Полвека вместе: Пары, прожившие в браке более 50 лет


Инна Чурикова и Глеб Панфилов — 52 года вместе

Инна Чурикова и Глеб Панфилов познакомились на съемках картины «В огне брода нет». Режиссер Панфилов увидел Чурикову на телевидении и решил, что она подходит на роль в его первой картине. По словам актрисы, при первой встрече будущий супруг показался ей немолодым. Спустя время они заговорили, девушка поняла, что могла бы полюбить этого человека на всю жизнь.

Инна Чурикова и Глеб Панфилов поженились в 1968-м, через десять лет у них родился сын Иван. Для артистки это был первенец, для постановщика — второй ребенок. Впервые он стал отцом в 1957-м, когда у него родился сын Анатолий в первом браке.

Инна Чурикова вспоминает, как смотрели на нее сын с мужем, когда она оставляла их в дверях, а сама шла на репетиции. По признанию артистки, у них было такое выражение на лицах, будто она уходит от них к кому-то другому. Однако любовь супругов оказалась сильнее загруженного рабочего графика и постоянных съемок.

Глеб Панфилов: «Меня всегда интересовали лица…»

Довольно перечислить фильмы, им снятые, чтобы оценить его художественный масштаб: «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Тема», «Валентина», «Васса», «Мать», «Романовы – Венценосная Семья», «В круге первом», «Без вины виноватые»…

21 мая у киномастера юбилей.

Характер

— Глеб, вы – уральский человек, а у меня папа из уральских кузнецов, по нему я могу судить об уральском характере: твердый, даже жесткий. Но вы художник, стало быть, человек сомневающийся. Как это сочетается?

— Жесткий? Не очень. Я, скорее, лирик. Думаю, из фильмов это следует. Хотя профессия отбирает характер…

— Отбирает или формирует?

— И отбирает, и формирует. Чтобы работать в кино, нужно обладать достаточно самостоятельным и настойчивым характером. Я, например, застенчив, но когда начинается работа на площадке, меняюсь. Режиссер, как и любой человек, состоит не из одного качества, скажем, твердости…

— Из самомучительства тоже?

— Думаю, да. Но никого из посторонних это не касается. Только, может, самых близких, которым приходится сталкиваться с этим и испытывать известный дискомфорт.

— С высоты прожитых лет не вы, но мы можем сказать о ваших наполеоновских свершениях. А в молодости были наполеоновские планы? Вы чувствовали, что выйдете на большие пространства?

— Я о пространствах не думал. Я достаточно правильно воспитан. Не свершения, а труд, любимое дело – вот что во мне с детства пестовали. Человеку чрезвычайно важно найти свое любимое дело. Делать то, что нравится…

— Простая тайна.

— Да, простая. Я учился в Политехническом, занимался в научном студенческом обществе, стал инженером-химиком, это мне нравилось. Я любил исследовать, любил то, что происходит в реторте или в пробирке. Тут же и фотография, фотопроцесс. Все органично. Для меня было праздником, когда в праздник я запирался в ванной комнате, завешивал окно, чтобы напечатать фотографии, что накопились, скажем, от 1 мая до 7 ноября. Это были счастливые часы и дни.

— Что вы снимали?

— Меня всегда интересовали лица, больше, чем пейзажи. А потом выяснилось, что лица меня интересуют и больше, чем химия.

— Так началось операторское дело?

— Пожалуй, больше, чем операторское… Сколько себя помню, очень любил слушать разговоры взрослых. Как теперь понимаю, меня интересовали взаимоотношения людей. Я тайно наблюдал, впитывал, запоминал характеры. Это очень важный момент – жизненаблюдение.

Москва

— Провинциал приезжает в столицу – была какая-то сшибка, когда вы появились в Москве?

— Пожалуй. Когда я решил поступить во ВГИК на заочный операторский факультет, я даже не предполагал, что фотографии на конкурс должны быть большого формата, наклеенные в красивом альбоме, желательно с названиями, скажем «Весна», «Любовь», «Первый поцелуй», «Скворцы прилетели»… А у меня формат 13х18 и все уложены в черный конверт из-под фотобумаги. Провинциал, с мороза. Когда светила ВГИКа извлекли их из моего конвертика и стали смотреть, я понял: все, конец…

— Но вы ведь все-таки поступили…

— Дело в том, что я еще привез документальный фильм «Народная милиция», о дружинниках. И великий оператор Анатолий Дмитриевич Головня, возглавлявший приемную комиссию, ушел смотреть его в зал. И надо же ему было войти именно в тот момент, когда я хотел забрать документы и удалиться. До экзамена я решил: если тройка – уезжаю домой и поступаю в аспирантуру как химик. Он входит, берет мой конверт. Не выдерживаю и говорю: мне за фотографии два. Три, поправляет один из экзаменаторов. Головня и глазом не повел – аккуратно, одну за другой, достает из конверта мои фотографии и смотрит. Досмотрел и говорит: ну что ж, поставим ему пять и примем. Я думал, что ослышался…

— Какова драматургия!

— Иди, говорит. Иду к выходу, а он мне в спину бросает: только не монтируй все в мировом масштабе! Я понял, о чем речь. У меня в фильме есть кадр крупно – огромный ковш, в него льется раскаленная сталь. И так же крупно, встык, бокал – в него льется шампанское. Я вылетел на крыльях…

— То есть вы победили, и никакой сшибки не было?

— Тогда не было. И вообще, если подумать, не было. Ни тогда, ни когда через три года я поступил на Высшие режиссерские курсы…

— Вы оставались собой?

— Разумеется. Я как я, весь перед вами… Помню, еще одна шоковая ситуация была на заключительном экзамене…

— При выпуске?

— Нет, при впуске. Собрался синклит, от мала до велика. От Алова с Наумовым до Пырьева с Александровым и Райзманом. Ковер и на ковре стул. Очередь за дверью. Все нервничают. Я приближаюсь. Вызывают. Иду, и у меня абсолютно пересыхает во рту, не могу говорить. Сел на стул, принужденно улыбнулся и сказал: пожалуйста, воды, иначе не скажу ни слова. Тонкий стакан – в нем вода. Отпил – появился голос. Задают вопросы – отвечаю. То ли Алов, то ли Наумов спрашивают: а у кого вы учились как химик? У профессора Пушкаревой. Что-нибудь яркое о ней можете рассказать? Говорю: она человек замечательный, и ученый, и общественный деятель, и обаятельная женщина, но поразила она меня неожиданно, дело было на колхозном рынке, она покупала молоко, с четвертью ходила за молоком, а у продавщиц только бидон и ведро и нет воронки. Ну и что же, спрашивает Наумов. И такая тишина. Отвечаю: она поступила очень просто, взяла ведро и тонкой струйкой стала лить молоко в горлышко своей четверти, изумленные бабы собрались толпой и смотрели, как профессор Пушкарева не пролила ни капли…

— У нее был опыт!

— Она была химик! И меня приняли.

Женщина

— Когда вы встретили Инну Чурикову, кем она была для вас? Вы сразу поняли, что это женщина вашей жизни?

— Она была для меня Таня Теткина. То, что я видел, что фантазировал, над чем думал, о чем мечтал, – Таня Теткина.

— То есть вы сочинили характер…

— …а потом увидел ее. А потом с ней познакомился. Я был счастлив.

— А когда же вы в нее влюбились?

— Это позднее. Это другое. Это независимо. Первое чувство: я нашел, что искал.

— Когда вы начали работать, она шла за вами?

— Она шла за мной. Более того, она была еще очень зеленая и необученная и любила наигрывать. К ней прилипали чужие интонации и манеры. Инна, ты говоришь голосом Татьяны Дорониной – да, да, ко мне прилипло… Она очень музыкальна, очень слышит и точно воспроизводит. Она обожала Доронину. Я говорю: не надо, будь собой, у тебя свой замечательный голос, тембр уникальный, неповторимый. Все ее симпатии к бабушке, к деревне – это то, что нужно для Тани Теткиной, что составляет ее суть. Она очень выросла на картине. Работа воспитывает. Меня тоже воспитывает.

— Вы столько снимали ее – было, что она вас удивляла?

— С первого фильма. И удивляла, и радовала. Ее рассказы о маме, о бабушке, из рязанских деревенских женщин – это было мне близко. Моя бабушка по маминой линии – тоже из рязанских. Это особый говор, музыка речи, все родное.

— Тяжело было расставаться с предыдущей семьей?

— Да, непросто. На эту тему я бы не очень хотел распространяться. Это касается не только меня, но и моей первой жены. У нас с ней хорошие отношения. И у Инны – тоже. Мой старший сын подолгу жил с нами. Я дорожу этим.

— Вы в судьбу верите?

— Верю.

— Характер делает судьбу или судьба – характер?

— Высшие силы. Что такое характер, что такое генетика? Все оттуда, свыше. Я не верю в случай. Случай – это неузнанный и непонятый Промысел Божий. Я довольно рано стал понимать, что это зона особого внимания, и не следует торопиться с выводами, с поступками, стоит подождать, подумать, разобраться…

— У вас были внутренние психологические сломы, включая мировоззренческие?

— Я делал, что должно. Я не из тех, кто, закусив удила, занимался карьерой. Мое мировоззрение менялось, но оно менялось естественно, по ходу жизни. В 1961 году, когда полетел Гагарин, я вступил в партию. По убеждению. И верил, что люди 80-х будут жить при коммунизме. Но уже в 1966 году Высшие режиссерские курсы, триста просмотренных фильмов, прочитанные книги сделали свое дело. Я оставался самим собой, но мысли мои переменились.

— Что вы сделали с партбилетом? Сожгли?

— Нет. На это я не способен. События 1991 года в Латвии и Литве меня перевернули. Я решил, что нельзя оставаться больше в КПСС. Для меня это было поступком, рубежом. Я сказал об этом отцу. Он оставался коммунистом. Он Магнитку строил, я там родился, в бараке. Семья у меня замечательная, и отец, и мама. Я в любви рос, как и мой брат… После разговора с отцом поехал на «Мосфильм», зашел к секретарю, объяснил и положил партбилет.

— Волновались?

— Очень. Было нелегко.

Человек в истории

— Если взглянуть на ретроспективу ваших фильмов, можно сказать, что вы снимали русского человека в русской истории. Иногда это частный случай, как в «Валентине» по Вампилову, иногда модель, как в «Прошу слова» и «Теме», иногда большая история, как «В круге первом» по Солженицыну. Что мы собой представляем? В чем наша беда и в чем наша надежда?

— Если б я знал ответ, я бы снял про это фильм. Ответа не знаю. Но знаю проблему, и все мои картины являются попыткой рассказать об этом. Если выстроить их не в порядке появления, а по исторической хронологии, то получится ХХ век в моем представлении. «Мать» – 1902 год, Нижний Новгород, волнения рабочих. «Васса Железнова» –1913 год, купцы, экономическое процветание, а вокруг уже брожение революции. «Романовы» – 1917-1918 годы, гибель царской Семьи. «В огне брода нет» – история санитарки Тани Теткиной в те же годы. «Прошу слова» и «Тема» – советская власть…

— Советская начальница Уварова в «Теме» – героиня или жертва?

— И то, и другое. Продукт. Меня это волновало, потому что в ней я видел и себя. И близких мне людей, с которыми работал в горкоме комсомола в Свердловске.

— С чего для вас начинается кино? С мысли, картинки, звука?

— По-разному. Скажем, картина «Прошу слова» для меня началось с истории женщины, которая потеряла сына. Была реальная история мальчика, который погиб, он учился с моим младшим братом. А то, что он сын мэра города, и что мэр, похоронив сына, тут же вышла на работу – это уже сюжет. Фильм «В огне брода нет» начался с того, что мне попал в руки журнал «Красная новь», он у меня до сих пор хранится, 1938 год, и там рассказ Габриловича «Случай на фронте». Читаю: Таня Теткина, санитарка. И что меня поразило: она художница! А еще – река, солнце низкое, рыба плещется, голос над водой, гармошка. Ока. Я нередко любовался ею, когда проезжал поездом из Москвы в Свердловск. И тут все совпало…

— А почему вы взяли «Без вины виноватые»?

— Я давно хотел это делать, в театре. Предложил Марку Захарову, не получилось. А тут Ванюшка, сын, подрос, и появилась редкая возможность снять мать и сына, и тогда сюжетная связь из условной становилась безусловной, отношения между героями обретали особенные краски…

— Вы ведь у Захарова ставили «Гамлета» и «Sorry»…

— «Sorry» шел с успехом одиннадцать лет, пока с Колей Караченцовым эта беда не случилась. «Гамлет» – пять лет, пока не сгорели костюмы. Жаль спектакля и моей концепции.

Гамлет

— А в чем концепция?

— В династических браках нередко бывало, когда дядя и племянник – ровесники, а то племянник и постарше дяди. По моей мысли, Гамлет и Клавдий – ровесники, да еще и друзья. Представьте, когда однокашник, с которым ты играл в футбол, по девчонкам вместе бегали, знаешь про него все, а он про тебя, и он вдруг становится мужем твоей матери и королем. Хотя по праву престолонаследия королем должен быть сын короля. Не доказано, что Клавдий убил брата. Из подстрочника может следовать, что вся история с призраком отца Гамлета организована самим Гамлетом. Это его мистификация. Так же, как и сцена «мышеловки». Уязвленный Гамлет творит свои мистификации с помощью бродячей труппы актеров.

— Зачем?..

— Чтобы стать королем – так он понимает справедливость. Гамлет – вовсе не жертва, не герой. Гамлет – грешник. Он, христианин, Полония грохнул, погубил Офелию – поступил с ней жестоко, беспощадно, послал на казнь двух своих университетских товарищей Розенкранца и Гильденстерна, совершив для этого кражу со взломом и с подлогом. Он преступник. Он дал бесам увлечь себя. И погубил свою душу до того, как погиб сам. Гамлет – сложная, противоречивая натура, в нем демоны, а не ангелы!..

— Как вы это вычитали?

— Это следует из текста.

— Неужели вся мировая традиция пропустила это?..

— Очевидно. Я увидел. Так же, как увидел, что Вассе Железновой 42, на вид – моложе. И она вовсе не Железнова, а Храпова. «Человеческая женщина», как написано у автора. И я ставлю совершенно другой фильм. А Рашель? Дивная диссидентка. Я таких знал, они с сигареткой на кухне, всю ночь напролет спорили о мировых проблемах, а муж, ребенок забыты, заброшены. Господи, да это ж все про нас!..

— И «Гамлет» про нас…

— С «Гамлетом» – моя догадка, мое открытие так пока и остались при мне.

— Вам надо книгу написать об этом…

— Или поставить кино.

— Бог в помощь!

След

— Вы счастливый человек.

— Да. Я занимаюсь любимым делом. Меня окружают хорошие люди. У меня семья, которую я люблю…

— Похоже, вы все заслужили.

— Просто мне очень повезло. Повезло на родителей, на жену, на детей, на товарищей. На меня было потрачено много любви.

— Если говорить о жизненном секрете, наверное, в этом все и дело – повезло ли человеку с любовью.

— Наверное.

— Какое кино собираетесь снимать?

— Я сейчас в предвкушении, но еще не взял след…

Блиц-опрос

— Что значит – красиво стареть?

— Давно замечал, не все люди дурнеют в пожилом возрасте, есть и такие, что хорошеют. Что за этим стоит, физическое, духовное? Мне кажется, когда человек в ладу с самим собой, он дольше остается молодым.

— Какая в вас главная черта характера?

— (Долго думает). Садись, Панфилов, два. Не знаю.

— А в других людях какая черта характера вам нравится?

— Доброжелательность. У Инны это главная черта. Кстати, это и мне присуще .

— Кем бы вы стали, если бы не стали режиссером?

— Химиком.

— Есть ли у вас девиз?

— Глаза боятся, руки делают.

Вера Алентова и Владимир Меньшов — 58 лет вместе

Вера Быкова и Владимир Меньшов познакомились в годы учебы в МХАТ. Он поступил туда после трех неудачных попыток стать студентом ВГИКа. Она оказалась в стенах школы-студии, потому что в остальных театральных вузах Москвы ее не взяли.

Преподаватели считали Веру способной ученицей и прочили ей блестящую актерскую карьеру. Новость об их свадьбе с Владимиром без московской прописки они восприняли в штыки. Но любовь оказалась сильнее. Молодые расписались на втором курсе в 1962-м. Молодожены отпраздновали свадьбу на последние 20 рублей. Их хватило на угощение и пару фотографий. Первые несколько лет семья скиталась по общежитиям. В 1969-м на свет появился их дочь Юлия, после чего семье выделили квартиру. В этот период актриса поменяла фамилию с Быковой на девичью фамилию матери — Алентова. Семья стала жить гораздо лучше, но отношения между супругами ухудшились. В какой-то момент они разошлись, но развод не оформили. По признанию Алентовой, причина размолвки была в том, что у нее накопилось много мелких обид к мужу.

Владимир и Вера воссоединились, когда их дочь Юлия пошла в первый класс. Алентова нашла старые письма, которые когда-то они с мужем писали друг другу и поняла, что все ее обиды — пустяки. Алентова и Меньшов пришли на школьную линейку дочери вместе и рассказали, что «папа будет вновь жить с ними». С тех пор супруги не расстаются.

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей — 63 года вместе

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей познакомились на волейболе. Молодой актрисе, которую уже стали узнавать на улице, прилетел в голову мяч. Она решила посмотреть, кто его кинул, и встретилась взглядом с Анатолием Мукасеем.

Отношения молодых людей стали предметом для обсуждения. Многим казалось странным, что в паре женщина старше мужчины. Однако Анатолия их трехлетняя разница со Светланой не смущала. Они подружились. Молодой человек фотографировал девушку, а она благодаря этим снимкам получала новые роли в кино.

Родители узнали, что сын встречается с женщиной старше, после чего он привел Светлану на встречу с родственниками. Отцу с матерью возлюбленная наследника понравилась. В 1958-м они сыграли двойную свадьбу с сестрой Мукасея. Рассказывают, что поначалу будущие звезды часто ссорились. С недомолвками помогали разбираться родственники мужа. Вскоре молодые люди научись с пониманием относиться с желаниями друг друга и в семье все наладилось.

В браке Светланы Дружининой и Анатолия Мукасея на свет появились двое детей: Анатолий и Михаил. Первенец умер в 28 лет из-за наркозависимости. Младший сын работает кинооператором и продюсером.

Семья Инны Чуриковой

Как говорилось ранее, семья Инны Чуриковой идеальна. Она кристально чиста. Кажется, что их союз Инны Чуриковой и Глеба Панфилова создан на небесах.

Да, конечно, в браке порой были и разногласия и мелкие ссоры, но все это оставалось в тени и никогда не выносились за пределы дома. Пара до сих пор вместе и все также любят друг друга, как и в ранние молодые годы.

Встреча Инны Чуриковой и Глеба Панфилова оказалась судьбоносной и стала толчком к популярности супругов. И сейчас актриса является основной музой для своего мужа.

Наталья Белоусова и Александр Ширвиндт — 64 года вместе

Наталья и Александр познакомились в поселке для творческой интеллигенции НИЛ («Наука, Искусство, Литература». — Прим. ред.), который возводил дед Натальи. Ему было — 17 лет, ей — 16. Тогда мало кто воспринял этот «роман» всерьез. Думали, отношения подростков закончатся в конце лета. Но влюбленные продолжили встречаться и при возвращении в Москву.

Молодые люди часто переписывались. Ширвиндт провожал Тату домой, а по пути они беседовали о разных вещах. Привязанность друг к другу у них крепла, после школы они поступили в разные вузы. Он хотел стать артистом, она — архитектором. Зимой 1957-го Саша пришел к Тате с веткой белой сирени и словами «Пошли в ЗАГС». Они поженились в тот же год и уже не расставались.

В браке Александра Ширвиндта и Натальи Белоусовой на свет родился сын Михаил. Он стал актером и телеведущим. Один из самых известных проектов с его участием — передача «Дог-шоу».

Наша справка

  • Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в г. Белебее Башкирской АССР.
  • В 1965 г. окончила Выс­шее театральное училище имени М. С. Щепкина с красным дипломом.
  • В кино Инна Чурикова дебютировала ещё студенткой, сыграв в 1960 г. в фильме «Тучи над Борском».
  • В дальнейшем она снималась во многих картинах, включая фильмы, созданные её мужем, кинорежиссёром Глебом Панфиловым (род. 21 мая 1934 г.).
  • Сын – Иван Панфилов (род. 8 февраля 1978 г.), юрист-международник, продюсер.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов — 65 лет вместе

Александра Пахмутова и Николай Добронравов познакомились на радио в 1956-м. Девушка писала музыку для передач, а молодой человек читал стихи. Вскоре после первой встречи они написали совместную песню «Лодочка моторная». Спустя три месяца после знакомства молодые поженились. По дороге в ЗАГС они застали ливень, который приняли за хороший знак.

Денег у сочинителей не было, поэтому отпраздновали свадьбу скромно. У невесты даже не было белого платья. Пахмутова выходила замуж в сшитом мамой костюме нежного розового цвета.

Медовый месяц молодоженов прошел в Абхазии, у родственников Александры Николаевны. Родственники угощали молодых супругов кавказской кухней. А первую брачную ночь влюбленные встретили на берегу Черного моря. Пахмутова и Добронравов до сих пор считают тот отпуск лучшим, несмотря на то, что в ту пору у них не было ни денег ни славы.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов вместе 65 лет. Детей у них нет. Своими они считают ребят из неблагополучных семей, которых учат музыке. По мнению звезд, для семейного счастья нужно реже руководствоваться личными принципами и не придираться к партнеру. Добронравов на вопрос о секрете их крепкого брака цитирует писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».

Личная жизнь Инны Чуриковой

Личная жизнь Инны Чуриковой спокойная, лишена каких-либо интриг, скандалов и провокаций. Можно сказать, что она вполне удачная и стабильная. Инна Чурикова замужем, с мужем живут уже более пятидесяти лет вместе, счастливо и непринужденно. Мало кто из современных актрис, да и вообще, могут похвастаться такой, наверное, идеальной семейной жизнью.

Муж Инны Чурикова – кинорежиссер, Народный артист России Панфилов Глеб Анатольевич. Они до сих пор любят другу друга. Живут спокойно, как говорится душа в душу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]