Венчание в центре христианских святынь – свадьба в Израиле для россиян: нюансы проведения


Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

Старинные традиции

С древних времен о свадьбе договаривались родители молодых. Жених и невеста знакомились уже после достижения договоренностей, зачастую впервые видя друг друга. Поскольку до свадебного обряда проходило довольно много времени, в некоторых регионах сговоренные молодые начинали жить вместе, не дожидаясь официально оформленных брачных уз.

Свадьба в Израиле и институт брака в целом, воспринимались не только как единение мужчины и женщины для продолжения рода, но и как воплощение Божественного повеления. Ведь, согласно Торе, тот, кто не создал семьи, не является полноценным человеком. Он не полон – где-то в мире, так же отдельно, живет его половинка.

Сговор (помолвка)

Это событие предусматривает договор между обеими сторонами (женихом, невестой и их родителями) о бракосочетании. Его, как правило, закрепляют письменно, но это может быть и устное соглашение.

Сразу же тут обговаривается и материальное участие каждого родителя как в проведении обряда вступления в брак, так и последующей обеспеченности новосозданной семьи нужными вещами для начала совместной жизни.

После оглашения договора, обе матери, согласно традиции, бьют круглое блюдо (тарелку). Это свидетельствует о невозвратности заключенного согласия: как нереально вернуть тарелку в ее первоначальный вид, также невозвратным будет и процесс совершенного сговора.

Закрепляется все небольшой трапезой, в которой участвуют только родные люди.

Ритуалы сватовства и помолвки

Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.

Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.

В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.

После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.

В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.

Наряды жениха и невесты

Если молодые не хотят венчаться, а планируют лишь устроить символическую свадьбу в живописных местах Израиля, ограничений к выбору подвенечных нарядов нет. Невеста может выбрать для себя платье любого фасона, будь то бальная модель с пышной юбкой и корсетом или облегающий вариант с кружевной спиной и приспущенными плечами. Цвет наряда обычно выбирают белый, в нем девушка будет выглядеть на фоне красот Израиля наиболее гармонично. Для венчания подойдет не любое платье. Необходимо, чтобы плечи и голова девушки были покрыты, лучше всего фатой, а декольте не было глубоким.

Внимание! Букет может быть компактным или пышным, лучше всего смотрятся композиции из роз или орхидей.

Добавить нотки оригинальности можно с помощью ажурного зонтика, перчаток, вуалетки и драгоценностей. Приобретать платье невесты лучше именно в Израиле – так выйдет экономичнее.

К костюму жениха требования стандартные – классическая двойка или тройка. Оттенок может быть черным, серым или синим. Некоторым молодым людям пойдут варианты из пастельной палитры. Пиджак при желании можно снять, если есть жилетка. Туфли должны быть классическими, а бутоньерку нужно составить из тех же растений, что и букет невесты.

Приготовления к еврейской свадьбе

Подготовительный период был очень важен для правильной организации торжеств. Верования и традиции евреев содержали, и до сих пор содержат, множество ограничений, которые необходимо было учесть при подготовке к свадьбе. Так, иудейская свадьба ни в коем случае не праздновалась в период национальных праздников, постов и поминальных дней. Запретной являлась и суббота — шаббат. День, когда Всевышний отдыхал от трудов, являлся всеобщим выходным у евреев, когда была запрещена всякая трудовая деятельность. В современном мире эта традиция соблюдается вплоть до невозможности самостоятельно нажать кнопку лифта или включения света. Разумеется, тут уже не до бракосочетаний.

Объявление жениха

За неделю до свадебных торжеств жених во всеуслышание объявлял о предстоящем мероприятии. Происходило это во время проведения службы в синагоге. Ритуал назывался Уфруф. Присутствующие на богослужении мужчины активно поздравляли счастливого новобрачного и осыпали его конфетами. После чего вся семья собиралась на праздничный ужин.

Очистительные ритуалы невесты

Девушка же проходила очистительные ритуалы в особом бассейне Микве. Она полностью раздевалась, даже лак с ногтей необходимо было счистить. Снимала все украшения и медленно опускалась в воду, читая молитвы. Омовений должно было быть несколько. Ее поддерживала компания подруг и замужних женщин, которые помогали и проводили беседы о ценности семейной жизни. Эти омовения означали ее очищение от грехов прошлой жизни и приготовление к замужеству.

Главное — душа

Во многих странах во время свадебной церемонии жених отбрасывает фату с лица невесты. Однако еврейские женихи, наоборот, ее прикрывают. Эта процедура называется бадекен, и она является очень важной частью большинства еврейских свадеб.

Каждая девушка стремится выглядеть как можно лучше в столь важный день. Еврейские невесты в этом плане ничем от других не отличаются. Так зачем жениху скрывать лицо возлюбленной? Таким образом он демонстрирует, что полюбил ее за характер и душу, а не за внешнюю красоту. Покрывая невесту, жених также берет на себя обязательство защищать ее, одевать и обеспечивать.

Для иммунного ответа необходимы витамин A (животные продукты) и каротиноиды

Дворники также в лидерах: россияне назвали самую благородную профессию

Мужчина вложил в заброшенную сторожку 4,5 млн фунтов. Дом получился роскошным

Свадебные торжества евреев

Свадьба могла назначаться на разные дни, согласно установленным правилам. По одному из них свадьба игралась в среду, чтобы в четверг, в случае отсутствия невинности у девушки, муж мог прилюдно развестись в синагоге.

Праздновали в будние дни среди недели, и в субботу после позднего ужина. Наиболее популярным все же остается воскресенье.

Наряды для свадьбы

Особенных свадебных одеяний у евреев не наблюдается. Они одевались в нарядную одежду того региона, где проживали. Современные брачные платья и костюмы вполне классического вида. Единственное условие — платье невесты должно быть максимально скромным и закрытым.

Утро свадебного дня

В день свадьбы в первую очередь решались юридические вопросы предстоящего бракосочетания. Жених вместе с представителями невесты, гостями и раввинами подписывал договор об обручении и брачный контракт. Невеста тем временем принимала поздравления и подарки на женской половине. А матери новобрачных били что-то стеклянное в память о разрушенном Храме Иерусалимском.

Затем жених, в присутствии уважаемых свидетелей, накидывал на голову невесты длинную густую фату, которая полностью ее скрывала — в знак того, что мужчина отныне полностью отвечал за свою жену. Присутствие посторонних лиц было необходимо, чтобы удостовериться, что девушку не подменили.

Венчание — хупа

Название самого главного обряда произошло от названия балдахина. Его присутствие над головами новобрачных было обязательно. Эта изукрашенная бахромой и вышивкой ткань на четырех резных стойках-столбах символизировала сень дома жениха, под который он вводил свою супругу. Открытые стороны олицетворяли гостеприимство, ведь именно так был открыт шатер Авраама для всех страждущих. Никакой мебели в хупе не должно было быть, ведь дом еврея — это не вещи, это живущие в нем люди. Традиционно, над балдахином должно было быть открытое небо, поэтому обряды проводились на открытом воздухе.

Первым в свой «дом» входил мужчина, после чего вступала женщина и обходила жениха по кругу трижды или семь раз — священное число. Положение жены в еврейской семье было особенным, непохожим ни на мусульманский обычай, ни на европейский. Несмотря на внешние признаки, довольно сильно перекликающиеся с восточными, еврейские женщины являлись тем цементом, который скреплял семейные узы. Они были образованны, умны и намного меньше ограничены в своих возможностях.

Раввин читал молитвы, освящал вино в хрустальном кубке и разрешал жениху надеть обручальное кольцо. По еврейским обычаям кольцо предназначалось только жене. Оно было простым, без камней и излишеств, плоским. После этого читались благословляющие молитвы, молодые выпивали вино из кубка. Жених разбивал опустевшую посудину — бросал на камни или наступал правой ногой. А гости кричали: «Счастливой судьбы!». Современные молодожены часто заменяют стакан лампочкой накаливания — ее бить легче и куда громче.

Праздничное застолье

У еврейского народа во все времена было весьма специфическое отношение к пище. Поэтому, на праздничный банкет готовились исключительно кошерные блюда. А вот веселиться, петь песни и плясать Тора не запрещала, так что гуляли от души. Все гости должны были в меру сил и возможностей развлекать молодоженов. Длился праздник до восхода солнца.

Национальные танцы и развлечения

Танцы на еврейском празднике испокон веков являлись основным способом развлечься. Было придумано множество различных традиционных танцев, предназначенных именно для свадьбы. Многие из них танцуют до сих пор.

  • Танец для невесты включал в себя использование различных потешных мелочей — скакалок, конфетти, флажков и маскарадных костюмов, все, до чего могли додуматься дорогие гости.
  • Если замуж выдавалась последняя дочь, то ее мама короновалась цветочным венком и выходила в центр зала, а все ее дочери танцевали вокруг нее.
  • Если сочетался браком последний ребенок любого пола, то для родителей устраивали отдельный танец.
  • Танцевали Хору и Мицву, когда уважаемые люди отплясывали с невестой или для нее, держа в руках ремни. После чего жених и невеста делали совместный выход.

Еврейская свадьба проходила под живую национальную музыку с редкими вкраплениями музыкальных композиций региона проживания, ведь этот народ селился по всему миру. Современные свадьбы также включают в себя национальные композиции и танцы, и общепринятые плэйлисты.

Интересные обычаи еврейской свадьбы

Как и у всех остальных народов, у евреев есть свои оригинальные традиции и приметы, которые они неукоснительно соблюдают во время свадьбы — ведь от этого зависит благополучие и счастье молодоженов. Особенно интересны в этом отношении свадьбы ортодоксальных евреев, которые практически не изменились с древних времен.

  • Поскольку для жениха и невесты бракосочетание является священным действом, им запрещается кушать и пить хоть что-то, кроме чистой воды, до самого таинства обручения.
  • Все традиционные обряды евреев берут свое начало в Торе. Они весьма религиозны и неукоснительно соблюдают заповеди и законы Божии.
  • После обручение молодые должны уединиться в отдельном помещении в присутствии нескольких свидетелей и разделить совместную трапезу. После этого официальная часть бракосочетания заканчивается.
  • На праздничном застолье молодоженов обязательно поднимали в воздух вместе со стульями-тронами, и носили по кругу с песнями и поздравлениями.
  • Молодые на свадьбе – это воплощение Божественного промысла, они полны святости и их статус выше всех присутствующих, независимо от заслуг и возраста. Отношение к ним в эти дни соответствующее. Для многих молодых людей период бракосочетания является самым важным в жизни.
  • Как и в мусульманской традиции, у евреев не принято совместное празднование мужчинами и женщинами. Во время торжественных мероприятий и банкета принято разделение по гендерному признаку, ставятся отдельные столы.
  • Замужняя женщина не должна показывать своих волос никому, кроме мужа. Поэтому, на людях они появляются либо в полностью закрытых головных уборах, платках, шалях. Либо – в париках.
  • Конец праздника знаменуется благодарственной молитвой.
  • Обычай бросать букет в толпу подружек начал свое победное шествие именно с еврейской традиции.
  • На многих свадьбах до сих пор присутствует официальный шут-тамада, бадхен. Он развлекает гостей, устраивает конкурсы и различные розыгрыши.
  • Есть прекрасный старинный обычай, который до сих пор соблюдается: при рождении сына родители садят кедр, если родилась дочь — сосну.

Даже ревностные хранители традиций сдаются под напором современных технологий. Все чаще торжества снимаются на видео или фотокамеры, хотя раньше было строжайше запрещено фиксировать сокровенные обряды и вообще людей.

Ах, эта свадьба пела и плясала ?

И, последнее – самое приятное (нет, опять не то, что вы подумали!): свадебный банкет, традиционно длящийся семь дней с приглашением всех-всех-всех, включая соседей, полицию, «скорую помощь» и большое число, как правило, ни в чем не повинных граждан.

Обычно свадебный обряд проводится в синагоге, а банкет – где угодно: ресторане, ночном клубе или специально снятом «зале торжеств». Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, его лучше устроить в кошерном ресторане – с песнями, плясками, этнической музыкой, тамадой-раввином, подарками, поздравлениями, блэк-джеком и шлюхами, приглашенным фотографом и вином.

Но вот, брачный пир окончен, гости и родственники разошлись по домам, а невеста с женихом отправляются мыть посуду… Шучу: у них есть намного более важное дело – первая брачная ночь, но об этом, дорогие мальчики и девочки, как-нибудь в другой раз!

Капиталистическая свадьба

Максим Горький написал роман «Дело Артамоновых» о семье провинциальных промышленников в 1925 году, но действие происходит в дореволюционное время. Свадьба Петра Артамонова и Натальи — яркий пример «разрыва поколений», когда патриархальные традиции молодежь стала воспринимать как дремучие предрассудки.

Когда Пётр вошёл вслед за ней в комнату Натальи, где была приготовлена пышная постель, старуха тяжело села посреди комнаты на стул. — Слушай, да — не забудь! — торжественно говорила она. — Вот тебе две полтины, положи их в сапоги, под пятку; придет Наталья, встанет на колени, захочет с тебя сапоги снять, — ты ей не давай… — Зачем это? — угрюмо спросил Пётр. — Не твое дело. Три раза — не дашь, а в четвертый — разреши, и тут она тебя трижды поцелует, а полтинники ты дай ей, скажи: дарю тебе, раба моя, судьба моя! Помни! Ну, разденешься и ляг спиной к ней, а она тебя просить будет: пусти ночевать! Так ты — молчи, только в третий раз протяни ей руку — понял? Ну, потом… Пётр изумленно взглянул в темное, широкое лицо наставницы, раздувая ноздри, облизывая губы, она отирала платком жирный подбородок, шею и властно, четко выговаривала грубые, бесстыдные слова, повторив на прощанье: — Крику — не верь, слезам — не верь. — Она, пошатываясь, вылезла из комнаты, оставив за собою пьяный запах, а Петром овладел припадок гнева — сорвав с ног сапоги, он метнул их под кровать…

Брачный договор

Даже если будущая невеста годами носила бриллиантовое или золотое кольцо, во многих еврейских общинах пара не считается помолвленной, пока не подписан специальный документ, подробно описывающий условия будущей помолвки. Отмена свадьбы после его подписания считается крайне недостойной, поэтому, если он используется, почти во всех случаях его подписывают в день свадьбы. Однако фактически это означает, что пара не была помолвлена до дня заключения брака. В древние времена такие договора составлялись для того, чтобы семьи могли заранее обговорить приданное и установить штраф в случае расторжения брака.

Ушло всего три недели. Парень решил сам отремонтировать квартиру матери: фото

Жизнь изменится. Новолуние в середине января принесет удачу 4 знакам зодиака

Профессор Гарварда изучила сны во время пандемии: о чем они и как противостоять

Пролетарская свадьба

В 1933 году ленинградский Мюзик-холл представил одноактный водевиль Михаила Зощенко «Свадьба». Двумя годами позже писатель выпустил сборник рассказов «Голубая книга», куда вошла новелла «Свадебное происшествие». И рассказ, и пьеса высмеивали легкомысленное отношение советской молодежи к гражданскому (нецерковному) браку: хочу — «запишусь», хочу — разведусь. Главный герой не мог узнать на собственной свадьбе невесту — малознакомую девушку — и по ошибке поцеловал другую.

Володька кричит: — А пес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся. Тут невеста в белом балахоне является. И цветы в ручках держит. — Ах, так, — говорит, — ну, так это вам выйдет боком. И опять, конечно, вопли, крики и истерика. Начали, конечно, родственники выгонять Володьку из квартиры. Володька говорит: — Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители. Но родственники поднажали и ссыпали Володьку на лестницу. На другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся.

В 1975 году режиссер Леонид Гайдай снял по рассказам Михаила Зощенко сборник киноновелл «Не может быть!». Главных героев из «Свадебного происшествия» блестяще сыграли Леонид Куравлев и Валентина Теличкина.

Мещанская свадьба

В 1875 году украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий написал комедию «На Кожумяках». Автор высмеивал нравы киевских горожан, которые стремились к красивой, «хранцюзской» жизни. В 1883 году пьесу обработал Михаил Старицкий. По договоренности с Нечуй-Левицким комедия получила название «Панська губа, та зубів нема», а в подзаголовке значилось «За двумя зайцами». Премьера прошла в том же 1883 году в киевском Театре Бергонье.

Дворянская свадьба

Герой романа Льва Толстого «Анна Каренина» помещик Константин Лёвин не сразу добился взаимности княжны Кити Щербацкой. И все же их брак стал браком по любви. Описание свадьбы в романе — еще и ценное свидетельство эпохи. Например, молодоженам предложили после свадьбы поехать в Европу, как это было принято среди аристократов, но невеста решила отправиться к мужу в деревню. Поступок казался странным для урожденной княжны, но современникам он давал лучше понять характер героини. Большое внимание уделил Толстой и хозяйственным деталям.

…Когда Левин потребовал одеваться, Кузьма, старый слуга Левина, принес фрак, жилет и все, что нужно было. — А рубашка! — вскрикнул Левин. — Рубашка на вас, — с спокойной улыбкой ответил Кузьма. Рубашки чистой Кузьма не догадался оставить, и, получив приказанье все уложить и свезти к Щербацким, от которых в нынешний же вечер уезжали молодые, он так и сделал, уложив все, кроме фрачной пары. Рубашка, надетая с утра, была измята и невозможна с открытой модой жилетов. Посылать к Щербацким было далеко. Послали купить рубашку. Лакей вернулся: все заперто — воскресенье. Послали к Степану Аркадьичу. Жениха ждали в церкви, а он, как запертый в клетке зверь, ходил по комнате, выглядывая в коридор и с ужасом и отчаянием вспоминая, что он наговорил Кити и что она может теперь думать. — Приехали! — Вот он! — Который? — Помоложе-то, что ль? — а она-то, матушка, ни жива ни мертва! — заговорили в толпе, когда Левин, встретив невесту у подъезда, с нею вместе вошел в церковь.

Свадьба мелкого служащего

В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» вышел рассказ Антона Чехова «Свадьба с генералом». Обычай приглашать на свадьбу значительное лицо «в чинах» действительно существовал в купеческой среде. Чехов высмеял попытку мелкого служащего — оценщика ссудной кассы — следовать купеческой моде.

В 11 часов Нюнин заехал за дядюшкой. Ревунов-Караулов надел свой мундир и штаны с золотыми лампасами, нацепил ордена — и они поехали. Свадебный ужин уже начался, когда взятый из трактира напрокат лакей снимал с адмирала пальто с капюшоном, и мать жениха, г-жа Любимская, встречая его в передней, щурила на него глаза. — Генерал? — вздыхала она, вопросительно глядя на Андрюшу, снимавшего пальто, и кланяясь. — Очень приятно, ваше превосходительство… Но какие неосанистые… завалященькие… Гм… Никакой строгости в виде и даже еполетов нету… Гм… Ну, всё равно, не ворочаться же, какого бог дал… Так и быть, пожалуйте, ваше превосходительство! Слава богу, хоть орденов много…

В 1889 году Чехов использовал этот сюжет в одноактной пьесе «Свадьба». Водевиль сразу взяли в репертуар многие любительские труппы. Об одном из таких представлений в 1900 году писала актриса Ольга Книппер: «На днях был Толстой на «Чеховском вечере» и смеялся, говорят, до упаду, и ему очень понравилось». В 1902 году «Свадьбу» наконец поставили на профессиональной сцене — в Александринском театре. В 1944 году по произведениям Чехова сняли фильм «Свадьба», главные роли в котором исполнили Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова и Алексей Грибов. А выражение «свадебный генерал» стало нарицательным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]