Семья императора Николая II Романова


Биография Николая II

Николай II – последний русский царь, отрекшийся от престола и казненный большевиками, позже причисленный РПЦ к лику святых. Его царствование оценивают по-разному: от резкой критики и заявлений, что он был «кровавым» и слабовольным монархом, виновным в революционной катастрофе и крушении империи, до восхвалений его человеческих достоинств и утверждений, что он являлся выдающимся государственным деятелем и реформатором.

На фото: Николай II

На фото: Николай II

В период его правления наблюдался беспрецедентный расцвет экономики, сельского хозяйства, промышленности. Страна стала главным экспортером с/х продукции, добыча угля и выплавка чугуна выросли вчетверо, в 100 раз возросла выработка электроэнергии, более, чем в 2 раза был увеличен золотой запас госбанка. Император являлся родоначальником русской авиации и подводного флота. К 1913 году империя вошла в пятерку наиболее развитых государств мира.

Детство и юношество

Будущий самодержец родился 18 мая 1868 года в загородной резиденции отечественных правителей в Царском Селе. Он стал первенцем Александра III и Марии Федоровны среди их пятерых деток и наследником короны.

Будущий самодержец Николай II в детстве

Будущий самодержец Николай II в детстве

Главным его воспитателем, по решению дедушки, Александра II, стал генерал Григорий Данилович, состоявший на этой «должности» с 1877 по 1891 год. Впоследствии ему вменяли в вину недостатки сложного характера императора.

С 1877 года наследник получал домашнее образование по системе, включавшей общеобразовательные дисциплины и лекции высших наук. Вначале он осваивал изобразительное и музыкальное искусство, литературу, исторические процессы и иностранные языки, включая английский, датский, немецкий, французский. А с 1885 по 1890 гг. изучал военное дело, экономику, юриспруденцию, важные для монаршей деятельности. Его наставниками были видные ученые – Владимир Афанасьевич Обручев, Николай Николаевич Бекетов, Константин Петрович Победоносцев, Михаил Иванович Драгомиров и пр. Причем они были обязаны только излагать материал, но не проверять знания наследника цесаревича. Тем не менее, он учился очень прилежно.

Николай II в юности

Николай II в юности

В 1878 году среди наставников мальчика появился учитель английского мистер Карл Хис. Благодаря ему подросток не только прекрасно овладел языком, но и полюбил спорт. После переезда семьи в 1881 году в Гатчинский дворец не без участия англичанина в одном из его залов была оборудована комната для тренировок с турником и брусьями. Кроме этого, вместе с братьями Николай хорошо скакал на лошади, стрелял, фехтовал и стал прекрасно развитым физически.

В 1884 году молодой человек принес присягу о службе Родине и приступил к службе вначале в Преображенском, спустя 2 года в лейб-гвардии Гусарском его Величества полку.

Николай II в молодости

Николай II в молодости

В 1892-м молодой человек заслужил звание полковника, и отец начал его знакомить со спецификой управления страной. Молодой человек принимал участие в работе Парламента и Кабмина, побывал в разных уголках монархии и за рубежом: в Японии, Китае, Индии, Египте, Австро-Венгрии, Греции.

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Трагичное восшествие на престол

1 ноября 1894 года в 2 часа 15 минут в Ливадии от болезни почек скончался Александр III, и через полтора часа в Крестовоздвиженском храме на верность короне присягнул его сын. Церемония коронации – принятия власти вместе с соответствующими атрибутами, включая корону, трон, скипетр – прошла в 1896 году в Кремле.

Коронация Николая II

Коронация Николая II

Она была омрачена ужасными событиями на Ходынском поле, где намечалось проведение гуляний с вручением 400 тысяч царских подарков – кружки с вензелем монарха и разных лакомств. В итоге на Ходынке образовалась миллионная толпа желающих получить презенты. Следствием стала страшная давка, унесшая жизни около полутора тысяч граждан.

Узнав о трагедии, государь не отменил праздничные мероприятия, в частности, прием во французском посольстве. И хотя позже он посещал пострадавших в лечебницах, материально поддерживал семьи погибших, но все равно получил в народе прозвище «Кровавый».

Жена Николая II

Знакомство Николая с будущей женой произошло в 1884 г., когда ему было 16 лет. Крепкая дружба, возникшая между ним и Алисой Гессен-Дармштадской, со временем переросла в большое чувство. Став совершеннолетним, Николай просил благословения отца на брак с принцессой, но получил отказ из-за того, что родитель посчитал сына слишком молодым. Годы шли, но решимость Николая сочетаться узами брака с Алисой не пропадала, и в 1894 г. Александр III все же благословил желание сына.

Жена Николая II

Однако радость Николая была омрачена печальным событием – вскоре после этого его отец скончался. Тем не менее бракосочетание не было отложено, но прошло скромно.

Одновременно происходило и восшествие молодого императора на престол. В 1896 г. Николая официально короновали на Ходынском поле. Это торжественное событие было омрачено трагедией: из-за того, что люди теснили друг друга, желая получить обещанные подарки, погибло несколько тысяч человек.

Царствование

Во внутренней политике молодой император сохранял отцовскую приверженность традиционным ценностям и принципам. В первом публичном выступлении в 1895-м в Зимнем дворце он объявил о намерении «охранять начала самодержавия». По мнению ряда историков, это заявление было негативно воспринято обществом. Люди усомнились в возможности демократических реформ, и это вызвало рост революционной активности.

Николай II сохранял приверженность традиционным ценностям и принципам

Николай II сохранял приверженность традиционным ценностям и принципам

Тем не менее, после контрреформ отца последний русский царь начал максимально поддерживать решения по улучшению народного быта и укреплению существующего строя.

Среди внедренных при нем процессов были:

  • перепись населения;
  • введение золотого обращения рубля;
  • всеобщее начальное образование;
  • индустриализация;
  • ограничение рабочего времени;
  • страхование рабочих;
  • улучшение довольствия солдат;
  • повышение военных окладов и пенсий;
  • веротерпимость;
  • аграрная реформа;
  • масштабное строительство дорог.

Редкая кинохроника с императором Николаем II в цвете Из-за нараставших народных волнений и войн правление императора проходило в очень сложной обстановке. Следуя требования м времени, он даровал подданным свободу слова, собраний, печати. В стране была создана Госдума, выполнявшая функции высшего законодательного органа. Однако с началом Первой мировой войны в 1914-м внутренние проблемы еще больше обострились, начались массовые выступления против власти.

Император Николай II на маневрах (1913 г.)

Император Николай II на маневрах (1913 г.)

Негативно влияли на авторитет главы государства и военные неудачи, и появление слухов о вмешательстве в управление страной различных предсказателей судеб и прочих неоднозначных личностей, особенно, главного «советника царя» Григория Распутина, считавшегося большинством граждан авантюристом и проходимцем. Тайна отречения Императора Николая II от престола В феврале 1917 года в столице начались стихийные беспорядки. Монарх намеревался пресечь их силовым путем. Однако в Ставке царила атмосфера заговора. Готовность поддержать императора и ввести войска на усмирение мятежников выразили только два генерала, остальные выступали за его отречение. В результате в начале марта в Пскове Николай II принял трудное решение об отречении в пользу брата Михаила. Однако тот, после отказа Думы гарантировать ему личную безопасность в случае принятия короны, официально отказался от трона, тем самым положив конец тысячелетней русской монархии и 300-летнего правления династии Романовых.

О детстве Императора Николая II

Владимир Константинович Оллонгрен мальчиком в течение трех лет с 1876 по 1879 гг. жил, учился и воспитывался в Аничковом Дворце рядом с юными великими князьями Николаем (будущим государем) и Георгием, поскольку его мать занималась их первоначальным образованием. Впоследствии он с помощью писателя И. Сургучева написал книгу о детстве императора Николая II. Предлагаем воспитателям прочесть эпизоды из этой книги и побеседовать с детьми по прочтении их.

1.Моя мать сначала решительно отказалась заниматься с великими князьями, ссылаясь на страх и великую ответственность. Великая княгиня, цесаревна Мария Феодоровна говорила с ней об этом. «Мать сделала глубокий уставной реверанс, которому их обучали в институте, и поцеловала руку.

– Вы что же? Не хотите заняться с моими мальчиками? Уверяю вас, что они не шалуны, они очень, очень послушные, Вам не будет слишком трудно, – говорила великая княгиня – и мать, потом десятки раз рассказывая об этом, неизменно добавляла: «И из ее глаз лился особый сладкий свет, какого я никогда не видела у других людей».

– Но Ваше Императорское Высочество, – взмолилась мать, – ведь это же не обыкновенные дети, а царственные: к ним нужен особый подход. Особая сноровка!..

– Какая такая «особая сноровка»? – вдруг раздался басистый мужской голос.

Мать обернулась и увидела офицера огромного роста, который вошел в комнату незаметно и стоял сзади. Мать окончательно растерялась, начала бесконечно приседать, а офицер продолжал басить:

– Сноровка в том, чтобы выучить азбуке и таблице умножения, не особенно сложна. В старину у нас этим делом занимались старые солдаты, а вы окончили институт да еще с шифром.

– Да, но ведь это же наследник престола, – лепетала мать.

Будущий император России Николай II

Будущий император России Николай II

– Простите, наследник престола – я, а вам дают двух мальчуганов, которым рано еще думать о престоле, которых нужно не выпускать из рук и не давать поблажки. Имейте в виду, что ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу и ни о каких престолах не думать. Что же вы, мать четверых детей не сможете справиться с такой простой задачей?

– Ваше Высочество, у меня четверо детей. Большой хвост.

– Большой хвост? – переспросил будущий Александр Третий и рассмеялся, – правильно, хвост большой, ну, мы вам его подрежем, будет легче. Рассказывайте про ваш хвост.

Мать начала свой рассказ.

– Ну, тут долго слушать нечего, – сказал Александр Александрович, – дети ваши в таком возрасте, что их пора уже учить. Правда?

– Правда, – пролепетала мать, – но у меня нет решительно никаких средств.

– Это уже моя забота, – перебил будущий царь, – Петра и Константина – в корпус, Елизавету – в Павловский институт.

– Но у меня нет средств! – воскликнула мать.

– Это моя забота, от вас требуется только ваше согласие.

Мать в слезах упала на колени.

– Ваше Высочество! – произнесла она, – но у меня еще маленький Владимир.

– Сколько ему? – спросил наследник.

– Восьмой год.

– Как раз ровесник Ники. Пусть он воспитывается вместе с моими детьми. И вам не разлучаться, и моим будет веселей.

– Но у него характер, Ваше Высочество.

– Какой характер?

– Драчлив, ваше Высочество…

– Пустяки, милая. Это – до первой сдачи. Мои тоже не Ангелы небесные. Их двое, соединенными силами они живо приведут Вашего богатыря в христианскую веру. Не из сахара сделаны.

– Завтра же вашими старшими детьми займутся кому следует, а вы времени не теряйте и переезжайте к нам.

– Но у меня еще Аннушка, прислуга моя многолетняя.

– На что вам прислуга? У вас будет специальный лакей.

– Ваше высочество, но я к ней привыкла.

– Отлично, если привыкли, но за Аннушку я платить не намерен. Вы меня понимаете?

– Ваше высочество, это уж мой расход.

– Ах, если это ваш расход, то я ничего не имею. Итак, сударыня. Да бросьте вы эти коленопреклонения. Учите хорошенько мальчуганов, поблажки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся – пожалуйста. Но доносчику – первый кнут. Это самое мое первое требование. Теперь – до свидания. Промедление – смерти безвозвратной подобно. Кто это сказал?

– Ваш прадед, Ваше Высочество.

– Правильно, браво, – ответил наследник и, пропустив впереди себя цесаревну, вышел из комнаты.

Владимир Константинович Оллонгрен

Владимир Константинович Оллонгрен

В Ники было что-то от ученика духовного училища: он любил зажигать и расставлять свечи перед иконами и тщательно следил за их горением: тушил огонек, если свеча сгорала, и огарок опрокидывал в отверстие подсвечника – делал это истово, по-ктиторски. Заветным его желанием было облачиться в золотой стихарик, стоять около священника посередине церкви и во время елеопомазания держать священный стаканчик. Ники недурно знал чин служб, был музыкален и умел тактично и корректно подтягивать хору. У него была музыкальная память, и в спальной, очень часто мы повторяли и «Хвалите» с басовыми раскатами в «аллилуйя», и особенно – «ангельские силы на гробе Твоем». Если я начинал врать, Ники с регентской суровостью говорил: «Не туда едешь!»

Память у него была острая и, надев скатерть вместо ризы, он читал наизусть многия прошения из ектений и, напружинив голос до диаконского оттенка, любил гудеть: «О благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем… О Супруге Его…

А я должен был, и обязательно в тон, заканчивать: «Господи помилуй…»

2.Шалун он был большой и обаятельный, но на расправу – жидок. Когда Александр ловил нас на забавах, я всегда умолял его:

– Ники не виноват.

– Ты не виноват? – спросил однажды Александр.

– Я не виноват, – ответил Ники, прямо глядя отцу в глаза.

– Ах, ты не виноват: рассердился Александр, – так вот тебе лично, а это за Володю.

– Почему за Володю? – с обидой спрашивал Ники, почесывая ниже спины.

– Потому что Володя за других не прячется. Володя – мальчик, а ты – девчонка.

– Я не девчонка, – заревел Ники, – я мальчик.

– Ну, ну, не реви, – ответил отец и в утешение дал нам по новенькому четвертаку.

Вспоминаю, как иногда, выезжая, например, в театр, родители заходили к нам прощаться. В те времена была мода на длинные шлейфы, и Мария Феодоровна обязана была покатать нас всех на шлейфе, и всегда начинала с меня. Я теперь понимаю, какая это была деликатность – и как вообще все было деликатно в этой простой семье…

Иногда в Аничков Дворец навестить своих внуков приезжал дедушка, Император Александр Второй. От него очаровательно пахло, как от цветка. Он был веселый и ненадутый. В его глаза хотелось бесконечно смотреть. В этих глазах сияла такая улыбка, за которую можно было жизнь отдать. Как он умел играть, какой он был мастер на забавные выдумки! Он играл в прятки и залезал под кровать. Он становился на четвереньки и был конем, а внуки наездниками, потом конь кричал: «Держись, опрокину!» Потом он садился на стул, отодвигал в сторону лампу, начинал как-то по-особенному двигать пальцами, и по стенке начинал бегать то заяц, то горбатый монах. Мы смотрели, разинув рот, и не дышали. Дедушка начинал учить нас складывать пальцы, но у нас не выходило. Он вытирал с лица пот и говорил: «Ну, потом как-нибудь…»

Он был счастлив с детьми, этот дедушка, как-то по-особенному и по-смешному умел щекотать нас за ушами и подкидывал маленькую Ксению чуть не под потолок, и она, падая ему в руки, как-то вкусно всхлипывала, смеялась и кричала: «Еще, еще!» Император в изнеможении бросался в кресла, обмахивался платком, потом опять набирался сил и брал свои перчатки. Он заводил два пальца в перчатку, и она начинала тоненьким голоском говорить: «А отчего у Жоржика вихор на затылке? А отчего у Ксеньюшки носик красненький?»

Николай II в детстве. 1873 г.

Николай II в детстве. 1873 г.

3.Однажды Жоржик сказал дедушке: «А отчего, дедушка, у тебя сегодня нет синих усов, ты их дома оставил?» Дедушка опешил и спросил:

– Каких синих усов? Ты что, брат, выдумал?

– Я не выдумал, – упорствовал Жоржик.

– Но, друг мой, у меня никогда синих усов не бывало.

– Нет бывало. Я видел.

– Где же ты видел?

Жоржик побежал в детскую и, к ужасу моей матери, притащил подаренный нам бывшим солдатом, работавшим по ремонту во дворце, народный лубок. На этой картинке были герои русско-турецкой войны, Царь, почему-то с синими усами, а также портреты турецких полководцев в фесках.

– Видишь, синие, – торжествующе заявил Георгий.

– Ты прав. Действительно – синие. Ха-ха-ха! Что же это вообще такое?

– Это генералы, – храбро выступил Ники, – всех знаем. Можете спросить.

– Ну, вот это кто?

Ники рапортовал: «Это Его императорское высочество, великий князь, наследник цесаревич Александр Александрович».

– А это кто? – экзаменовал удивленный император.

– Это Осман-Паша, – вступил Жоржик. – Дедушка, купи мне, пожалуйста, такую шапочку, как у него.

– Нельзя! – ответил строго Ники. – Вера не позволяет.

– Правильно, на 12 баллов, – сказал удивленный император. Мы рассказали ему про солдата и знакомство с ним. После этого дедушка, размахивая своим легким, как пух, платком, начал оживленную речь: «Лучшими учителями детей, самыми талантливыми, были всегда папины солдаты, да-с! Не мудрствовали, никакой специальной педагогики, учили по букварю, а как учили! Молодец солдат! Передайте ему мое спасибо! Один такой солдат лично мне со слезами на глазах говорил однажды: где поднят русский флаг, там он уже никогда не опускается».

Вопросы детям:

1. Какую особенность характера менее всего хотел бы видеть в своих детях будущий император Александр III?

2. Можно ли сказать, что в кратком наставлении учительнице изложены, по существу, некие основы воспитания русского благородного мужчины? В чем они?

3. Каким человеком предстал будущий царь Александр III в этом эпизоде перед нами? Что вас в нем удивило?

4. Сознательно ли Александр III ввел в свою семью мальчика из простой семьи? Зачем?

5. Известно ли вам, какими качествами обладал взрослый Николай II? Был ли он мужественен, честен, благороден?

6. Что вы узнали нового о царской семье? Какие отношения были между ее членами? Как они относились к простым людям?

7. Во что играл с внуками император Александр II? В дорогие заморские игрушки? Почему он не рассердился, увидев на картинке свой портрет с синими усами?

Личная жизнь Николая II

Первой любовью будущего императора являлась артистка балета Матильда Кшесинская. Он пребывал с ней в интимной связи с одобрения родителей, обеспокоенных равнодушием сына к противоположному полу, в течение двух лет, начиная с 1892 года. Однако связь с балериной, путь и любимицей Петербурга, по понятным причинам не могла обернуться законным браком. Этой странице в жизни императора посвящен художественный фильм Алексея Учителя «Матильда» (хотя зрители сходятся во мнении, что вымысла в этой картине больше, чем исторической достоверности).

Николай II и Матильда Кшесинская

Николай II и Матильда Кшесинская

В апреле 1894 г. в немецком городе Кобург состоялась помолвка 26-летнего цесаревича с 22-летней принцессой Алисой Дармштадт Гессенской, внучкой королевы Англии Виктории. Он позже описал это событие, как «чудесное и незабвенное». Их бракосочетание прошло в ноябре в храме Зимнего дворца.

Николай II и Александра Фёдоровна (урожденная Алиса Дармштадт Гессенская)

Николай II и Александра Фёдоровна (урожденная Алиса Дармштадт Гессенская)

У семейной пары было 5 детей: Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия и Алексей.

Царская семья

Царская семья

Николай с 9 лет вел дневник, увлекался фотографией, автомобилями, любил охоту, кино, чтение книг, курил папиросы.

Правление Николая II

Тем временем наступил XX век, а вместе с ним мировой экономический кризис, спад производства, безработица. В Петербурге стали набирать силу забастовки рабочих, все более и более накалялась обстановка на Дальнем Востоке. 26 января 1904 года началась Русско-японская война. Началась с существенных потерь для России: японские миноносцы, проведя торпедную атаку, вывели из строя три лучших корабля русского флота. Военные неудачи следовали друг за другом: сдача Порт-Артура, поражения при Мукдене, в Цусимском морском бою. 23 августа 1905 года в результате переговоров, которые вел Сергей Юльевич Витте, между Японией и Россией был подписан мирный договор. Это произошло в разгар Первой русской революции, начавшейся с «Кровавого воскресенья».

Забастовки железнодорожников, стачки на фабриках и заводах, восстания в армии и на флоте — вся страна была охвачена хаосом. Николай II и его окружение рассматривали два пути подавления крамолы: силой или путем уступок. Царь предпочел второй вариант. 17 октября 1905 года был обнародован Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Однако противостояние в стране продолжалось. Из всех российских губерний относительно спокойно было только в одной — Саратовской. Николай II вызвал в Петербург саратовского губернатора Петра Аркадьевича Столыпина и предложил ему кресло министра внутренних дел. Столыпин согласился. С помощью антитеррористических мер, военно-полевых судов Петру Аркадьевичу на некоторое время удалось сдержать революцию. Вслед за тем он начал воплощать в жизнь масштабную аграрную реформу.

ФОТО 3.jpg

Летом 1914 года, вопреки миротворческим усилиям Николая II, Россия оказалась втянутой в мировую войну. Как ни странно, но новость эту страна встретила с большим воодушевлением. Русская армия поначалу значительно продвинулась на территорию противника. Но затем ситуация на фронтах изменилась. Позиционная война, к которой обе стороны перешли к концу 1915 года, окончательно истощила силы России.

Смерть Николая Второго

После отречения самодержца власть в России перешла к Временному правительству. По его решению 8 марта 1917 года по прибытии в Царское Село Николай Александрович вместе с домочадцами был арестован. 1 августа царскую семью выслали в Тобольск, якобы из соображений безопасности – немцы упорно продвигались к российской столице, где царила анархия.

В апреле 1918 года царскую семью выслали в Екатеринбург

В апреле 1918 года царскую семью выслали в Екатеринбург
В апреле 1918 года бывший монарх с супругой, их дети и несколько сохранивших им верность слуг по распоряжению большевистского правительства под руководством Владимира Ленина были отправлены в Екатеринбург. С санкции вождя революции (хотя этот факт оспаривается рядом историков) в ночь на 17 июля в доме, где их держали в заточении, все арестанты без приговора суда были расстреляны. Убийство царской семьи В 1981 году Русской Православной Церковью за рубежом и в 2000-м в РФ семья последнего монарха была канонизирована.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: