Детство и юность
Ольга Свиблова родилась 6 июня 1953 года в Москве. Отец, Лев Свиблов, работал инженером в Курчатовском институте, конструировал детали для двигателей ракетоносителей, имел много медалей и авторских свидетельств на изобретения. За лучезарность его любили знакомые и незнакомые люди. Движимый интуицией на прекрасное, он сам делал ремонт, мастерил дизайнерские вещи и постоянно что-то чинил. Мать, Татьяна Александровна, защитила кандидатскую диссертацию по филологии, до 80 лет обучала немецкому языку в 2-х университетах, а потом стала ходить на кинопоказы и писать рецензии.
В 4 года Оля заболела полиомиелитом, отнимались ноги. Врач рекомендовал есть кислую капусту и заниматься спортом. В Марьиной Роще на искусственном катке девочку с подкашивающимися ногами поддерживали по бокам тренеры, а мама заставляла приседать пистолетиком. Занималась, преодолевая боль и слабость, что выработало волевой характер.
Родители не ограничивали свободу и вместо советов настраивали думать самой, в итоге девочка научилась размышлять и самостоятельно принимать решения. С 9 лет девочка училась в математической школе № 444, с учителями которой посещала музеи, театр и археологические раскопки. В старших классах ей понравилась биология.
В молодости
События биографии
- 1970 – Движимая желанием заниматься грибами, поступила на биофак МГУ.
- 1973 – Чувствительность к запахам побудила бросить учебу и поступить на психологический факультет.
- 1978-1983 – Окончила вуз. Полученные знания пригодились в жизни, но по профессии она так и не работала, поскольку сначала карьера мужа-поэта, а потом искусство интересовали ее больше человеческих отношений. В промежутках между трудом дворника или репетиторством по химии и биологии вела переговоры с журналами и издательствами и налаживала нужные связи. Однажды увидела выставку современных художников, которая сразу зацепила. С тех пор стала их поклонником.
- С 1984 – Курировала художественные и фотовыставки, фестивали, конкурсы в Отечестве и за рубежом. Начинала с однодневных выставок в зале Союза художников, расположенном на Кузнецком мосту. С возникновением спроса на Западе на современных русских художников, стала собирать их работы для корпоративных коллекций, завязывать международные связи.
- 1987 – Вышли на экраны документальные ленты «Кривоарбатский переулок, дом 12» и «Архитектор Константин Мельников», в которых Ольга дебютировала как сценарист. За вторую получила приз на фестивале в Лозанне. В этом же году она окончила аспирантуру по специальности «Психология творчества».
- 1988 – Организовала выставки в Финляндии. В кинотеатрах демонстрировались ее документальные фильмы «Художники театра, кино и телевидения» и «Черный квадрат». На съемках второго из них, рассказывающего о русском андеграунде с 1953 по 1988 год, пришлось преодолевать сопротивление осветителей и операторов, не считавших это искусством, борьба продолжалась до аукциона, на котором цены на произведения этих художников резко взлетели. Лента собрала награды в Каннах, Чикаго и других зарубежных фестивалях и, кроме показа в кинотеатрах, несколько раз шла по телевидению Франции, Нью-Йорка, Голландии, Англии.
- 1991 – Была режиссером выпущенной документальной картины «В поисках счастливого конца» о русских художниках 1988-1991 годов, повествующей о том, что искусство может предвидеть будущее. Не интересуясь политикой, Ольга предсказала путч в 1991 году, а фильм завоевал призы «Дина Верни» и в Центре Помпиду. В этом же году основала ассоциацию «Искусство конца века» и стала ее президентом.
- 1991-1992 – Собирала коллекцию российских современных художников для нефтесервисной Группы «РИНАКО».
- 1993 – Открыла французский филиал ассоциации.
- 1995 – Выпустила как режиссер документальный фильм «Дина Верни», награжденный призом фестиваля ЮНЕСКО, проходившего в Париже.
- 1996 – Основала традицию фотографической весны («Серебряная камера») в столице России. Конкурс проходил ежегодно в 3-х номинациях. Инициировала основание Московского дома фотографии (МДФ), став его бессменным директором. Это был 1-й художественный музей, возникший в экс-советской Москве. МДФ известен и под названием Мультимедийного комплекса актуальных искусств (МКАИ), а позднее переименован в Мультимедиа Арт Музей Москвы (МАММ). МАММ организовал сам и экспонировал готовые выставки, их прошло уже более 1500 не только в российской столице, но и за рубежом.
- 1997-1998 – Художественный директор фестивалей «Спорт в фотографии» и «Москва глазами русских и зарубежных фотографов».
- 1998-1999 – Организовала «Фотобиеннале», проводившуюся по четным годам в МАММ, и аналогичную международную выставку «Мода и стиль в фотографии» – по нечетным.
- 2006 – Открыла Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко. Школа готовила фотографов и художников, работающих в СМИ и новых медиа.
- 2007 – Курировала российский павильон на 52-й Биеннале современного искусства, проходившей в Венеции. Аналогичную работу выполнила через 2 года.
- 2008 – Признана одной из самых успешных женщин журналом «Карьера».
- 2011 – Вошла в Топ-100 журнала «Le journal des Arts» как относящаяся к наиболее влиятельным людям мира искусства.
- Июль 2009 – Помогала открыть проект «История русского костюма».
- 2016 – Курировала выставку о современном российском искусстве 1950-2000 гг., состоявшуюся в Центре Помпиду.
- 2021 – В апреле на торжественной презентации нового кроссовера, состоявшейся в МАММ, акцентировала внимание присутствующих на стильном дизайне модели Hyundai. А 3 июня рассказывала о наиболее ярких фотографах текущей летней биеннале – Эрвине Олафе и Билле Каннингеме.
Ольга Свиблова. Выпадающая из правил
Основатель и директор музея «Московский Дом фотографии» и Мультимедиа Арт Музея; кинорежиссёр; куратор; академик РАХ; сценарист. Входит в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии издания Le journal des Arts
– Ольга, Вы родилиси 6 июня, в один день с Пушкиным. Чувствуете ли вы какую-то особую связь с поэтом?
– Никакой.
– Пушкина любите?
– Сейчас я его люблю, но очень не любила, когда была ребенком. Я думаю это было противостояние, как у многих подростков. Мне больше нравился Лермонтов. Но чем старше я становилась, тем больше я любила Пушкина. Сейчас я его обожаю и точно знаю, что у меня нет арабской крови. Я не арапчонок. Была бы рада, но нет.
– Когда последний раз перечитывали?
– Месяца два назад. “Маленькие трагедии”, которые мне нравятся больше всего.
– Так как Вы являетесь основателем и директором Московского Дома Фотографиии и Мультимедия Арт Музея, хочу у вас спросить “как художник художника” – Вы рисовать умеете?
– Нет.
– Любите фотографировать?
– Люблю. Но никогда не показываю. Делаю их исключительно для души. И уже отошла от цифровых камер. То, что я снимаю сегодня, я снимаю на телефон. Когда есть время, выкладываю на Instagram. Когда нету – спокойно живу. А они копятся тысячами на телефоне.
– Как Вы относитесь к тому, что сейчас все вокруг фотографируют буквально каждый свой шаг, выкладывая потом фотографии в социальных сетях?
– Хорошо отношусь. Фотография – это Media. И совершенно не важно чем ты снимаешь. Важно понимать для чего ты это делаешь и правильно ставить задачи. У кого-то это получается, а у кого-то нет.
Кроме того, текст живет в контексте. Фотография – это тоже текст. И она живет в разных контекстах: она живет в социальных сетях, она живет в журнале, она живет в выставочном пространстве. Ее жизнь зависит только от контекста. Если у человека, который ее сделал, есть голова и message – она будет жить.
Это как, когда человек рисует. Любой что-то русует. А в ХIX веке почти каждых человек из приличной семьи пользовался акварелью, как грамотностью. Это же не значит, что все стали великими художниками.
– Ваш сын – фотограф. У него в детстве, юности была альтернатива не становиться фотографом?
Было много альтернатив. Его папа, Алексей Парщиков, прекрасный поэт. Мы с ним все время водили сына все в кино. Поэтому он выбрал кино, как профессию. Закончил ВГИК, стал оператором, работает в кино. И хорошо работает. Фильмы, которые он делал, получали премии.
– У Вас с ним хорошие отношения?
– Они разные. Эмоциональные. Но они есть. Это очень важно. Мы все время на контакте.
– Вы им гордитесь?
– Скорее волнуюсь.
Я понимаю, как трудно быть художником.
Но я горжусь тем, что мой сын пока меня радует. Если бы мне не нравилось, что он делает, я, наверное, попыталась бы восстать. Хотя понимаю, что это бесполезно. Люди всегда сами выбирают.
– А быть художником трудно?
Сегодня и банкиром быть трудно. 5-7 лет назад я видела огромное количество журналистов, переводчиков, биологов, которые стали инвест-банкирами. А сегодня я вижу инвест-банкиров, которые стали кем угодно, художниками, продьюсерами и тд.
Но быть художником, жить в арт-среде, это двойной риск. Не только материальный, если не чем будет кормить семью, но и моральный риск. Для художника сам момент творчества гораздо более счастливый, чем видеть свои работы в крупнейших музеях, на конкурсах, получить премию. Момент творчества – он самый главный. На него нельзя влиять. Иногда идет, иногда – не идет. В любой профессии нужно творческое начало. Но у художника нет другой профессии и это делает его жизнь еще более сложной. Не зависимо от того, люблю я автора или не люблю, лучше помогать художнику.
А если есть возможность не быть художником, то лучше не быть.
– Готовы ли рассказать о Вашем новом проекте?
– За четыре дня в Лондоне у меня было как минимум 14 встреч из которых обязательно что-нибудь прорастет. Но объявлять о чем-то еще рано.
– Когда готовится новый проект, что самое главное? Пойдет – не пойдет? Выстрелит – не выстрелит? Примут – не примут? Найдется ли финансирование?
– Все вместе.
У моего сына Тимофея открывается выставка в ММОМА “Фигуры Интуиции”, посвященная его отцу Алексею Парщикову – замечательному поэту, у которого есть цикл стихов с таким названием.
Так вот, я считаю, что по миру нас ведет сначала фигура интуиции. Она идет первая, а за ней уже идет все рациональное и визуальное. Но у тебя, кроме интуиции, должен еще быть еще и опыт, чтобы рассчитать весь спектр. Включая и психологию художника, которая всегда затратна. Ты всегда по разному отдаешься разным художникам. Это и время и душевные силы. Это и счастье в конце концов.
Все возможности надо рассчитывать.
– Вы по образованию психолог. Окончили факультет психологии МГУ. Помогает ли Вам это в работе с художниками? В людях хорошо разбираетесь?
Любой человек, закончивший факультет психологии, имеет определенные проблемы. Если у тебя нет проблемы разобраться в себе самом и в себе самом развиваться, на этот факультет не идешь.
Это очень хорошее гуманитарное образование. Оно не поможет научиться разбираться в людях и самом себе. Зато научит с пониманием относится к себе, с определенным терпением даже. Потому что нетерпение в отношении себя – это тоже радикал-нормальное свойство. Если ты начинаешь себя съедать, то становишься опасен и для себя и для окружающих. Надо как-то все время находить баланс с самим собой и с другими людьми. Надо понимать, что людей не переделаешь. Даже себя можно очень ограниченно переделать. Надо принимать людей и самого себя такими, какие есть и радоваться, восхищаться всему прекрасному, что есть вокруг.
– Вы любите Лондон?
– Сейчас да. У меня были разные этапы взаимоотношений с Лондоном.
Я обожаю солнце в Лондоне. Оно все время вылезает. Когда оно появляется, то это такое “Бам”! Такого солнца нет нигде. Не на юге, не в Париже – городе света. Чисто Лондонское солнце.
– Есть ли запах у городов? Чем пахнут ваши любимые города?
– Париж не пахнет ни чем. За это я его люблю. А Нью Йорк пахнет! Причем по разному. И не всегда приятно. А Лондон… Я люблю в Лондоне раннюю-раннюю весну. Мне кажется она первая приходит именно в этот город. Когда еще листики не раскрылись и есть какой-то удивительный запах азона и свежести.
Очень люблю Лондон последнии 10 лет. Я думаю, что это Place of energy сегодня. Не знаю, на сколько этой энергии хватит. Энергия – это кочующая субстанция. Все время выбирает разные места. Когда-то она была в Париже. В начале ХХго века. И она точно была в Нью Йорке в шестидесятые и до конца 80х. Эта энергия была в Москве с середины 90х и до середины 2000х. И она еще есть в Лондоне.
Я конечно не знаю куда она двинется дальше, но мы пойдем за ней.
– Ваши путешествия больше связаны с работой или…?
– Они всегда связаны с работой.
– Никогда не хотите просто так куда-нибудь сбежать?
– Нет. Я никогда никуда не хочу сбежать. Когда мне нужно что-то для себя, я очень консервативна – 23 года отдыхала в одном и том же месте. В нашем плавучем доме на Камаргском болоте. Теперь, когда я потеряла мужа, наверно больше туда не вернусь. Буду искать такое же оседлое место и такую же дикую природу. Там мы были совсем одни на тысячу гектаров. Полное одиночество и животные, с которыми ты общаешься буквально на растоянии вытянутой руки.
– Животных любите?
– Я три года проучилась на Биофаке. Это было лучшее время в моей жизни. Потому, что больше всего на свете я люблю растения и животных. Даже больше искусства. Когда меня в детстве спрашивали кем я хочу стать? я отвечала – пастухом собак.
Сама придумала себе такую замечательную работу. Очень хотела собачку. Уже тогда понимала, что с ними легче чем с людьми, больше предсказуемости. Больше контакта.
И когда мне было семь лет, я “заработала” себе собаку. До этого я собирала всех бездомных собак в районе и они жили у меня в сарае. А мне хотелось, чтобы они жили со мной. Но я не могла их привести в нашу 14-метровую комнату, где мы жили вчетвером. И вот, когда мы поучили новую квартиру, родители поставили условие. Если поступлю в музыкальныю школу, они в награду разрешат мне завести собаку. Моя мама закончила Гнесенское училище и ей было очень важно, чтобы дочь училась музыке. При абсолютном отсутствии слуха, я подготовилась к поступлению. Папа научил меня петь “По долинам и по взгорьям”, я ее с блеском исполнила и была принята.
Тем летом мальчишки на даче хотели натравить на меня собаку, а я с ней подружилась и забрала с собой в Москву. Это была моя первая, самая любимая собака. Звали ее Кнопка. Была она чУ
дная дворняжка. В ее регестрационном паспорте было записано – БП – беспородная. А я ее называла Бельгийский Пинчер! Потом почти все время, когда можно было, у меня жили собаки.
– Как человек консервативный, Вы легко сходитесь с людьми? Появляются ли новые друзья?
– Да, конечно. Но друзья, это не те люди, с которыми надо каждый день общаться. Они просто живут в тебе. Если в юности друзья – это те, с кем ты бесконечно общаешься, то сейчас, это часто просто касание. И этого достаточно, чтобы стать друзьями и знать, что у тебя есть друг. Иногда на другом конце мира.
– Ваше главное правило: “В жизни интересно то, что выпадает из правил” относится к неофициальной культуре. А как относительно Вас? Вы “выпадаете из правил”?
Photo by Egor Piskov
– Мне кажется, я никуда не вписываюсь. Причем с детства. Это не просто. Это могло быть мучительно и губительно, если бы я не нашла профессию, в которой это помогает.
– Вы человек с твердой позицией?
– Я человек сомневающийся. Я постоянно теряюсь, постоянно сомневаюсь. Для меня собраться – это огромное усилие. Но поскольку моя профессия – принимать решения, я вынуждена их принимать.
– Чаще говорите “Да” или “Нет”?
– Я быстро говорю, если точно знаю “Да” или “Нет”. А когда мне надо подумать, могу думать очень долго. У меня все же три ответа: “Да”, “Нет”, “Подумаю”. Иногда думаю много лет.
Личная жизнь
1-й раз Ольга стала невестой в 18 лет, но приближение свадьбы не приносило радости. Жених хотел детей, а она собаку. Но был куплен наряд и оплачен зал, и регистрация состоялась, но в тот же вечер она сбежала и через 3 месяца развелась.
Через год она вышла замуж за талантливого поэта Алексея Парщикова. Как многие творческие люди, он «витал в облаках», а о быте приходилось заботиться самой. Очарованная поэзией мужа, женщина служила ее творцу, могла часами ждать на морозе и работать дворником. В 1983 году родился сын Тимофей, который известен как фотохудожник, поэт, оператор и сценарист короткометражных лент. Через 18 лет Алексей стал пить и перестал писать. С прекращением творчества исчезла подпитка для ума, и в итоге оформили развод.
С сыном Тимофеем
В 1990 году в жизни Ольги появился страховщик Оливье Моран. Они познакомились в его культурном , и он предложил ей работу – помочь организовать центр французского искусства в Москве. С подарка факса, по которому регулярно рассылались личные письма, началась мощная регулярная подпитка любовью. Он перестроил вкус Свибловой, обустроил квартиру и построил загородные дома в Подмосковье и во Франции.
Ольга Свиблова и Оливье Моран
Жена. История любви
Её дар – восхищаться даром других. Она делает это виртуозно не только в стенах созданного ею Мультимедиа Арт Музея, но и по всему миру. Её кураторство в мире искусства началось со знакомства с будущим мужем, поэтом Алексеем Парщиковым, а мечта об открытии музея фотографии воплотилась в жизнь в браке с меценатом Оливье Мораном. Гостьей Киры Прошутинской в программе «Жена. История любви» стала искусствовед и режиссёр Ольга Свиблова.
Преодоление
Ольга Свиблова родилась в интеллигентной московской семье. Её папа – инженер-конструктор, а мама – преподаватель немецкого языка, филолог. Они жили в коммуналке – в одной комнате, без ванны и с общей кухней. Любимым занятием девочки было собрать всех уличных собак во дворе и накормить. Она даже придумала собачий язык и решила, что будет пастухом собак. Чтобы родители разрешили завести питомца, ей нужно было выполнить одно условие – поступить в музыкальную школу. Это было непросто, но оно того стоило – четвероногого друга она получила-таки.
В детстве для неё вообще многое было непросто. Дело в том, что в четырёхлетнем возрасте маленькая Оля переболела тяжёлой формой полиомиелита, который дал серьёзные осложнения на кости и суставы – девочка передвигалась с огромным трудом. Фигурное катание, ежедневные занятия через боль, мамина настойчивость и собственное упорство помогли ей практически заново научиться ходить…
В математической школе, где училась Ольга, на 42 ученика было всего 6 девочек, которые, по понятным причинам, были окружены мужским вниманием.
– В нашем классе был мальчик Саша – спортсмен, который никаких знаков внимания мне никогда не выказывал. Однажды я прихожу из института домой и вижу его, мертвецки пьяного, спящим на кровати. Мама говорит: «Приходил Саша Новичков, просил у меня твоей руки, сказал, что с вашей дочерью можно ходить в разведку». Для меня это самый большой комплимент. Я считаю, что надо жить так, чтобы с тобой можно было пойти в разведку.
Замуж за русскую поэзию
Как-то раз, во время студенческого выезда на картошку, Ольге показали тетрадку со стихами Алексея Парщикова. Прочитанное настолько потрясло девушку, что она моментально влюбилась в работы поэта. Их местом знакомства стало общежитие МГУ, где собиралась творческая молодёжь. Ольга и Алексей встретили вместе Новый год и больше уже не расставались. Свадьба состоялась, когда Свибловой было 19 лет, а свадебным подарком жениху от невесты стал собственноручно связанный шарф с монограммой «ММ», что значило «Мастеру от Маргариты».
– Я вышла замуж за русскую поэзию, я понимала, что мне не будет скучно, – вспоминает героиня программы.
Ольга стала главным помощником мужа и очень много сделала, чтобы о нём узнали. Чтобы супруг мог спокойно писать стихи, она устроилась работать дворником, и это время она называет очень счастливым. Через десять лет брака у пары родился сын Тимофей.
– Долгое время я не хотела Алёше мешать, мне казалось, что поэту надо отдавать всё внимание. Тут важно понимать, что такое андеграундная культура. В этой культуре во многом люди выживали потому, что у них были хорошие жёны. Другие просто сломались. Через десять лет мы решили сознательно родить ребёнка, при этом я знала, что мы не будем жить вместе. Но мне ни от кого другого ребёнка не хотелось.
Почему спустя 18 лет брак распался? Чего Ольга боится больше всего в жизни? Почему Парщиков не смог смотреть документальный фильм Свибловой? Об этом гостья рассказала Кире Прошутинской.
Любить так, как не бывает
Однажды Ольга загадала, чтобы ей послали любовь. И высшие силы услышали её. Правда, случилось это в совершенно неожиданном месте. Как-то в Париже друг пригласил Свиблову зайти в арт-центр, созданный французским меценатом Оливье Мораном. Увиденное пространство очаровало гостью, она захотела познакомиться с человеком, который сделал это. Встреча оказалась настолько тёплой, что Оливье предложил Ольге помочь ему создать центр французского современного искусства в Москве. Рабочие отношения быстро переросли в романтические – предложение руки и сердца Моран сделал спустя несколько месяцев после знакомства.
– С Парщиковым мы проговорили 18 лет, а с Оливье мы мало говорили, и в этой тишине была какая-то фантастическая внимательность, такая глубина видения, которой у меня никогда не было. Он перестроил и меня, и мой вкус на другую волну. Он меня очень любил – наверное, так, как не бывает. И я также любила. Ради любимой Оливье принял православие, и вскоре они обвенчались. Супруги были счастливы в браке 23 года, до того момента, когда Морана не стало… Как Оливье ухаживал за Ольгой и при чём тут факс? Что является настоящим призванием женщины? Почему у гостьи были сложные отношения с мамой? Из-за чего она ненавидит баню? Что думают об Ольге её друзья и коллеги Виктор Фогельсон, Игорь Буренков, Елена Лунгина? Ответы – в авторской программе Киры Прошутинской «Жена. История любви».
Мария Феоктистова