде, обвинитель отказался от дальнейшего ведения дела, и маркиз был полностью оправдан. Друзья Оскара умоляли его срочно покинуть Англию, но он отказался сделать это. Не прошло и месяца, как Уайлд был арестован. Теперь уже Куинсберри подал на него в суд, представив доказательства его сексуальной извращенности. Сутенер Тейлор тоже был арестован, но отказался дать показания против Оскара Уайлда. В ходе второго судебного разбирательства, одного из самых сенсационных в английской истории, Уайлд был полон самообладания и выступал, как всегда, очень остроумно. Этого оказалось недостаточно. Один за другим в суде появлялись мальчики и юноши, которые давали такие, например, показания: «Уайлд попросил меня представить себе, что я — женщина, а он — мой любовник… Обычно я сидел у него на коленях, а он ласкал меня, как если бы я был девушкой…» Активной стороной при этом был всегда Уайлд. Он выступил в процессе со своей знаменитой речью «Любовь, которая не смеет назвать своего имени» (строка из одного из стихотворений Бози), которая была такой прочувствованной, что была встречена аплодисментами. Дело отложили до третьего процесса. Оказавшись на свободе, Уайлд опять отказался бежать из страны. Третий процесс завершился для Уайлда трагически: и он был приговорен к двум годам каторжных работ, что было максимальным наказанием по действующему в то время законодательству. Условия тюремного заключения в Англии в те времена были тяжелыми. Ужасы тюрьмы сказались на психическом здоровье Уайлда. В тюрьме он отрекся от Бози, обвинив его в том, что именно тот привел его к падению. Когда Уайльд сидел в тюрьме, Бози не написал ему ни одного письма. После стало ясно , что письма могли быть прочитаны начальником тюрьмы, который, несомненно, передал бы их в соответствующие инстанции, что навредило бы Уайльду ещё больше. Информацию о состоянии своего друга, Бози получал от так называемых «приближённых» Уайльда: Роберта Росса, Мора Эйди, Рэджинальда Тернера, но те после суда весьма холодно относились к Бози и видели в нём прямого виновника в беде Оскара; информация была скудной, причём каких либо «тёплых слов» от Уайльда Дуглас так и не получил, за исключением запрета посвящать свою первую книгу стихов Уайльду (вышла в 1896 г.) и не писать «защитные» статьи. После выхода на свободу в мае 1897 года Уайлд, разбитый и морально, и физически, не стал возвращаться в Англию. Под именем С:)стьян Мелмот он жил сначала во Франции, а затем перебрался в Италию. Констанция Уайлд, с одной стороны, и семья Бози и его многочисленные друзья, с другой стороны, сделали все, чтобы Бози и Уайлд никогда больше не встретились, но встречи всё же были. На большинстве из них Уайльд использовал момент, чтобы попросить денег. Когда Оскар Уайлд жил во Франции, он честно попытался однажды исправиться и встать на путь истинный. Поэт Эрнст Доусон взял его с собой в публичный дом в надежде, что у него появятся «более здоровые вкусы и пристрастия». Когда Уайлд вышел на улицу, он лишь заметил: «Первый и последний раз за десять лет. Похоже на холодную баранину». Он, тем не менее, попросил Доусона «рассказать об этом в Англии», поскольку, по его мнению, это должно было «восстановить его репутацию». После окончательного разрыва в декабре Дуглас начал вести разгульную жизнь, имея любовников в Англии, Франции и Алжире, с некоторыми из них он совершал небольшие путешествия по Европе, чтобы быть незамеченным строгим семейным взором от которого, он тогда ещё материально зависел. В начале 1900 года умер маркиз Куинсбери, завещав сыновьям приличное состояние. Ходили слухи, автором которых был сам Дуглас, что отец оставил ему, Бози, более 20000 фунтов. Уайльд отреагировало на это сразу, посчитав, что Альфред «должен возместить» деньгами его банкротство и крах. Он писал Дугласу письма, в которых шла речь только о деньгах, приводя в бешенство Бози контрастом отношений, ведь ранее Оскар писал ему письма полные любви и красоты. От такой меркантильности Бози стал питать к Уайльду отвращение, словно сбылись его собственные слова, что он писал Уайльду в письме от 16 октября 1894 г. (в 40 летие Уайльда): «Когда вы не на пьедестале – вы совершенно неинтересны». Но тем не менее Бози не забывал Уайльда, он всегда проявлял интерес к его персоне, узнавал у Росса состояние здоровья Уайльда, что постоянно ухудшалось, но не испытывал особого желания встретиться с ним. Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. На смерть Оскара Уайльда Альфред Дуглас откликнулся несколькими сонетами.
В 90-х годах ХIХ века Бози считал, что быть гомосексуалистом значит быть избранным самим Искусством и принадлежать к эпохе древних греков. По его собственным заключениям 25 % всех мировых героев истории и искусства были гомосексуалистами, более того, он заявлял, что: «самыми умными мужчинами являются гомосексуалисты, другие не сравнятся с ними». К 1901 году все о лорде Альфреде Дугласе говорили с презрением, как о любовнике и музе Оскара Уайльда. Признанные литературные журналы отказывались печатать стихи Бози, в результате чего к 1905 году он перестаёт их регулярно писать, от ныне и вплоть до 1924 г. поэзия становится для него редким увлечением. С наступлением нового ХХ века, в 1901 году, меняется отношения Бози ко всему, что ранее было самой главной ценностью: к любви. Он начинает сторониться бурных компаний, где можно было легко познакомиться с молодыми людьми, начинает негативно отзываться о гомосексуализме, называя его содомией и извращением. Если бы его отец был жив, он бы гордился своим сыном. В конце 1901 года он знакомиться с молодой и красивой поэтессой Олив Элеонор Констанс, дочери и наследнице полковника Фредерика Хамболдона Констанса. В следующем году они бежали вмести из Англии от отца Олив, который ненавидел Дугласа и, как и все знал о его прошлом. Олив любила Альфреда (посвятила ему несколько стихотворений, одно из них «Гиацинт» словно повторяло любовные письма Уайльда к Бози) и ждала от него ребёнка, чего не скрывала ни от общества, ни от Альфреда, в результате, Дуглас предложил её руку и сердце и они обвенчались 4 марта 1902 года. А 17 ноября у них появился сын Раймонд (полное имя – Раймонд Уилфрид Шолто), очень хрупкий мальчик с самого рождения вызывающий опасения врачей, как потом станет известно не напрасные: после развода с женой, долгих преследований за связь с уайльдом, 6-месячной каторги за статью, обвиняющую Черчилля в сговоре с целью убийства политического деятеля, и прочих событий его насыщенной жизни самым большим потрясением Дугласа станет диагноз сына: шизофрения. В 1940 г. вышла книга Альфреда, которая называлась «Оскар Уайльд: Подведение итогов» (Oscar Wilde: A Summing Up). Как и все книги Дугласа, данная книга не была переведена на русский язык, поэтому о ней можно судить лишь по рецензиям и мнениям искусствоведов в сети Интернет, из чего становится очевидным, что «Оскар Уайльд. Подведение итогов» стала самой личной книгой Дугласа, где он, уже без опасений признаётся в своей любви к Оскару Уайльду, называет его любовью всей своей жизни. Вспоминая каждый день проведённый вмести с Уайльдом на страницах своей книги, пожилой Дуглас, переживает прожитое со счастье и миром в сердце и душе, к чему он так долго шёл. Появление этой книги, было отражением духовного состояния Дугласа: одинокого человека, чья единственная удаль жить воспоминаниями прошлого. Альфред Дуглас. При жизни Уайльда все говорили о Дугласе как о страшной тени Принца Парадокса, оказывающей растлевающее влияние на него. После смерти Уайльда в 1900 г. всё стало с точностью наоборот. Теперь, уже тень Уайльда преследовала его до конца жизни, не давая спокойного бытия, как в семье, так и в обществе. И только тюрьма расставила все точки над «и». Мистический фатализм – так можно назвать жизнь Дугласа. И сейчас, спустя почти шестьдесят лет со дня его смерти о нём продолжаю говорить как о Бози, фатальном возлюбленном Уайльда, но не как о поэте. Он знал при жизни, что вошёл в историю именно как тень Оскара Уайльда, судебный процесс над которым в 1895 году сломал жизнь не только писателю, но и молодому английскому лорду. PS:В замечательном фильме «Уайльд» сыграли гениальный Стивен Фрай и красавец Джуд Лоу.
Личная жизнь
О любовных похождениях писателя известно довольно мало. Точно можно сказать, что в молодые годы он не знал недостатка внимания и слыл знатным повесой. Был завсегдатаем публичных домов, пользовался услугами легкодоступных женщин.
Первой любовью Уайльда была Флорри Бэлкум. Затем, он испытывал интерес к актрисе Лилли Лэнгтри.
Лилли Лэнгтри
Коренным образом жизнь молодого человека изменилась, когда он встретил Констанс Ллойд, дочь крупного и известного правоведа, юриста.
Констанс Ллойд
В 1884 году пара сочеталась официальным браком. От союза на свет появилось двое детей. Сыновья Сирил (1885) и Вивиан (1886).
Оскар Уайльд с женой Констанс Ллойд и сыном Вивианом
Через несколько лет супруги начали охладевать друг к другу. Что было тому причиной — точно не известно.
Отношения с мужчинами
На заре 90-х годов Оскар Уайльд начинает испытывать любовный интерес к мужчинам, раскрывая сокровенные черты собственной личности, которые долго скрывал.
Первым партнером писателя был его секретарь, Роберт Росс. Роковым же моментом жизни Оскара Уайльда становится знакомство с аристократом, маркизом Альфредом Дугласом.
Встреча состоялась в 1891 году. Очень скоро пара превратилась из друзей в любовников.
1 из 4
Оскар Уайльд с Альфредом Дугласом
Оскар Уайльд с Альфредом Дугласом
Оскар Уайльд и Бози Дуглас
Оскар Уайльд с Альфредом Дугласом
Избранник писателя был довольно капризным молодым человеком. Уайльд постоянно стремился угодить своему партнеру. Очень скоро пара перестала стесняться необычного для того времени статуса.
Уайльд и Дуглас появлялись на светских мероприятиях. Но это была серьезная ошибка. Практически сразу информация о гомосексуальной связи писателя и Бози (так Альфреда называли ближайшие друзья) стала известна отцу Дугласа. Он был в ярости и твердо решил сжить писателя со света.
Оскар Уайльд: История блистательной катастрофы
Фильм 2021 года «Счастливый принц» с Рупертом Эвереттом в главной роли рассказывает о последних годах Оскара Уайльда, о той главе его жизни, которую обычно игнорируют биографические картины.
Однако, судебный процесс над писателем оказался не только личной катастрофой, но и стал поводом заявить о любви. Почему же Уайльда нередко называют «геем номер один» в новейшей истории, а его судьбу “блистательной катастрофой”?
Денди и эстет
Драматург, поэт и прозаик, Оскар Уайльд – один из самых известных писателей, родившихся в Ирландии. Он рос талантливым ребёнком в англо-ирландской семье, научившись говорить по-французски и по-немецки в раннем детстве у собственных нянь.
Уайльд учился в Дублинском университете, а затем в Оксфорде, который окончил с отличием, прежде чем обосноваться в Лондоне.
В Оксфордском Тринити-колледже Уайльд имел репутацию не только эстета и денди (давая повод обсуждать обстановку своих комнат и колкие остроты), но и серьёзного исследователя классической литературы и талантливого поэта.
Поселившись в Лондоне, он произвёл фурор в мире моды. По словам современников, костюм, в котором молодой человек привлекал всеобщее внимание, состоял из «короткой бархатной куртки, отороченной тесьмой, тончайшей шёлковой рубашки с широким отложным воротником, мягкого зелёного галстука, штанов из атласной ткани до колен, чёрных чулков и лакированных туфель с пряжками, а также берета, иногда свободного плаща и лилии в руке».
Уайльд был одним из первых сторонников «эстетизма» – философского и художественного движения, которое делало акцент на красоте и эстетическом совершенстве вещей. Он написал эссе об “эстетизме” и отправился в лекционные туры по США и Канаде.
Остроумие и тексты принесли ему известность, а яркий костюм стал чем-то вроде фирменного знака (со знаменитой зеленой гвоздикой в петлице). Он не скрывал любви к тому вниманию, которым охотно пользовался. («Любовь к самому себе – это роман, который длится всю жизнь», – типичный его «парадокс»).
Золотые годы
Через год, проведённый в Америке, Уайльд вернулся в Лондон в отличном расположении духа. И сразу же отправился в Париж, где познакомился с яркими представителями французской литературы (Верленом, Золя, Гюго, Малларме), легко завоевав их симпатии.
В 29 лет он встрелил Констанс Ллойд и вступил в брак. У них родились двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказочные истории. Чуть позже он издал два сборника: «Счастливый принц» (1888) и «Гранатовый домик».
Уайльд погружается в творчество. На жизнь он зарабатывает журналистикой, работая редактором «Женского мира». О статьях яркого автора высоко отзывался Бернард Шоу. В 1890 году Уайльд опубликовал свой первый и единственный роман «Дориан Грей».
Сюжет, как известно, построен вокруг жизни молодого человека, который продает свою душу в обмен на безнравственную жизнь и вечную молодость. Вместо того, чтобы стареть самому, стареет его портрет, который он скрывает и на котором проступают следы порочной жизни.
Публикация романа ознаменовала начало пятилетнего расцвета таланта Уайльда и его мировой славы. Он вращается в элитных лондонских кругах и уже при жизни становится легендой. Некоторые историки называют его первой настоящей “знаменитостью” (celebrity) современности.
За романом последовала пьеса «Саломея» (1891) о дочери царя Соломона, приказавшего обезглавить Иоанна Крестителя. Пьеса была поставлена во Франции и принесла автору славу драматурга, но в Англии не могла быть исполнена из-за законов, запрещающих библейские сюжеты в театре.
Среди самых знаменитых пьес Уайльда: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Как важно быть серьёзным» (1893) и «Идеальный муж» (1894). Все они стали «хитами» викторианской эпохи и часто ставятся сегодня. В комедиях во всем блеске проявилось искусство остроумных диалогов. Газеты называли автора «лучшим современным драматургом»
Пьесы высмеивали нравы викторианского общества, но в то же время заставляли зрителей задуматься о социальных проблемах.
В 1891 году Уайльд написал трактат «Душа человека при социализме», в котором он отвергал идею брака, семьи и частной собственности.
Сексуальность: «Я могу сопротивляться всему, кроме искушения»
Вскоре после женитьбы в 1894 году Уайльду пришлось начать жить двойной жизнью, держа в тайне от жены и её респектабельных друзей общение с кругом молодых геев.
Кроме романтических отношений с женщинами в ранние годы, он испытывал влечением к мужчинам, – в то время как гомосексуальность в Англии («противоестественный порок») находился под запретом.
Считается, что в США у Уайльда уже были сексуальные отношения с канадским журналистом и искусствоведом Робертом Россом, который познакомился с писателем в 17 лет. По словам одного из друзей, Росс, не сомневавшийся в своей гомосексуальности, решил соблазнить экстравагантного Уайльда, с которым остался в друзьях до конца жизни.
Однако отношения с молодыми людьми на родине привели Уайльда к скандалу и одному из самых громких процессов викторианской Англии.
В 1891 году Уайльд познакомился с лордом Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри. Друзья звали его Бози, он был моложе Уайльда на 16 лет, искал этого знакомства и умел расположить к себе. Вскоре Оскар, часто живший не по средствам, ни в чём не мог отказать Бози, постоянно нуждавшемуся в деньгах для своих прихотей.
С появлением этого «златокудрого мальчика» Уайльд переключается на услуги мужчин-проституток. В 1892 году Бози, ставший жертвой шантажа (было украдено его любовное письмо очередному другу), обратился к Уайльду – и тот дал деньги, чтобы откупиться от вымогателей.
Периодические исчезновения и непомерные расходы беспокоили жену писателя, но она не ставила под сомнение объяснения мужа, что всё это ему необходимо для того, чтобы писать. Дуглас не собирался скрывать свою связь с «блистательным Оскаром» и время от времени требовал не только свиданий, но и встреч на виду. В результате пара оказался мишенью для лондонских шантажистов.
Их отношения становились все более неосторожными, пока слухи не дошли до отца Дугласа.
В 1893 году Бози бросает учёбу в Оксфорде и снова подвергается угрозам предать огласке его ориентацию. Маркиз Куинсберри через адвоката даёт деньги шантажистам, чтобы замять скандал. Но решает прекратить непристойные отношения сына не только с Уайльдом, но и с другими мужчинами. Сначала отец оставляет сына без ежегодного содержания, а потом угрожает застрелить Уайльда.
Он оставляет в лондонском клубе записку, где называет его «содомитом».
Друзья советуют Оскару пренебречь оскорблением и на время уехать из страны. Но Альфред, ненавидящий отца и искавший повод помешать ему распоряжаться деньгами семьи, настаивает на том, чтобы Уайльд подал в суд за клевету.
На следующий день Уайльд обвиняет маркиза в клевете и того арестовывают. В ответ Куинсберри через адвокатов предъявляет свидетелей непристойных отношений Уайльда и подборку цитат из его произведений. Уверенный в силе своего красноречия, писатель решает сам защищать себя и выступить в суде.
“Любовь, которая не смеет назвать своего имени”
3 апреля 1895 года началось слушание громкого дела. В зале не оказалось свободных мест, но по причине «безнравственности» рассматриваемых обстоятельств, присутствовали только мужчины. Уайльд настойчиво отрицал сексуальный характер своих отношений с Дугласом.
На суде он развлекал галерку своим типичным остроумием. Обвинитель Эдвард Карсон задал вопрос: «Не может ли любовь героя-художника к Дориану Грею натолкнуть обыкновенного человека на мысль, что художник испытывает к нему влечение определённого рода?» На что Уайльд отвечал: «Мысли обыкновенных людей мне неизвестны».
«Бывало ли так, что вы сами безумно восхищались молодым человеком?» – настаивал Карсон. Уайльд отвечал: «Безумно – никогда. Я предпочитаю любовь, это более высокое чувство». Пытаясь выявить намёки на «противоестественные» отношения в произведениях, Карсон зачитал фрагмент одного из рассказов и спросил: «Я полагаю, это тоже написали вы?». «Нет-нет, мистер Карсон, – ответил Уайльд. – Эти строки принадлежат Шекспиру» (зал захохотал).
Тем не менее, доказательств «содомии» Уайльда становилось всё больше. Когда адвокаты маркиза Куинсберри заявили, что у них есть ряд мужчин-проституток, готовых явиться в суд для дачи показаний, писатель был вынужден отказаться от иска.
Отец Бози был признан невиновным в клевете. Но на основе того, что прозвучало в ходе процесса, Уайльд был арестован и обвинен в «грубой непристойности» и «содомии». Любая сексуальная связь между мужчинами являлась незаконной.
Писатель снова предстал перед судом и был признан виновным. Он получил два года каторжных работ и начиная с 1895 года, отбывал заключение в нескольких тюрьмах. Это был максимально возможный срок по данной статье.
Вынося приговор, судья сказал: «На мой взгляд, это наказание слишком мягкое за всё содеянное этим человеком». Викторианский Лондон немедленно «забыл» имя писателя. Большинство друзей от него отвернулось.
Жизнь Уайльда пришлась как раз на тот период развития культуры, когда начало формироваться представление о грани между гетеро- и гомосексуальностью.
Уайльд сыграл революционную роль, обозначив границы гомосексуальной культуры. Сам судебный процесс воспринимается сегодня как яркий эпизод, позволивший публично заявить о существовании однополой любви – как духовного и культурного явления.
Судьбу Оскара Уайльда можно назвать «блистательной катастрофой», после которой общественное мнение и частные суждения уже не могли быть прежними.
“Из глубины”
В тюрьме Уайльд написал исповедь в форме письма Бози, которую назвал «Послание: в тюрьме и оковах».
Письмо было написано ближе к концу тюремного срока в 1897 году. Новый начальник тюрьмы, настроенный более дружелюбно, позволил писать этот текст, чтобы отвлечь узника от тяжёлых переживаний. Каждая страница изымалась после её написания. Посылать письмо из тюрьмы также запрещалось. Уайльд получил свой текст только перед освобождением в мае 1897 года.
Он вручил рукопись журналисту Роберту Россу (другу и бывшему любовнику), который опубликовал её в 1905 году, через пять лет после смерти автора, назвав «De Profundis» («Из глубины»; так начинается 129-й Псалом).
После освобождения из Редингской тюрьмы Уайльд отправился в Европу. Жена дала понять, что не сможет возобновить семейную жизнь. Позор судебного процесса был слишком велик. Сыновья получили фамилию брата жены – Холланд, чтобы избежать клейма отцовского имени.
В Европе Уайльд путешествовал между Францией и Италией, где пытался возобновить отношения с Бози. Но они близились к финалу – и все более бедный и потерянный Уайльд оказался в Париже.
Он умер после развития менингита (от полученной в тюрьме травмы) в ноябре 1900 года в возрасте 46 лет. Могила писателя находится на парижском кладбище Пер-Лашез.
«Блистательная катастрофа»
Во время судебного процесса Оскар Уайльд оказался самым известным человеком, обвиняемым в гомосексуальности. О суде писала вся мировая пресса.
Хотя Уайльд пытался дистанцироваться от обвинений и утверждал, что все отношения с мужчинами были платоническими, – он не отказался от идеи однополой любви.
На вопрос обвинения: что такое «любовь, которая не смеет назвать свое имя?», он ответил прекрасной формулой:
«Любовь, которая не осмеливается назвать своего имени – в нашем столетии, – это та же самая любовь старшего к младшему, которая была между Давидом и Ионафаном, такая же, как у Платона, которая составила основу его философии, та же самая , которую вы найдете в сонетах Микеланджело и Шекспира.
Это та глубокая духовная привязанность, которая так же чиста, как и совершенна». «Это прекрасная и благороднейшая форма чувства, в котором нет ничего противоестественного».
Источник: Gay Star News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В продолжении темы
Кто я есть: от пола и роли — к квир. Часть 1 (теория)
Что такое активизм и с чем его едят
«При этом режиме нам не дадут нормально жить»: ЛГБТ на протестах в России
Постскриптум: Я гей
Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!
Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
Смерть писателя
В 1900 году Уайльд, ослабленный тюремными условиями, заболел ушной инфекцией. Патология быстро прогрессировала и очень скоро привела к воспалению мозга.
Известный писатель умер 30-го ноября того же года из-за осложнений, так и не оправившись от болезни. Последним пристанищем гения литературы стало местное кладбище Банье, которое располагается в Париже.
Могила Оскара Уайлда на кладбище Банье, Париж
Библиография
Пьесы
- Вера, или Нигилисты (1880)
- Герцогиня Падуанская (1883)
- Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
- Веер леди Уиндермир (1892)
- Женщина, не стоящая внимания (1893)
- Идеальный муж (1895)
- Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
- Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
- Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1907)
Романы
- Портрет Дориана Грея (1890)
Повести и рассказы
- Кентервильское привидение
- Преступление лорда Артура Сэвила
- Портрет господина У. Г.
- Натурщик-миллионер
- Сфинкс без загадки
Сказки
Из сборника «Счастливый принц и другие сказки» (1888):
- Счастливый Принц
- Соловей и роза
- Великан-эгоист
- Преданный Друг
- Замечательная ракета
Из сборника «Гранатовый домик» (1891):
- Молодой король
- День рождения Инфанты
- Рыбак и его Душа
- Мальчик-звезда
- Поэмы
- Равенна (1878)
- Сад Эроса (опубл. 1881)
- Мотив Итиса (опубл. 1881)
- Хармид (опубл. 1881)
- Пантея (опубл. 1881)
- Humanitad (опубл. 1881)
- Сфинкс (1894)
- Баллада Редингской тюрьмы (1898)
- Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба)
- Поклонник (The Disciple)
- Творящий благо (The Doer of Good)
- Учитель (The Master)
- Учитель мудрости (The Teacher of Wisdom)
- Художник (The Artist)
- Чертог суда (The House of Judgement)
Оскар Уайльд биография кратко. Оскар Уайльд краткая биография
Великий эстет Оскар Уайльд. Замечательный британский писатель и драматург позднего викторианства Оскар Уайльд прочно вписал свое имя в плеяду мировых деятелей литературы. Целый ряд его остроумных романов и трагедий стали жемчужинами мирового литературного наследия. Оскар осчастливил родителей своим появлением на свет в октябре 1854 года. Второй сын в семье врача-окулиста и поэтессы родился 16-го числа в столице Ирландии городе Дублин. От матери Оскар принял в наследство чувство отменного вкуса, любовь к литературе и писательский талант. Получив хорошее домашнее образование, мальчик в возрасте 10 лет начинает учебу в Королевской школе Портора. После школы, оконченной Уайльдом с отличием, юноша поступает в Тринити колледж ирландской столицы. Именно здесь после прослушивания курса по эстетике и попадания под влияние утонченного профессора, бывшего его куратором, у Уайльда началось формирование поведения человека-эстета, во многом передавшееся и персонажам его книг. Спустя 3 года молодой человек становится студентом Оксфордского университета. В студенческий период произошло формирование отношения Оскара Уайльда к культуре. Особенно повлияло на будущего писателя турне в Грецию и Италию. Изящество и искусство этих государств сильно впечатлили Уайльда. Он пишет поэму под названием «Равенна», за которую стал лауреатом Ньюдигейтской премии. После Оксфорда, Уайльд остается жить в английской столице, где очень быстро становится участником различных светских мероприятий, снискав себе славу остроумного собеседника и эстета. Начинающий автор превращается в законодателя моды, пленившего своей красотой многих светских красавиц. Изящную одежду Уайльда всегда дополнял цветок на петлице его пиджака. Публика сразу замечает вышедший в 1881 году сборник Уайльда под названием «Стихотворения». Став поклонником эстетического направления, на следующий год Оскар уезжает в США, где много разъезжает по стране с лекциями об искусстве и эстетике, привлекая внимание репортеров своими остроумными фразами. Залы, в которых он читал лекции, были полны народом, приходившим посмотреть и послушать этого «британского нарцисса». Вернувшись в Старый Свет, Уайльд направляется в Париж. Здесь происходит его знакомство со знаменитыми деятелями литературы: Гюго, Золя, Верленом. В 29-летнем возрасте Оскар Уайльд возвращается на Туманный Альбион и находит свое личное счастье. Он заключает брак с Констанс Ллойд, бывшей дочерью адвоката из Ирландии. Вскоре у пары рождаются 2 сына. Мальчиков назвали Сирил и Вивиан. Их отец зарабатывает на жизнь написанием различных материалов для печатных изданий, пьес для постановок театров Лондона и чтением лекций. Уайльд после рождения сыновей начинает писать сказки. Наиболее известными из них стали «Счастливый принц», «Звездный мальчик», «Гранатовый домик». Писатель создает в 1887 году «Преступление лорда Артура Севила», «Сфинкс без загадки», «Кентервильское приведение», «Натурщик-миллионер». Они вошли в дебютный сборник Уайльда. Спустя 2 года понятия Уайльда-эстета находят свое отображение в сочинениях «Истина масок», «Перо, карандаш и отрава», «Упадок искусства лжи». Венцом творения писателя стал прославивший его «Портрет Дориана Грея». Он вышел в печать в 1891 году. Предисловие к книге стало некой декларацией эстетизма. В то же время свет увидела доктрина эстетизма, изложенная автором в цикле публикаций «Замыслы». Затем Уайльд пишет ряд реалистичных произведений. На протяжении следующих 4 лет писатель находился в зените своей славы. Но знакомство с молодым маркизом Дугласом пускает жизнь драматурга под откос. Трепетные чувства и платоническая любовь Уайльда к Дугласу становится причиной подачи отцом молодого человека судебного иска к Уайльду. Суд остался непреклонен ни перед какими заслугами писателя и в 1895 году за мужеложство приговаривает Оскара Уайльда к двум годам тюремного заключения. От него стали отворачиваться многие поклонники, и даже самые близкие друзья. Пока Уайльд находился в тюрьме, произошло целых 2 грустных события. Во-первых, умирает мать писатель, а во-вторых, он остается совсем один: супруга с детьми уезжает из Англии и меняет фамилию. Получив свободу, Уайльд переезжает во Францию, где начинает влачить жалкое существование. Последним произведением великого драматурга становится поэма «Баллада Редингской тюрьмы», сочиненная через год после выхода на свободу. Великий эстет ушел из этого мира в одиночестве, всеми забытый и оставленный. Печальное событие произошло в последний день последнего месяца осени 1900 года. Изначально тело предали земле на обычном парижском погосте, но по прошествии 10 лет останки Уайльда были перезахоронены на престижном кладбище Пер-Лашез. Надгробие захоронения писателя венчает крылатый каменный сфинкс.
Цитаты
- Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему.
- Циник – это человек, который всему знает цену и ничего не ценит.
- Все мы находимся в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звёзды.
- Опыт – это слово, которым люди называют свои ошибки.
- Мужчин можно анализировать, женщин только обожать.
- В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна – когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая – когда получаешь.
- Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить её безумства.
- Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь – но только не дружба…
- Никогда не следует доверять женщине, которая называет свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на всё.
- Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым.