Биография Ксении Кутеповой
Ксения Кутепова – самобытная и талантливая российская актриса, обладающая уникальной харизмой и запоминающейся внешностью. В ее творческой копилке более двадцати ярких театральных работ и около тридцати ролей в кино, многие из которых отмечены высокими премиями, в числе и Государственной. С 2004 года – заслуженная артистка РФ.
Актриса Кутепова Ксения Павловна
Учителя в жизни Ксении и Полины Кутеповых
Для себя сёстры тогда видели только один путь — поступать в театральный. Правда, по-прежнему не понимали, что они будут там делать. Полина и Ксения уже были самостоятельными личностями с совершенно разными характерами, но прослушивания в институтах они проходили вместе.
Кстати, это не добавляло им баллов. Преподаватели просто не понимали, кого из них выбрать — ведь две одинаковые Кутеповы были им не нужны. Лишь Пётр Фоменко, который набирал в те годы курс в ГИТИСе, заметил, что как актрисы они абсолютно разные. Что не мешало ему потом их постоянно путать вне сцены (или делать вид).
Петра Фоменко всегда отличал особый почерк в режиссуре и выбор студентов. Курс подобрался очень нестандартный как внешне, так и по талантам. Несмотря на то, что сёстры Кутеповы на нём были самыми юными и неопытными, очень быстро все подружились и стали работать как единое целое.
Именно из этого курса впоследствии вырос театр «Мастерская Петра Фоменко». Так что Кутеповы, можно сказать, стояли у истоков театра и продолжают там работать по сей день. Уход своего мастера в 2012 году дался обеим тяжело.
Курс сестёр Кутеповых в ГИТИСе
Детство и юношеские годы
Ксения – коренная москвичка, родилась и выросла в семье инженеров-астрофизиков. На свет она появилась не одна, а в компании с сестрой-близняшкой Полиной, которая младше нашей героини на пятнадцать минут.
Появление двойни стало сюрпризом не только для родителей, но и для трехлетней Златы, их старшей дочери. Девочка с нетерпением ждала сестренку и страшно обрадовалась, когда их оказалось сразу две. Она взялась опекать рыжих крошек, похожих как две капли воды, играла с ними, наряжала, как кукол, а когда девочки подросли, стала устраивать домашние спектакли с их участием. Ксения до сих пор со смехом вспоминает свой первый выход на сцену, который состоялся на чердаке старой дачи.
Ксения и Полина Кутеповы в детстве
Влияние отца в семье было сильным, так что играм в куклы и прочим «девчачьим» развлечениям Ксения предпочитала мальчишеские забавы, росла активным и хулиганистым ребенком. Близняшки не давали себя в обиду и всегда могли постоять за себя.
Несмотря на все ухищрения Златы, фанатично увлеченной театром, Ксения и Полина предпочли заняться пением и хореографией. Когда сестрам стукнуло 6 лет, мама отвела дочерей в танцевальный ансамбль имени Локтева, которому близняшки посвятили семь лет. Параллельно девочки посещали киношколу под руководством Аллы Степановой при Дворце пионеров.
Ксения Кутепова с сестрой Полиной
Однажды рыжие близняшки попались на глаза ассистентам с «Мосфильма», которые искали детей для съемок нового фильма. Так сестры Кутеповы (все трое) впервые попали на экран, сыграв детей главных героев в серьезной драматической ленте «Василий и Василиса» (1981). Ксению и Полину внесли в мосфильмовскую картотеку и стали довольно часто приглашать на съемки. К выпускному классу за плечами у нашей героини уже было пять киноработ, среди которых и главная роль в музыкальном фильме-спектакле «Приключения Алиски в Вообразилии» (1987). Учителя с пониманием относились к частым пропускам занятий.
Ксения Кутепова в молодости
Неудивительно, что сестры Кутеповы стали постепенно задумываться об актерской профессии. В девятом классе они перевелись в школу с углубленным изучением гуманитарных предметов и начали усердно готовиться к поступлению в ГИГИС.
Сёстры Кутеповы в юности
Своим появлением они шокировали членов приемной комиссии, которые не понимали, что делать с двумя совершенно одинаковыми абитуриентками. И только гениальный Петр Фоменко, который был педагогом на режиссерском факультете и тогда набирал себе курс, разглядел, насколько они разные. Ксения Кутепова об актерстве Пообщавшись с девушками поближе, он еще больше убедился в правильности своего мнения и взял сестренок к себе в мастерскую. С этого момента – на дворе стоял 1988 год – Ксения и Полина стали развиваться как две самостоятельные творческие единицы, хотя и остались самыми близкими людьми друг для друга.
Интервью
О театре и кино:
«У театра своя специфика. Репетиции могут длиться месяцами, и это процесс достаточно интимный. В работе над ролью у тебя может быть огромный процент ошибок, ты имеешь право искать и пробовать. Роль в спектакле может развиваться, вырабатываться в течение нескольких лет. Словом, это длительный и кропотливый процесс, в котором в той или иной мере участвует узкий круг близких людей. А на съемочной площадке толпятся мало знакомые тебе люди, и нужен немедленно результат».
«Плохие фильмы и сериалы — это антитренинг для актера, прямой путь к дисквалификации. Я не говорю о качественных сериалах, где есть драматургия, где режиссеры — настоящие профессионалы. Мне, например, очень понравился многосерийный телефильм «Граница. Таежный роман». С удовольствием снялась бы в «Идиоте».
О режиссере:
«В кино далеко не все зависит от актера. Это режиссерское искусство, и, если режиссер не тянет или откровенно гонит халтуру, ты абсолютно беспомощен. Бывает, правда, и по-другому: актер не тянет, но убежден, что сыграл гениально. В этом случае задача режиссера — убедить его в обратном».
О муже:
«Да, «Парни с Марса» — его полнометражный дебют. Однако Сергей — совсем не новичок в профессии: он снимал сериалы, много работал в рекламе. Мешает слишком короткая дистанция, которая существует между нами, мы слишком близки. Он не может себя вести со мной так, как с другими актерами. И я себя не могу вести так, как с другими режиссерами. Порой позволяю себе не соглашаться, спорить. А с режиссером нельзя спорить на съемочной площадке».
О семье:
«Представляете, нас три сестры: я, Полина и Злата, которая старше нас на три года. То есть у нас в семье папа и четыре женщины — было такое «женское царство». Потом у Полины родилась дочка, у Златы родилась дочка, и у меня… родился парень. Я хочу сказать, что он стал для всех любимцем — такой единственный парень на деревне, потому что вокруг «бабье царство». И тут еще Лида родилась: нас теперь семь женщин и один Васятка всеми заправляет».
«У меня нет подруг. Вообще. Только сестры. И Злата, и Полина. А поскольку мы с Полиной всегда были вместе, и в театре, и всю жизнь, то, наверное, это и причина (смеется) того, что у меня нет подруг и нет потребности, чтобы они были».
Обычно Ксению и Полину Кутеповых воспринимают как единое целое. В мире кино и театра уже создан некий бренд – сестры Кутеповы. В программе «Линия жизни» Ксения рассказала о том, каково это, играть с сестрой-близнецом на одной сцене и в лицо ей произносить слова: «Гляжусь в тебя, как в зеркало», а также о своих индивидуальных работах.
Театральная карьера
Свои студенческие годы Ксения считает самым счастливым периодом своей жизни. Она была без ума от своих педагогов и боготворила Петра Наумовича Фоменко, которого считает крестным отцом в мире театрального искусства. Гениальный режиссер, которого многие побаивались из-за жесткого характера, тоже обожал своих рыжеволосых красавиц и старался раскрыть все их уникальные творческие способности.
Ксения Кутепова на сцене театра
Еще будучи студенткой Ксения стала выходить на сцену театра «Мастерская Петра Фоменко». В тандеме с сестрой она была задействована в спектаклях «Волки и овцы» и «Три сестры», где перед близняшками стояла сложная задача. Ксения и Полина должны были так сыграть своих персонажей, чтобы зрители забыли об их внешнем сходстве. В этом и заключался гениальный метод Петра Фоменко, который смог воспитать двух по-своему уникальных актрис.
Рост Ксении Кутеповой – 165 см
Окончив вуз в 1993, Ксения с сестрой вошли в основную труппу «Мастерской Петра Фоменко». Уже более четверти века они преданы любимому театру и считают его своим вторым домом. За плечами нашей героини два десятка ярких ролей в лучших репертуарных спектаклях, за многие из которых она была награждена престижными театральными и государственными наградами. Ксения – заслуженная артистка РФ и лауреат Государственной премии.
Театральные работы
«Мастерская Петра Фоменко»:
- Балаганчик (Коломбина, девушка)
- Варвары (Лидия Павловна)
- Владимир III степени (Одосимова, 2-ая девушка, утонувшая в Неве женщина)
- Двенадцатая ночь (Виола, Себастьян)
- Как важно быть серьезным (Гвендолен Фэрфакс)
- Месяц в деревне (Лизавета Богдановна)
- Приключение (1-я мастерица модной лавки)
- Танцы на праздник урожая (Агнес)
- Таня-Таня (Таня)
- Чичиков. Мертвые души, том второй (Матрена Панкратовна, Улинька, Лиза)
- Шум и ярость (Кендейси)
- Война и мир. Начало романа (Княгиня Елизавета Болконская, Соня, Жюли Карагина)
- Волки и овцы (Анфуса, Мурзавецкая)
- Самое важное (Гальпетра, фрау П., Тала)
- Семейное счастие (Маша)
- Три сестры (Ирина)
- Белая гвардия (Елена Тальберг)
- Крейцерова соната (Лиза, она же Девочка)
Карьера в кино
Список киноработ Ксении Кутеповой поменьше, чем у ее сестры, но и он насчитывает почти три десятка ролей. Одна из самых ярких и запоминающихся – простая деревенская баба Наталья в трогательной мелодраме «Путешествие с домашними животными» (2007). Картина, рассказывающая о непростом пути молодой женщины к личной свободе и счастью, была высоко отмечена на престижных международных фестивалях и награждена Золотым святым Георгием Московского кинофестиваля.
Ксения Кутепова в фильме «Путешествие с домашними животными»
Также заслуживают внимания роли актрисы в мелодраме «Скоро весна» (2009), сериале «Доктор Тырса»(2010), трагикомедии «Парень с Марса»(2001). В 2012 году Ксения сыграла мать Турбиных в новой экранизации «Белой гвардии», а через год появилась на экране в образе госпожи Кокнар в ремейке легендарных «Трех мушкетеров».
Ксения Кутепова на съемках фильма «Три мушкетера»
Призы и награды
- лауреат Специальной премии жюри драматического театра и театра кукол за ансамбль исполнительниц женских ролей в спектакле «Самое важное», Театр «Мастерская Петра Фоменко», 2008
- номинировалась на премию «Золотая маска» в номинации «Драма — Лучшая женская роль» за роли Гальпетры, Фрау П., Талы в спектакле «Самое важное», Театр «Мастерская Петра Фоменко», 2008
- премия им. Владимира Высоцкого за роль Кэдди в спектакле «Шум и ярость», 1993
- специальный приз лучшей молодой актрисе театрального фестиваля «Контакт-96» в Польше (спектакль «Таня-Таня»)
- премия газеты «Комсомольская правда» лучшей актрисе года в 1995 и 1996 годах
- премия «Чайка-2000» в номинации «Некоторые любят погорячее» (дуэт с Ильей Любимовым в спектакле «Семейное счастие»)
- премия К. С. Станиславского за лучшую женскую роль в спектакле «Семейное счастие», 2001
- лауреат Государственной премии России (за спектакли «Война и мир», «Семейное счастие»), 2002
- лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры», 2004
- премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За лучшую женскую роль» — спектакль «Три сестры», 2005
- премия Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» — за исполнение одной из главных ролей в спектакле «Три сестры», 2007
- театральная премия газеты «Московский комсомолец» (сезон 2006-2007) в номинации «Лучшая женская роль второго плана», категория «Полумэтры» — за роль Гальпетры в спектакле «Самое важное», 2007
- приз «За выдающиеся художественные достижения» на ежегодном международном кинофестивале в г. Коттбусе, Германия (фильм «Путешествие с домашними животными»), 2007
- премия в номинации «За самый женственный образ» на IX Бакинском международном кинофестивале «Восток-Запад» (фильм «Путешествие с домашними животными»), 2007
- приз «За лучшую женскую роль» на Втором открытом фестивале кино- и телепрограмм для семейного просмотра им. В. М. Леонтьевой «От всей души» (роль монахини Екатерины в фильме «Скоро весна»), 2010
- памятная медаль МХТ к 150-летию А. П. Чехова выдающимся деятелям культуры в знак признания заслуг и личный вклад в развитие искусства, 2010
- приз «За лучшую женскую роль» на Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине (женский актерский ансамбль фильма «Танец Дели»), 2013
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, fomenko.theatre.ru, kutepovy.narod.ru, rusactors.ru, stuki-druki.com, fb.ru, uznayvse.ru, 24smi.org, vokrug.tv, kultura-portal.ru, spletnik.ru.
Личная жизнь Ксении Кутеповой
Личная жизнь актрисы сложилась также удачно, как и ее творческая карьера. Уже более двадцати лет она счастлива в законном браке с режиссером и сценаристом Сергеем Осипьяном, с которым воспитывает сына Василия (2002) и дочь Лидию (2005).
Ксения Кутепова и ее муж Сергей Осипьян
Сергей впервые увидел Ксению на сцене театра Петра Фоменко и был впечатлен ее самобытным талантом. Он пригласил актрису в свой фильм «Рыбки», на съемках которого и началась их любовная история.
Ксения Кутепова с детьми
Личная жизнь
Ксения познакомилась со своим будущим мужем, тогда еще начинающим режиссером, Сергеем Осипьяном во время учебы в ГИТИСе. Однако сама актриса рассказывала, что романтические отношения у них завязались далеко не сразу:
«Мы с мужем были знакомы лет шесть, и в течение всего этого времени ни в нем, ни во мне ничего не отзывалось. А потом вдруг. не только отозвалось, но вспыхнуло ярким костром, и через два месяца мы поженились. Суперромантичное приключение, в котором я чувствовала себя как героиня пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь»: там тоже все то влюбляются, то разлюбляются».
У пары есть двое детей — сын Василий и дочь Лида.
Карьера
В 1993 году она окончила вуз и стала актрисой Театра-студии Петра Фоменко. В этом же году на экраны вышел фильм Георгия Данелия «Настя» (1993). Скромная продавщица магазина канцелярских товаров мечтает о счастье. Благодаря доброй волшебнице девушка превращается в красавицу. Но оказывается, что внутренняя красота важнее. После этого фильма к актрисе пришла известность, а когда после «Насти» она снялась в следующей картине этого режиссера «Орел и решка» (1995) ее стали считать талисманом Данелия.
«Какая-то ряженая матрешка, соломенная вдова, реликт из лимиты, Зинаида Ивановна Прищепкина. Мимо такой пройдешь — не заметишь. А заметишь — запнешься, зацепишься, заволнуешься — и на всю оставшуюся жизнь, до предела, до конца, до последнего вздоха», — писали о ее роли кинокритики. Именно эти роли принесли Полине премию «Золотой овен».
За роль Людмилы в фильме Николая Досталя «Мелкий бес» (1995) актриса была удостоена Большого приза жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине. Сегодня в фильмографии актрисы 49 картин. В 2009 году на экраны вышел детективный сериал «Пелагия и белый бульдог» — экранизация одноименного романа из серии «Приключения Пелагии» Бориса Акунина. Полина сыграла сразу две роли: Пелагии (духовной дочери архиерея Митрофания (Александр Феклистов) и светской дамы Полины Лисицыной.
Автор лично утверждал актеров и считал, что именно Кутеповой надо дать главную роль: «Я с самого начала хотел видеть в сериале эту актрису и добивался этого, и теперь я вижу, что оказался прав. Полина не только очень хороша в роли монахини, но она еще очень хороша (я сейчас говорю «хороша» в смысле красоты), когда переодевается в светскую даму».
Как различать сестёр Ксению и Полину Кутеповых
Традиционный вопрос, который надоел, пожалуй, всем близнецам на свете — как вас различать? На самом деле, Кутеповы — так называемые разнояйцевые близнецы. В простонародье — двойняшки, а потому внешне они совершенно разные. И если сёстры сами не захотят казаться одинаковыми (что бывает редко), то различить их очень легко. У «старшей» Ксении более чётко очерченные черты лица, а у Полины — звонче голос, а также она более активная и, как ей кажется, менее дипломатична, чем сестра.
С детства мама покупала им разную одежду, которую они носили по очереди, а позже уже сами покупали себе вещи — одни на двоих. Когда сёстры разъехались по своим углам, то заметили, что их гардеробы прилично уменьшились в размерах и пришлось наверстывать.
Сестры Кутеповы — Ксения и Полина
С возрастом девушки стали отличаться друг от друга всё больше. Но вот в киноработах многие по-прежнему их не различают, а некоторые даже считают, что это одна и та же актриса. Кстати, на это Полина и Ксения реагируют очень хорошо, с юмором — так каждая из них в два раза талантливее и популярнее.
Всё-таки Кутеповы — актрисы театральные. Будучи задействованными в репертуарных спектаклях, очень сложно совмещать это с активными съемками в кино и сериалах. К тому же появляется излишняя избирательность в сценариях. Несмотря на то, что у обеих мужья — режиссеры, снимаются сёстры не так много, как хотелось бы.
Первой как самостоятельная творческая единица начала свой путь в кинематографе Полина. Это именно она снялась в главных ролях в фильмах Георгия Данелии «Настя» и «Орел и решка». В те годы её даже называли «талисманом» режиссёра.
Ксения в 90-х была более занята в театре и появлялась на экране чаще в небольших эпизодах вместе с сестрой. Лишь к началу нулевых она сыграла в фильме «Прогулка» Алексея Учителя, а потом пошло-поехало и сейчас сёстры сравнялись по количеству ролей. Играют и в театре, и в кино как вместе, так и по отдельности.
В своём театре Кутеповы уже стали называться «старожилами» (скоро и до корифеев недалеко) и шутят, что у них там «дедовщина» по отношению к молодому поколению.
Полина Кутепова в фильме «Настя» (1993) и Ксения Кутепова в сериале «Доктор Тырса» (2010)
Детство
Полина Павловна Кутепова, как и ее сестра-двойняшка Ксения, родилась 1 августа 1971 года в Москве.
Девочки занимались в танцевальном ансамбле имени В.С. Локтева. Там их и увидела младший режиссер фильма Ирины Поплавской «Василий и Василиса», искавшая типажи для картины. Так, не особо заметно, для двойняшек началась актерская карьера. Но затем девочек пригласили сниматься в картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Куда он денется» и сказке одного из лучших детских режиссеров Владимира Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный», поэтому «отношения» с кино продолжились.
Они занимались в детской киностудии Дома пионеров на Ленинских горах, а после школы, в 1988 году, решили поступать в театральный институт. В ГИТИС сестры прошли по конкурсу и к Леониду Хейфицу, и Петру Фоменко. Здесь в отличие от других театральных вузов никто не задавался вопросом, зачем институту две одинаковые актрисы. «Мы понятия не имели: кто такой Хейфиц, кто такой Фоменко. И в театр мы не ходили. Но нас где-то под лестницей остановил Сергей Васильевич Женовач, который был педагогом на курсе у Фоменко и сказал: идите к Петру Наумычу. И мы пошли», — рассказывает Полина.