Мемория. Георгий Бурков

Полное имя: Георгий Иванович Бурков

Дата рождения:
31 мая 1933 г.
Знак зодиака:
Близнецы
Возраст:
57 лет
Место рождения:
Пермь
Дата смерти:
19 июля 1990 г.
Деятельность:
Актер театра и кино
Образование:
Пермский государственный университет
Семейное положение:
Был женат
Супруг(а):
Татьяна Сергеевна Ухарова
Дети:
Мария Георгиевна Буркова
Родители:
Иван Григорьевич Бурков, Мария Сергеевна Гоголева

Георгий Бурков — биография

В молодости цыганка нагадала Георгию Буркову, сто жизнь у него будет короткой. Говорят, даже дату ухода назвала. Может, поэтому последние годы Георгий Иванович жил с ощущением, что смерть скоро постучится к нему в двери.
Георгий Бурков был одним из тех, кого его друг Василий Шукшин называл «чудиками». Он не собирался становиться актером, да и став им, был уверен, что надолго не задержится в этой профессии. И по этой причине даже не предполагал, что в 1980 году актеру присвоят звание Заслуженного артиста РФ.

Всенародную настоящую славу и популярность Георгию Буркову принесли картины: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Они сражались за Родину», «Старики-разбойники», «Жестокий романс» и многие другие.

Вокруг Георгия Буркова и при жизни, а уж после ухода тем более, витали какие-то нелепые слухи, истории, странная биография. Возможно, и сам Бурков бесконечными своими байками, в которых он «юморно» трансформировал происходящее с ним, подогревал эти слухи.

На самом деле Бурков всегда искал свое место в жизни и этими поисками буквально изводил себя еще с детства, о чем свидетельствует его биография и его личный дневник Свой юношеский дневник он например, назвал «Повесть о том, как я родился, жил и умер, так и не догадавшись, ради чего». Больше всего боялся прожить жизнь бессмысленно. «Смысл жизни» с годами, разумеется, менялся, но в одной плоскости — творческой.

До того как решить стать актером, Георгий Бурков готовил себя в писатели. С детским упорством Жора копил впечатления, записывал их в дневник, не подозревая, что они ему пригодятся на сцене. «Все накопления, весь опыт закладываются еще в детстве, — писал он позже. — потому что ты живешь продолжительное время с одними и теми же людьми в одном городе. И люди изменяются на протяжении этого периода.

Цыганка нагадала смерть: Георгий Бурков знал, что рано покинет этот мир

Сегодня, 31 мая, известный советский актер Георгий Бурков мог бы отметить 88-й день рождения. Однако артист погиб в результате несчастного случая. Бурков скончался 19 июля 1990 года.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Актер Георгий Бурков часто снимался у Эльдара Рязанова, причем в эпизодических ролях. Ему доставались и комичные роли дебоширов и бандитов, а также не менее интересные роли военных. При этом артист так хорошо показывал алкоголиков на экране, что многие зрители даже думали о том, что Георгий и в жизни злоупотребляет алкоголем. Впрочем, Бурков хоть и мог иногда выпивать, но не был заядлым алкоголиком. Его жена, актриса Татьяна Ухарова, всегда говорила о том, что ее избранник был отличным мужем и отцом.

Вдова Георгия Буркова рассказала о трагической гибели актера

Звезда фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» скончался на 58-м году жизни. Со дня смерти прославленного актера прошло уже более 27 лет, однако поклонники до сих пор помнят артиста по его работам в кино.

В 1990 году Рязанов предложил Буркову одну из главных ролей в картине «Небеса обетованные». В тот же день Георгий неудачно упал дома и сломал ногу. Он был в квартире один, потянулся за книгой и встал на журнальный столик на колесиках, с которого в итоге упал и ударился бедром о старинный медный набалдашник в виде льва. Артист заработал осколочный перелом. Весь этот день его жена Татьяна была одна на даче и чувствовала себя странно. Она хотела вернуться домой, а когда узнала, что мужу предложили роль в фильме, не испытала радости, лишь захотела еще быстрее уехать с дачи, но был уже вечер. В этот самый момент Бурков и упал дома. Из-за перелома у артиста оторвался тромб, который закупорил легочную артерию.

Георгий Бурков скончался 19 июля 1990 года в возрасте 57 лет из-за тромбоэмболии. Он знал, что рано покинет этот мир, так как еще в юности цыганка нагадала ему, что он доживет максимум до 55 лет. Георгий был человеком очень чувствительным и впечатлительным, а после того, как ему исполнилось 55 лет, здоровье артиста резко ухудшилось, начались проблемы с сосудами. Иногда ему было тяжело передвигаться, а тот злосчастный перелом стал фатальным.

Жена Татьяна тяжело переживала смерть актера и с трудом продолжила жить дальше. Она больше не вышла замуж, но так же трудилась в театре. Вдова убеждена, что супруг все еще с ней рядом и в трудные моменты жизни помогает ей и направляет. Татьяна и Георгий очень любили и поддерживали друг друга в самые тяжелые моменты жизни. У пары не сразу получилось стать родителями. Актриса перенесла два выкидыша, но после все же родила дочку Машу.

Маргарита Панина

Георгий Бурков утрата

Детские годы, семья

Георгий Бурков родился в городе на Каме 31 мая 1933 года в семье, где добрые отношения друг к другу были обыденностью. Отец, Иван Григорьевич, работал на Мотовилихе — старинном заводском районе Перми. Начал с рабочего, поднялся до главного механика завода. Высокое положение не изменило его характера — мягкого, доброжелательного. О матери Марии Сергеевне и говорить нечего. Та всегда оставалась сыну и лучшим другом, и самым близким человеком. «Я всю жизнь скрывал, что я «маменькин сынок».

Потом накатилась война. В тыловом городе -это холод, тусклый красноватый накал ламп в короткие часы, когда электричество не отключено, голод и очень много людей. Все жилые площади «уплотнены» — расселяют эвакуированных. Трамваи переполнены. На работу приходится идти пешком и выходить из дома затемно. За опоздание на службу — суд и срок.

Отец Иван Григорьевич всю войну проработал на заводе. Одевал и подкармливал подростков. которые, голодные, замерзшие, работали наравне со взрослыми по 16-18 часов, очень жалел их, он был от природы добрым человеком. Потому, когда отца Буркова выдвинули народным заседателем, люди со своими бедами шли не к кому-то, кто повыше да повлиятельней. а к нему.

Он в любом правонарушителе. может, даже преступнике, видел своего вчерашнего соседа, знакомого, которому просто не повезло — оступился. Такого не наказывать нужно, а помочь ему… Это был для Жоры не только урок доброты. В дальнейшем такое отношение к людям станет для него ключом к профессии: кого бы ты ни играл, своему персонажу ты не прокурор.

Было в том военном времени и счастье. В Молотов, как тогда переименовали Пермь, эвакуировали ленинградские театры-драматический, оперы, балета. Жоре Буркову удавалось каждый вечер через знакомых бесплатно попадать в театр. Но сцена, хотя и участвовал в школьной самодеятельности, привлекала его совсем не так, как книги.

Учился Бурков в школе с ленцой, на выпускном вечере ему вручили аттестат одному из последних, вместе с двоечниками. Но читал он больше всех в классе. И, поставив перед собой задачу «овладеть словом», каждую книгу разбирал буквально с карандашом в руке — как она «сделана». И еще его увлекал спорт.

Жора был прекрасный волейболист, и именно как перспективный спортсмен он и был принят в Пермский университет. Нормально по тем временам. Каждый вуз хотел славиться своими рекордсменами. Играл Георгий за команду юридического факультета. Должен был стать адвокатом. Хотя все на факультете знали, что он — будущий писатель. И немножко актер, потому что играет в молодежной студии при Пермском театре.

После двух лет занятий в студии Бурков сделал открытие: «Когда я рассказываю что-либо, — записал он в дневнике, — у меня это получается гораздо интереснее, выразительнее, чем если бы я это написал. И почему я обязательно должен стать писателем?» Точнее, почему только писателем, потому что идея написать цикл романов, для которого он еще в детстве придумал название, «Хроника», не покидала его никогда.

Бурков бросил юридический факультет — был уверен, что в Москве, в театральных училищах, его ждут. В первую попытку, выяснилось, не ждали. Да и во вторую тоже. По сути, против артистического будущего Буркова было все- отнюдь не героическая внешность, неразборчивый говорок вместо грамотно артикулированной речи, сутуловатость, косолапость… Штурм театральных училищ провалился. Однако отказы приемных комиссий не смутили Буркова.

Вернувшись в Пермь, Георгий Бурков как на работу стал ходить в городскую библиотеку — читал все, что можно было найти про актерское и режиссерское мастерство. Такая жизнь ему даже нравилась. Только милиционеров очень боялся — тогда за тунеядство можно было и срок получить. Позже в дневнике он написал: «Я обманул Государство. Я выиграл время и получил самообразование… Так и стал актером. Без отца, который понял меня, поверил мне и, если хотите, содержал меня на свой страх (сын-тунеядец) и риск (я мог бы сорваться), я бы ничего не добился…»

На работу Бурков все-таки устроился. Его пригласили в Березники, местному театру нужен был «герой-любовник». Из настоящих актеров никто не хотел ехать в этот небольшой шахтерский городок. Георгий мигом стал там звездой, так что в Кемерово, где создавалась молодежная труппа, приехал с намерением ни много ни мало — сделать новый театр: «От силы, от уверенности, от безграничности собственных возможностей захватывает дух… Я готов и отвечаю за гениальность исполнения… — — писал он в дневнике. Театр создать не удалось, но кое-какие эксперименты на сцене ему позволили.

Детские годы и юность

Бурков появился на свет 31 мая 1933 года в Перми. Родителями будущего артиста были простыми рабочими. Его отец являлся обладателем доброго и мягкого характера. Так, Бурков-старший трудился в заводском районе сначала обычным работником, а позднее был повышен до главного механика. Мать Буркова занималась воспитанием любимого наследника.

Будущий актер едва не скончался еще в детские годы. Так, Бурков в шестилетнем возрасте путешествовал вместе с родителями на корабле по Волге и позднее заболел. Медики выявили у мальчишки брюшной тиф. Тогда врачами было принято решение о срочном проведении хирургического вмешательства, однако операция прошла неудачно. Специалисты делали все возможное, но его состояние все равно ухудшалось. Маленькому пациенту было проведено шесть операций, однако потом врачи заявили, что малыша попросту невозможно спасти. При этом родительница решила забрать сына из медицинского учреждения, чтобы самостоятельно продолжить лечение. Болезнь отступила после того, как мать начала давать малышу всевозможные лечебные травы.

Будущий артист очень любил посещать театральные постановки и читать книги. Завершив обучение в общеобразовательном учреждении, Бурков стал студентом Пермского государственного университета. Там он начал обучаться на юридическом факультете. При этом его любовь к актерскому мастерству была настолько сильна, что он стал параллельно с получением высшего образования заниматься в студии Пермского драматического театра. В поступлении в театральные вузы парню отказывали четыре раза. Связано это было с тем, что у него присутствовал своеобразный дефект речи – неразборчивость произношения.

После нескольких лет активных занятий в студии, Бурков осознал, что ему хотелось бы связать собственную жизнь со сценой. Он принял решение бросить юридический факультет и начинает искать работу в театре. Вскоре ему удалось найти такое культурное заведение – провинциальный театр в небольшом населенном пункте Березники.

Во время одной из театральных постановок в зале находился критик из Москвы. Он был поражен игрой артиста, поэтому он посоветовал главному режиссеру Театра имени Станиславского присмотреться к талантливому парню. Позднее Бурков получил приглашение в Москву, где был зачислен в труппу заведения.

Театр

Там, в Кемерово, Георгия и увидела известная московская театральная журналистка, а вернувшись в Москву, рассказала о самобытном актере своему знакомому — главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот проявил интерес и предложил Буркову приехать на прослушивание в Минск, где в то время гастролировал московский театр. Бурков приехал. В дневнике запись: «Я, как всегда, начинаю сдаваться. С Москвой ничего не вышло. Львов-Анохин молчит…»
Но худрук Театра имени Станиславского не забыл о самобытном актере. Пригласил в Москву на худсовет театра. После того как Бурков сыграл Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», его спросили:

— А какое у вас образование?

— Никакого. А разве по игре этого не видно?

И платил из своего кармана, пока Георгий не был принят в штат.

Личная жизнь

В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, — так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря.
«Я — Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию». Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора — Лис, я — Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»… Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице…»

С тех пор началась наша личная жизнь, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».

К сожалению, режиссер вскоре был вынужден покинуть театр. С его уходом в конце 60-х труппу начало трясти, пошла чехарда «главных», спектакли спускались театру сверху». «Помню, как сидели в оркестровой яме не самые последние артисты, изображая массовку, среди них был и Георгий. А он к этому времени стал уже очень популярен, и кроме как унижением это нельзя было назвать».

Фильмы

После успеха в роли Рябого на Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера. А сам стал чем-то вроде фирменной приправы к последующим фильмам режиссера. Помню, на одном из творческих вечеров Георгия Буркова, который вел Рязанов, режиссер признался: «Георгий — мой талисман. Когда есть возможность, я всегда стараюсь его пригласить в фильм. Он способен сыграть заведомую чушь, а зритель ему поверит…»

— Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. — Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок — дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами. — Он прочитал множество книг о театре. Еще тогда, в Перми, когда «тунеядствовал». Он был очень образованным человеком, может, самым начитанным из театра…»

«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», — говорил Эльдар Рязанов
В 1977 году в Театр им. Станиславского при шел художественным руководителем Андрей Алексеевич Попов, один из лучших режиссеров своего времени, известный к тому же внимательным и чутким отношением к актерам. С собой он привел талантливую режиссерскую молодежь-Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. И Георгий Бурков вернулся в театр, который считал своим домом. Васильев поставил «Первый вариант Вассы Железновой», в которой роль Прохора поручил Буркову. Ретрограды приняли постановку в штыки, остальная публика — с восторгом.
В 1980 году Бурков перешел во МХАТ к Ефремову. но вскрре безо всяких видимых причин ушел оттуда. «Ефремов видел в нем хорошего артиста с необыкновенной органикой, но не видел личности глубокой и незаурядной». — так объясняет этот шаг Татьяна Ухарова. Дальше -два года в Театре имени Пушкина. И там, и там у Буркова были значительные работы — генерал Панфилов в «Волоколамском шоссе» А. Бека во МХАТе и прекрасная работа в спектакле «Иван и Мадонна в Театре Пушкина.

Но эти успехи его не радовали. Хотя Буркову едва перевалило за пятьдесят, он вдруг решил: «Это старость. Так я устроен, что весь негатив переживаю сам с собой в лучшем случае, а в худшем, когда со мной близкие, родные…» Впрочем, у него действительно все чаще болело сердце. И несколько инфарктов уже сделали на нем отметины.

Уход из жизни

Впрочем, это только казалось, что его перестали интересовать новые роли. Просто он для себя строго решил, что больше не имеет права размениваться на роли проходные. «Играть я имею право только роли масштабные и годные для открытий», — записал он в дневнике. Последняя роль, которую Рязанов предложил Георгию Буркову, была как раз такая, масштабная. Главная роль в «Небесах обетованных».
Сценарий ему принесли в июле 1990 года уже в больницу, куда он попал по нелепости, если считать нелепостью случайности, приводящие к смерти. В своем кабинете — Бурковы в результате обменов переехали, наконец, в приличную квартиру на Фрунзенской набережной — Георгий полез за книгой на верхней дальней полке. Упал, перелом бедра. Дело в больнице шло на поправку, но оторвавшийся тромб, долго блуждая в организме перекрыл легочную артерию. По этой причине и произошла смерть актера.

КАКОЕ СОВПАДЕНИЕ!

В те самые минуты, когда коварный тромб закупорил артерию актера, неожиданно рухнула стена загородного дома Георгия Ивановича. Этот дом он возводил с любовью, мечтал перебраться в него на постоянное жительство. Кирпичи разлетелись на несколько метров, будто в них попал снаряд.
19 июля 1990 года Георгия Буркова не стало. Похоронили его на на Ваганьковском кладбище в Москве.

Жизнь единственной дочери Георгия Буркова разрушил брачный аферист

Просмотры: 582

Мария родилась в 1966-м году в Москве в семье актеров Георгия Буркова и Татьяны Ухаровой. Растить девочку молодым родителям помогала мать Буркова, переехавшая к ним из Перми после смерти мужа. Карьера Георгия быстро шла в гору, но несмотря на занятость, он всегда находил время для дочери. Отец всю жизнь был для Маши лучшим другом и образцом для подражания.

Получив аттестат, девушка подала документы во все театральные ВУЗы столицы, однако никуда не поступила (как когда-то ее знаменитый папа). Бурков подготовил дочь к следующей попытке, и в 1984-м году она прошла конкурс в Школу-студию МХАТ. После выпуска Маша не показывалась в театры — она хотела работать в Центре культуры имени Шукшина, который недавно возглавил отец. Его неожиданная смерть от тромбоэмболии стала огромным потрясением для 24-хлетней Маши и перечеркнула все ее планы.

Мария Буркова. Фото kto-po-znaku.ru

В 1990-м году Марию приняли в драмтеатр имени Станиславского, где она прослужила более 20 лет. А потом в театре сменилось руководство. Новый худрук Валерий Белякович уволил 15 актрис, в том числе и Буркову и взял на их места 15 актеров. Карьеру в кинематографе ей построить не удалось — Мария снялась всего в нескольких картинах в незначительных ролях.

Ее личная жизнь сложилась очень неудачно. В первый раз Маша вышла замуж за сына прославленного актера Петра ВельяминоваСергея. Они были знакомы с детства (жили по соседству), вместе учились в Школе, только на разных курсах.

Отец Маши был против этого брака, так как считал, что между молодыми людьми нет ничего общего, но на дочь не давил. И оказался прав — через пару лет она развелась с Сергеем, не сообщив ему о том, что беременна. По просьбе тещи, экс-супруг встретил Марию из роддома, на чем его участие в жизни сына Жоры и закончилось. Дед, в чью честь мальчик был назван, скончался за два года до его рождения. Мать и бабушка вырастили Жору без какой-либо материальной поддержки со стороны Сергея, хотя тот, в отличие от них, не бедствовал — подался в коммерческие структуры. Кстати, и Петр Вельяминов никогда не изъявлял желания познакомиться с внуком. Бурков-младший видел его только на экране.

А второй брак, заключенный уже не в юном возрасте, обернулся для актрисы финансовой катастрофой. По словам Татьяны Ухаровой, дочь попала в сети брачного афериста. С Алексеем Преображенским Мария познакомилась по интернету. Красивый стремительный роман завершился походом в ЗАГС. Заморочив голову влюбленной женщине, ушлый тип взял в банке кредит на покупку “Мерседеса” стоимостью в 60 тысяч долларов. Алексей убедил жену, что расплачиваться по кредиту будет сам, а ее подпись в договоре поручительства — не более чем формальность. Мария не читая подписала документы, а заодно — свой приговор. Получив желаемое, Преображенский с ней развелся. Конечно, он не собирался погашать долг, взвалив его на наивную Буркову. С тех пор она не доверяет мужчинам и живет в одиночестве. В одном из своих последних интервью актриса говорила, что по сей день не может рассчитаться с банками и собирается продавать вторую квартиру.

В настоящий момент Мария не работает в театре. Она руководит Центром имени Георгия Буркова, который создала вместе с матерью. Бурков-младший не продолжил актерскую династию. Он занимается видеомонтажом, правда, пока на любительском уровне.

Поделиться в социальных сетях:

Похожие записи:

  • Александр Михайлов: крутые повороты в судьбе
  • Взлеты и падения Людмилы Гурченко
  • Вера Алентова — через тернии в звезды
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]