Галина Уланова биография, начало жизни
Галина Сергеевна Уланова была рождена 8 января 1910 года в Петербурге — скончалась в марте 1998 года в Московской области. Галина – известная артистка, балетмейстер, преподаватель и самая титулованная балерина за всю историю советского балета. Отец – С.Н. Уланов, режиссёр балета.
Мама – М.Ф. Романова, балерина, преподаватель классического танца, работала в театральном училище. Родственники выступали в антрепризе А. Павловой. Галина с детства знала, что такое балет, и как сложно добиться зрительской симпатии, а также получить ведущую партию. Наверное, изначально Галине Улановой было предначертано стать танцовщицей, ведь она появилась на свет в семье артистов балета.
Детство и юность девочка провела в культурной столице. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее шоу на сцене, хотя бы в записи, смог бы предположить, что эта милая изящная девушка была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители хотели, чтобы родился сын, поэтому папа, так и не настроившийся на жизнь с девочкой, прививал дочке мужские увлечения. Они вместе отправлялись на рыбалку, искали червяков, делали сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачный участок и соседские девчонки звали ее поиграть в куклы или полепить куличики в песочнице, она с гордостью отвечала, что лучше будет стрелять из лука и лазить по деревьям.
После революции родственники решили отправить ее в балетное училище — прежде всего, из-за финансовых проблем семьи: в отличие от остальных школ, это был интернат, Галя была бы на обеспечении государства, нормально одета и сыта. Ей было тогда всего 9 лет.
Сначала Уланова никак не могла привыкнуть к новому дому: в первое же утро она пыталась убежать. Мама навещала ее регулярно, а девочка рыдала, уткнувшись ей в колени. Но именно в тот период жизни она запомнила слово «должна». Галина говорила: «Я должна… Эта формула в моей голове появилась куда раньше, чем стремление к творческой деятельности и чем желание работать на балетной сцене».
Итак, в возрасте 9 лет девочка смогла попасть в Петроградское театральное училище (позже — хореографический техникум), где главными её учителями стали — Мария Романова (у неё Галя училась первые 6 лет), а потом Агриппина Ваганова. Женщина прохладно относилась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в список лучших. Однако ближе к выпуску Ваганова поняла, что всё это время обучала талантливую балерину.
В 18 лет Уланова окончила хореографического типа училище и в том же 1928 году, практически сразу после выпускного спектакля, попала в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета.
Первое время юной балерине было трудно выходить на сцену, она очень боялась зрителей, но позднее страх отступил. Галина всегда была очень недовольна своей работой, особенно в начале карьеры, и это стало стимулом для многочасовых репетиций, после которых вещи девушки можно было отжимать, настолько сильно все было пропитано трудовым потом.
В 19 лет балерина получила уже свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и потом именно ее танцевала до конца жизни.
Если вы хотите посмотреть на балерину глазами ее фанатов, запустите следующее видео:
Биография Галины Улановой
Галина Уланова – это известная балерина, ставшая за много лет настоящей легендой советской сцены. Ею восхищались, ей пытались подражать, именно поэтому уже много лет ее имя остается подлинным синонимом российского балета. Но что же позволило этой замечательной танцовщице достичь столь впечатляющих вершин? Как протекала ее балетная карьера? И какие успехи стоит выделить в ней особо? Обо всем этом, а также многом другом мы решили рассказать сегодня в нашей статье, посвященной биографии великой танцовщицы.
Подробнее о балете
С первого выхода на сцену Галина Уланова привлекла внимание людей. Уже через год она впервые станцевала ведущую партию.
Довольно быстро Галина стала незаменимой балериной, а ее работа с Константином Сергеевым, прославившаяся на весь мир в тридцатых годах, до сих пор является образцовой. В «Мариинке» танцовщица трудилась до 1944 года.
Она танцевала основные партии в таких известных постановках, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и так далее. Но самым важным достижением девушки в те годы считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она сформировала в 1940-ом году. Знатоки балетного искусства из самых разных уголков планеты все еще называют ее танцы эталоном.
Во время ВОВ и ленинградской блокады балерина часто выступала перед солдатами в больницах Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она работала и на сцене Алма-Атинского государственного театра, за это в 1943 году она получила звание Народной артистки. Через год танцовщица уходит в московский Большой театр. По этому поводу Галя позже сказала, что она ни за что не покинула бы любимую сцену Ленинграда, но все решили за нее люди «сверху» — из Центрального комитета. Все было довольно строго: или девушка танцует на главной сцене России, или не танцует вообще.
Несмотря на трудности, в Большом театре талант Гали засиял новыми красками. Шоу с ее участием становились жемчужинами театра, а сцена сумасшествия Жизели в балете была признана вершиной трагедии. Именно с Большим театром танцовщица впервые отправилась на гастроли за рубеж.
В зале Венского театра оперы ей рукоплескали стоя, а в Лондоне девушка и вовсе произвела фурор. Британские СМИ на следующий день писали, что такого успеха не имела ни одна прима со времен великой Анны Павловой. Причем необходимо выделить, что Галине на тот момент было 46 лет.
Через 4 года балерина в последний раз выступила на сцене. Она представила фанатам балет «Шопениана» и завершила балетную карьеру. Но в Большом театре она продолжила работать. До конца своей жизни лучшая балерина страны оставалась там на должности преподавателя. Среди ее учеников были такие известные звезды, как Н. Цискаридзе, Н. Семизорова, И. Прокофьева и много других артистов. Еще женщина взаимодействовала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, прима в качестве председателя жюри судила Международного типа конкурсы, причем не только в Московской области, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из официальных фестивалей она оценила выступление еще одного великого артиста — Мариса Лиепу.
Многие Галину Уланову называли богиней, хотите узнать почему? Посмотрите следующий видеоролик:
Балерина
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940-ом году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.
Во время Великой Отечественной войны и ленинградской блокады Уланова как артистка балета выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание Народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета переходит в московский Большой театр. По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано «сверху» — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.
Галина Уланова в балете «Жизель» | Новости России, СНГ и мира
Тем не менее, в Большом театре талант Галины Сергеевны засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли. В зале Венского оперного театра ей рукоплескали стоя, а в Лондоне актриса и вовсе имела небывалый триумф. Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.
Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан» | Essays Student
Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра женщина не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди ее учеников были такие звезды отечественного балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева и несколько десятков других артистов, получивших признание публики. Также Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.
Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила Международные конкурсы, причем не только в Москве, но и в болгарской Варне. Кстати, на одном из таких фестивалей она расхвалила выступление еще одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.
Знакомство с вождем
В первый раз Сталин увидел Галину в «Эсмеральде». Тогда юная артистка отыгрывала роль Дианы. По сценарию девушка должна была прицелиться из лука прямо в сторону ложи, где располагался государственный деятель. Галя, перед тем как выполнить эту манипуляцию, на секунду замерла – она ведь реально понимала, что за это НКВД могло обвинить ее в покушении на вождя. Но, к счастью, все прошло хорошо. Сталин был потрясен шоу и даже пригласил к себе в Кремль на прием всю труппу.
В Кремле был банкет, после которого Галину пригласили в зал и усадили рядом со Сталиным. Позже журналисты у балерины поинтересовались, не боялась ли она сидеть рядом с вождем. Девушка ответила, что ей было не страшно, а очень неловко из-за высокого статуса Иосифа Виссарионовича, который находился рядом.
Государственный деятель очень ценил талант балерины, поэтому ей 4 раза выдавали Сталинскую премию. Но звания и даже все восхитительные титулы не смогли заставить танцовщицу подчинить свое творчество политическому строю. Удивительно сильной была Галина, многие бы без нареканий выполнили приказ, но девушка не хотела подчиняться государственной власти.
Знакомство со Сталиным
Впервые Иосиф Виссарионович увидел Уланову в «Эсмеральде». Балерина исполняла роль Дианы. По ходу спектакля Галина прицелилась из лука в сторону ложи, где сидел Сталин. Сердце балерины замерло: НКВД с лёгкостью могло обвинить артистку в покушении на вождя. Но всё обошлось – Иосиф Виссарионович пригласил на приём в Кремль всю труппу.
После банкета 25-летнюю Галину попросили пройти в кинозал и усадили рядом с вождём. Позже журналисты спрашивали Уланову о том, было ли ей страшно. Балерина сказала, что страха не было, лишь чувство неловкости из-за высокого статуса Сталина.
Иосиф Виссарионович оценил балерину так: «Галина – это классика». Четыре раза артистке присуждали Сталинскую премию. Но, несмотря на полученные звания и титулы, Уланова не хотела иметь с властью никаких отношений. Хотя именно Кремль превратил её в идеологическую икону и символ советского балета.
Личная жизнь
В 1940 году на премьере известного спектакля «Ромео и Джульетта» снова выделилась Уланова. Играла она тогда, естественно, главную роль. Ромео в новой постановке исполнил Константин Сергеев. Долго работая и вместе переживая сюжет, артисты влюбились. Чувства между парой вспыхнули очень серьезные. Константин уважительно относился к Галине, поэтому всегда называл ее на «вы».
К сожалению, отношения не смогли продлиться долго, так как танцовщицу перевели в Москву. В итоге дуэт распался. Но это далеко не последний роман в жизни женщины.
Галина Уланова
Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком. Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня», — говорил о балерине Алексей Толстой.
Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей был режиссером труппы Мариинского театра, мама Мария — балериной и педагогом классического танца. Именно поэтому оборотная сторона балета не была для Гали тайной и предстоящие занятия вызывали не затаенный восторг, а слезы.
«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» Галина Уланова
Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью пути на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой — Агриппина Ваганова. Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета» — как говорил об Улановой Сергей Прокофьев.
Флорина в «Спящей красавице» стала премьерной ролью молодой балерины в Ленинградском театре имени Кирова — нынешней Мариинке. Первый шаг из балетного класса на сцену: «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».
В 19 лет Галина Уланова получила первую ведущую партию — Одилии–Одетты в «Лебедином озере», но лишь Жизель помогла впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения. Чтобы почувствовать роль, Уланова уехала в Царское Село. Именно в этот момент — в одиночестве, на природе — пришло озарение, которое и помогало в будущем балерине проживать каждую роль.
Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты: искренность и нежность шекспировской героини были так близки балерине. Неповторимый лирический дуэт с Ромео — Константином Сергеевым стал одним из последних на сцене кировского театра. В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска, а в 1944 году стала москвичкой, поступив в Большой.
«Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке». Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета? Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце мое с Вами».
Борис Пастернак
Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году Большой театр выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен Анны Павловой. В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором.
«Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь». Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!»
Фаина Раневская
Среди учеников Галины Сергеевны — Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе. А Екатерине Максимовой она «передала» свою Джульетту: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней — все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»
Проработав почти 30 лет балетмейстером в Большом театре, Галина Сергеевна собиралась рассказать историю своей жизни, написав книгу к 90-летию. Увы, планам не суждено было осуществиться. Но прикоснуться к памяти великой балерины можно, побывав в музее в доме на Котельнической набережной. В квартире Галины Улановой все так же, как при жизни: картины, книги, письма-восхищения… целая эпоха.
«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда и далеко не всем удается это сочетать. Вы же остаетесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно ее присутствие облагораживает. Думаешь о Вас — и согревается душа».
Елена Образцова
Коррективы, которые внесла работа в столице
Послевоенные годы серьезно сказывались на жизни Галины. Для девушки переезд в Москву стал ударом. Ведь она должна была не только забыть о любимом месте работы, но и о своем молодом человеке.
Родственников в столице у артистки не было, поэтому жить приходилась ей в гостиницах. Галине в городе жилось хорошо, ведь ее баловали вниманием, прекрасным отношением, наградами и званиями. Уланова осознавала, что в Москве из нее желают сделать «столбовую дворянку».
Это ее пугало, но больше смущало то, что государство хотело связать ее любовь к творчеству с политикой. Однажды секретарь парткома Большого Театра попросил балерину поблагодарить руководство государственной власти от имени артистов за содействие в вопросах творчества. Уланова наотрез отказалась, сказав напоследок, что она занимается балетом, а не политикой.
Сообщение о Галине Улановой
Сообщение о Галине Улановой 5 класс кратко расскажет Вам много интересной информации о жизни и творчестве известной балерины, настоящей легенды советской сцены.
Галина Уланова биография кратко
Будущая звезда балета родилась в городе Санкт-Петербурге26 декабря 1909 года в семье известного балетного режиссера Сергея Уланова. Путь девочки на сцену начался в 9-летнем возрасте. В 1918 году она поступает в Петроградское хореографическое училище. Сначала она занималась под руководством матери, а потом ее учительницей стала балерина Агриппина Ваганова. После окончания обучения в 1928 году выпускной балет Галины был высоко оценен критиками и педагогами. После получения диплома девушку приняли в Ленинградский театр оперы и балета (Мариинский театр).
После первых выступлений на сцене балета талантливая танцовщица привлекла к себе внимание не только простых зрителей, но и известных критиков. В 19-тилетнем возрасте, в 1929 году, Уланова получает первую главную роль в постановке «Лебединое озеро». Далее последовало множество ролей на сцене. Самые известные балетные партии танцовщицы: Маша в «Щелкунчике»,Жизель в одноименной постановке, Мария в «Бахчисарайском фонтане». Самой яркою ролью Галины Улановой была роль Джульетты вадаптациипьесы Шекспира. После исполнения партии она стала настоящей звездой.
После войны балерину практически насильно отправляют работать в Москву в Большой театр. Здесь ей присудили многочисленные награды и звания Народной артистки РСФСР и Советского союза. Артистка вела активную гастрольную деятельность. Так, в 1942 году Галина Уланова работала в Алма-Ате, в Казахском государственно академическом театре оперы и балета. Спустя 3 года выступает в Вене, Лондоне и Стокгольме, Париже и Софии.
Галина Уланова вклад в культуру сделала огромный. Она вознесла российский балет на новый международный уровень. За границей ее принимали тепло и с овациями. Ее по праву называли символомроссийскогоисоветского балета. За яркие выступления она была удостоена болгарского Ордена «Кирилла и Мефодия», Ордена Льва Финляндии, французского Ордена Искусств и литературы, итальянской премии Виотти. Балерина имела звание почетного члена академий искусств разных стран: Бразилии, Венесуэлы,КНР, США, ГДР.
Талантливая балерина с 1944 года по 1960 год жила и выступала в Москве. По окончанию карьеры Галина Уланова стала работать педагогом. Ее учениками в разные годы были Людмила Семеняка,Екатерина Максимова,Нина Семизорова, Нина Тимофеева и другие. Заслуги танцовщицы настолько велики, что в ее честь выпустили почтовую марку. Она участвовала в разных международных конкурсах и творческих фестивалях и, где работала членом жюри и педагогом. За период карьеры успела сняться в 6-ти фильмах.
Умерла балерина 21 марта 1998 года в Москве на 89-м году жизни.
Галина Уланова интересные факты
- Галина Уланова была замужем 3 раза. Ее мужья были деятелями искусства. Она состояла в отношения с Юрием Завадским (режиссер), Иваном Берсеневым (актером), Вадимом Рындиным (художником).
- У балерины не было детей.
- Любила долго гулять и ухаживать за животными.
- До самой смерти Галина Уланова была в прекрасной физической форме.
- В последние месяцы жизни она стала писать воспоминания. Но, после ее смерти не нашли ни записок, ни фотографий. Очевидно, что артистка сожгла их.
- Первый и последние спектакли за ее участия были одинаковыми – «Шопениана».
- Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.
Надеемся, что краткое сообщение о Галине Улановой помогло Вам узнать о легенде российского балета, великой танцовщице. А краткое сообщение про Галину Уланову Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Новая любовь
О личной жизни Галина не любила распространяться, счастье любит тишину, как говорится. Известно было только то, что все мужчины балерины были солидными людьми. В первый раз она вышла замуж очень рано. Мужем ее тогда стал Исаак Меликовский. Второй брак тоже быстро распался. Позже Уланова призналась, что ее болью были не загубленные отношения, а отсутствие детей. В своей бездетности артистка винила родственников, которые убедили девушку сделать ставку не на детей, а на карьеру.
Детство и семья Галины Улановой
Галина Уланова появилась на свет 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в городе Санкт-Петербурге. Ее отец Сергей Уланов был известным в РСФСР балетным режиссером. Мама – Мария Романова – трудилась в смежной сфере в качестве педагога хореографического училища. Родившись в подобной семье, наша сегодняшняя героиня, наверное, и не могла выбрать для себя некую иную стезю. Судьба балерины была предначертана ей с самого рождения. Именно поэтому ее успехи всегда были столь грандиозными.
Легендарная балерина Галина Уланова родилась более 100 лет назад
Самые яркие чувства
Радостью и настоящим счастьем для Галины стал режиссер Иван Берсенев. Этот молодой человек подарил артистке 2 ярких года совместной жизни. Любил Иван двух дам – Уланову и жену. Именно они вдвоем и плакали из-за смерти Ивана Берсенева, который скончался в сравнительно молодом возрасте.
После этого сердце Галины захватил Вадим Рындин. Он, как и другие мужчины артистки, восхищался ей. Но Вадим очень любил выпить, смириться с этим девушка так и не смогла. Также мужчина был очень ревнив, что поначалу даже льстило.
Однажды танцовщицу в уже зрелом возрасте журналисты спросили, о чем она жалеет в своей личной жизни. Галина ответила, что всегда хотела иметь крепкую семью, одного мужчину на всю жизнь, которому бы отдалась полностью. Также звезда призналась, что вообще не умеет готовить, но мечтает исправить это недоразумение после окончания карьеры.
Галина Уланова: биография
Галина Сергеевна Уланова – легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах — в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.
Галина Уланова в детстве
Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище. Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших ее выступления на сцене, хотя бы в записи, смог бы догадаться, что эта хрупкая изящная женщина в раннем возрасте была настоящим сорванцом.
Маленькая Галина Уланова с мамой Марией Романовой | Чтобы помнили
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали ее играть в куклы или лепить куличики в песочнице, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
Галина Уланова в хореографическом училище | Чтобы помнили
Но беззаботному детству пришел конец, когда Галине исполнилось девять лет. Ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, и она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. А в выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета — Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение, а в народе его будут именовать не иначе как «Ваганковским».
Галина Уланова в молодости | Большой театр
В 18-летнем возрасте Галина оканчивает хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, входит в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получает имя Сергея Кирова, а позднее возвращает себе историческое название — Мариинский театр.
Памятник при жизни
Галина была действительно уникальным человеком. Осознавая это, президент комиссии танца ЮНЕСКО решился открыть в Стокгольме монумент Улановой. Интересно то, что памятник был возведен еще при ее жизни.
На открытии памятника Галина присутствовала. Но из-за природной скромности, она постоянно прятала лицо в свой воротник, повторяя себе, что памятник воздвигли не ей, а великой силе балета.
Советскую балерину любили практически все. Помимо памятников и мемориалов есть и удивительные проявления благодарности. Цветоводы из Голландии вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали астероид ее именем, ЦБ России выпустил монетку с профилем Улановой.
Неудивительно, что Уланову ценят даже после смерти. Что же скажут о ней другие кумиры?
Смерть
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене. Говорят, что в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Памятник балерине Г.С. Улановой. Парк Победы, Санкт-Петербург
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище. Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Русскую балерину почитали и отдавали дань уважения во всем мире. Помимо памятников и мемориальных досок есть и необычные проявления благодарности. Голландские цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный Банк России выпустил ценную монету с профилем Улановой. А в ее квартире на Котельнической набережной создали мемориальный музей.
Жизнь с Агафоновой
В семидесятилетнем возрасте артистке посчастливилось пообщаться с журналисткой Агафоновой. Она была младше Галины на двадцать лет. Впоследствии женщины начали дружить. Уланова разрешила Агафоновой стать ее секретарем. После этого они съехались и начали вместе жить, что породило много сплетен.
Таня помогала балерине во всех бытовых вопросах, но дружбу разрушила внезапная смерть Агафоновой. Ее Галина очень тяжело переживала. Для примы потеря подруги была подобна потере единственного ребенка.
Знакомство с Агафоновой
В конце 70-х Галина Уланова, биография которой является примером для подражания для всех балерин, познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой. Она стала личным секретарём артистки и поселилась в её квартире. Татьяна была младше великой балерины на 20 лет. Их совместное проживание вызывало у всех недоумение, а также породило много сплетен и пересудов. Постепенно старые знакомые и друзья стали редкими гостями в улановском доме.
Татьяна полностью избавила Галину Сергеевну от бытовых забот. Ведь Уланова даже не представляла, как вызвать сантехника, если потечёт кран. Она понятия не имела, где находится сберкасса, и не умела включать телевизор и стиральную машину. В 1993 году Агафонова тяжело заболела. Галина Сергеевна научилась готовить, делать массаж и стала ухаживать за Татьяной. Улановой даже пришлось отказаться от дальних поездок, но работу она не бросала и ходила в театр каждый день. В 1994 году Агафонова скончалась.
Интересные факты
Далеко не все знают, что любила Галина Уланова, было ли у нее хобби. Существует список интересных фактов, который поможет вам лучше узнать балерину:
- Первый факт. У Галины практически не было увлечений, она полностью отдавалась балету. Но были пристрастия, к примеру, она очень любила музыку.
- Второй факт. Самое комфортное состояние для танцовщицы — одиночество. Обычно она не подходила ни к кому первая.
- Третий факт. Уланова обожала животных.
- Четвертый факт. Старалась держать себя в форме. Утро начиналось с зарядки, в которую были включены и балетные па. И в старости её вес оставался тем же, что в молодости — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась изяществом.
- Пятый факт. Она не считала себя домашним человеком и винила родителей в этом.
Работа в Москве
После войны жизнь Галины Улановой изменилась. Руководство дало ей понять, что необходимо переехать в Москву. И балерину перевели практически в приказном порядке. Это стало для Галины большим ударом, ведь её разлучили не только с любимым театром и любимым городом, но и с любимым человеком.
Родственников в столице не было, поэтому танцовщица жила по гостиницам. Руководство и коллеги балерины относились к ней по-доброму. Галина же, в свою очередь, тоже старалась их не разочаровать. Уланову не обделяли наградами и званиями, но пытались сделать из неё столбовую дворянку.
Хотя если Галина Сергеевна была против, то любой вопрос снимался сам собой. Однажды секретарь парткома Большого театра попросил её выступить и поблагодарить руководство страны от имени артистов. Уланова сказала, что занимается балетом, а не политикой. Больше её с подобными просьбами не беспокоили. Но любой парадный спектакль или «придворный» концерт не обходился без участия балерины.
Начало творчества Галины Улановой
Свой путь на большую сцену Галина Уланова начала в девять лет. В 1918-м году она поступила в Петроградское (Ленинградское) хореографическое училище, где впоследствии стала заниматься сначала под руководством своей матери, а затем – балерины Агриппины Вагановой.
Обучение в хореографическом училище девушка закончила в 1928-м году. Ее выпускной балет получил высокие оценки педагогов и критиков, а потому практически сразу после получения диплома девушка Галина была принята на работу в Ленинградский театр оперы и балета (в настоящее время – Мариинский театр).
Искусство Улановой
Галина Уланова — великая русская балерина, о ней написано очень много. Однако по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний? Сложные «формулы» танца превращать в откровения души, близкие любому неискушенному зрителю, а простой жест, шаг, бег обращать в действо, потрясающее эмоциональной силой любого тонкого знатока?
Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести. Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова». Во Франции знаменитый зал «Плейель» после реконструкции открывался представлением в ее честь.
Галина Уланова — первая «звезда», открывшая эру зарубежных турне советского балета. Самые же знаменательные — первые гастроли Большого театра в 1956 в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой. В дальнейшем гастроли Большого неизменно открывались спектаклем во главе с Улановой.
21 октября 1928 года Галина Сергеевна дебютировала на сцене «мариинки» в качестве профессиональной балерины. Она исполнила партию Флорины в балете «Спящая красавица».
Вне театра
Круг интересов Галины Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь. Она трижды была замужем, и все трое ее избранников — выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин.
У нее не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. Особенно она любила животных.
Галина Уланова была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет ее вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Магическая личность, чье творчество составило целую эпоху в истории мирового искусства.
29 декабря 1960 года состоялось последнее выступление Галины Улановой, которая завершила свою карьеру тем же балетом, которым начала, «Шопенианой», ставшей в своё время её выпускным спектаклем.