Детские годы
Жаров Михаил родился 15 октября 1899 года в столице. Его родители не имели никакого отношения к кинематографу. Отец будущего актера своих родителей не знал, так как его подкинули в Николаевский приют, где он потом и воспитывался. Известно, что отец будущего актера получил фамилию от своей наставницы. Так он стал Иваном Жаровым. Работал он в типографии.
Про маму актера известно больше. Анна Семенова Дроздова принадлежала к крепостным крестьянам, которые жили в Смоленской губернии.
Сын подкидыша
Да, он именно им и был: сыном подкидыша. Фамилию Жаров отцу великого актера подарили в детском доме, куда его подкинули в младенчестве. Имя мальчику дали простое: Иван. Такая просьба была обозначена в пеленке, в которую подкидыш был завернут. Фамилию придумала наставница приюта. Иван Жаров, хлебнув тяжелой приютской жизни, мечтал о большой семье.
Так и получилось. Семья образовалась большая, семеро по лавкам. Сам Иван работал в типографии Бахмана. Со временем пристроил туда и подросшего сына Мишу. Мальчишку взяли наборщиком, платили сущие пустяки: 50 копеек в день. Но семье была важна любая помощь: денег катастрофически не хватало.
Однако мальчик мечтал отнюдь не о рабочем труде. Миша грезил театром. Угловатый, худой, с растрепанной прической, он отправился поступать в театр «Опера С. И. Зимина». Правда, сначала не актером, а посыльным. Разносил письма, билеты, бегал в лавку. Карьера в гору не шла. Поэтому Жаров попытался перейти в театр-кабаре «Летучая-мышь», но не вышло. Тогда он пошел сдавать документы в училище Малого театра. Но и там его ждал от ворот поворот. Аргумент приемной комиссии был резонным: «У абитуриента каша во рту». В студии МХАТ молодой человек тоже пришелся не ко двору.
Михаил Жаров в роли Михаила Ивановича в фильме «Дон Диего и Пелагея». Режиссер Я. Протазанов. 1927 год, Фото: РИА Новости
Театральная карьера
В 17 лет Михаил Жаров, биография которого насыщена событиями, стал работать сначала администратором, а затем уже и помощником в труппе Оперного театра Зимина. Но трудолюбие Михаила Ивановича было столь высоко, что вскоре ему даже стали доверять роли статистов.
В 1918 году Жаров Михаил поступает в театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Его педагогами в этой студии стали известные режиссеры Аркадий Зонов и Валерий Бебутов.
В 1918 году состоялся и первый дебют Михаила Ивановича на сцене театра: он играл в комедии «Виндзорские проказницы», где успешно и талантливо исполнил роль Шута.
Через два года, окончив обучение в студии, молодой актер переходит в Опытно-героический театр. Он играл в спектакле «Гроза», исполняя роль и Кудряша, и Тихона. В театральной постановке «Женитьба» ему достался персонаж Анучкина. Успешно он исполнил и роль Шанбурси в спектакле «Копилка».
Вскоре Жаров Михаил, актер, которого знает и любит вся страна, становится артистом Первого передвижного художественного театра классической комедии, который выступал на фронте. Здесь талантливый молодой человек сыграл в спектакле «Буря» роль Тринкуло, в театральной постановке «Каменный гость» — Лепорелло. Известно, что в спектакле «Золотой петушок» он успешно изобразил звездочета. В театральном представлении «Капитан Брансбоунд» он также талантливо исполнил роль Дринкоутера.
Жаров Михаил в 1921 году стал выступать на сцене Рогожско-Симоновского театра имени Сафонова, а вскоре перешел и в театр ГИТИСа, где ему давали в основном эпизодические, но очень серьезные роли. Например, в спектакле «Смерть Тарелкина» он прекрасно сыграл мадам Брандахлыстову, а в театральной постановке «Учитель Бубус» — секретаря. Также известный и талантливый актер исполнил серьезную эпизодическую роль денщика в спектакле «Мандат».
Особое место в театральной карьере известного актера Михаила Жарова, биография и личная жизнь которого всегда интересны зрителям, занимает участие в театральном движении «Синяя блуза». Этот коллектив занимался не только эстрадными выступлениями, главным его направлением была агитация. Они ставили спектакли, в которых поднимались самые разные темы. В центре внимания могли оказаться как международные политические проблемы, так и незначительные события из повседневной рутины.
Это театральное направление, начавшее свое существование в 1920 году, успешно проводило агитацию на протяжении трех лет. Свое название такой необычный театр получил из-за специальной одежды, которую носили все актеры этого театра, в том числе и Михаил Иванович Жаров. Свободная синяя блуза и черные брюки — основной костюм, в котором выходил актер на театральные подмостки.
В 1926 году Михаил Жаров переходит в Бакинский рабочий театр. Проработав в нем два года, он покидает его, но уже в 1929 году снова возвращается. В 1928 году актер Жаров играл в Казанском Большом драматическом театре. Но уже в 1930 году перешел в Реалистический театр. Но и здесь он надолго не задержался. Уже на следующий год перевелся в Камерный театр, где работал в течение восьми лет. Именно на его сцене он сыграл роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия».
В 1938 году известный актер Михаил Иванович Жаров перешел в Малый театр и остался работать там до конца своей жизни. Здесь он сыграл в тридцати спектаклях. Так, он успешно исполнил роль Касьяна в театральной постановке «Мои друзья», а также роль Ковалева в спектакле «Самый последний день».
LiveInternetLiveInternet
Ссылка: Источник здесь
Однажды в 1872 году сторож Николаевского приюта утром обнаружил у дверей младенца в изящном кружевном конверте с голубыми бантами и прикрепленной запиской: «Назовите мальчика Иваном». Вполне вероятно, что мальчик был плодом любви какой-нибудь актрисы и знатного человека. В ту пору нередко молодые, которым не позволяли сословные приличия соединиться, оставляли своих детей именно в Николаевском приюте. Так и появился на свет отец Михаила Жарова — Иван.
Фамилию Жаров Иван получил от своей воспитательницы. Тогда в приюте существовало правило: каждая воспитательница брала на попечение трех воспитанников и обучала их профессии. Когда дети выпускались «в жизнь», они получали фамилию своей наставницы.
Мама Михаила Жарова — Анна Семеновна Дроздова — происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.
Детство
В начале 20 столетия детская смертность была все еще достаточно высокой. Не обошло это стороной и семью Жаровых. В младенчестве умерла их первая дочь — Надя. 27 октября 1899 года появился Михаил. Затем родилась Шура, она тоже умерла… После нее, в 1907-м, родилась Лида, в 1911-м — еще одна Шура, а потом — самая младшая — Нина. Семья Жаровых жила довольно трудно. Иван Жаров работал печатником в типографии Бахмана. Туда же он устроил и сына Мишу. Мальчик работал наборщиком за 50 копеек в день. Со временем оцта повысили в должности — он стал агентом по типографским заказам. Финансовое положение в семье сталь чуть лучше. В семье Жаровых все любили книги, любили искусство. Не удивительно, что юный Миша с детства устраивал во дворе театр, разыгрывая сценки с городовым и Петрушкой. Мечта о театре осуществилась в 16 лет…
Первые роли в театре и кино
В 1915 году шестнадцатилетнего Михаила Жарова приняли в театр «Опера С. И. Зимина». Рассказывает дочь актера Елизавета Жарова: «Знаете, есть такой штамп — «долговязый подросток с тонкой шеей». Вот таким и был 16-летний папа — худой, длинный, вихрастый. Он служил у Зимина на посылках: выполнял мелкие поручения, в частности, разносил билеты для бедноты…». На сцене Михаилу Жарову доверяли роли бессловесных статистов. Впервые он появился перед зрителями в опере Кюи «Капитанская дочка». Михаил изображал инородца, который вылезает на сцену из-под забора и получает палкой по голове. На первом же спектакле Миша от удара потерял сознание и, придя в себя, твердо решил: «Буду артистом». В том же 1915 году Жаров впервые снялся в кино. Произошло это случайно. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил всех желающих сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. Жаров боготворил Шаляпина. К тому времени он уже не раз участвовал в массовках спектаклей, где играл этот знаменитый певец. Теперь же представилась возможность поработать рядом с ним на съемочной площадке. В фильме Михаил Жаров изображал опричника. Ему приклеили бороду, посадили на коня… В кадре промелькнул он лишь мгновение, да и то узнать его было достаточно трудно, но, тем не менее, это был его кинематографический дебют.
Революция
В 1916 году Жаров сделал попытку поступить в только что открывшийся театр-кабаре «Летучая мышь», но его не приняли. Тогда Михаил принял решение учиться. И здесь его ждала неудача. Сначала ему отказали в училище Малого театра. «У тебя каша во рту», — пояснил решение комиссии один студент, присутствовавший на экзамене. Затем последовал отказ в студии МХАТ. Вопрос о платном обучении отпадал сам собой — у Михаила ничего не было. Он вновь вернулся в оперный театр Зимина. С присущим его возрасту восторгом, Михаил встретил революцию 1917 года. Вспоминает Елизавета Жарова: «Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: «Мама, я народная милиция №10!» Но утром бабушка не пустила его «делать революцию»: «Сиди дома, без тебя обойдутся!»». Вскоре большинство студий были закрыты. Жаров, получив приглашение Владимира Тодди — режиссера Первого передвижного театра Красной Армии, отправился с выступлениями на Восточный фронт.
Первая жена. Сын
В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Вернулся не один. Вспоминает Светлана Жарова (племянница актера): «В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Родители были в шоке — Дина оказалась старше дяди, совсем еще мальчика, на два года! Недели две они проплакали, однако ни словом не упрекнули молодых. Когда дети спрашивали у матери совета при вступлении в брак, она рассуждала так: «Если скажу «да», а ваша жизнь не сложится — я буду виновата; если скажу «нет», и ваша жизнь тоже не сложится — снова виновата буду я. Поэтому поступайте, как считаете нужным. А мы с отцом всегда и во всем вам поможем»». В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная». Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.
Театральная деятельность
Немного отучившись в Театральной студии Ф. Комиссаржевского, Михаил Жаров в 1921 году поступил в Рогожско-Симоновский театр имени Сафонова. Проработав там неполный год, он перешел в Театр Мейерхольда. Там он с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. В 1926 году Жаров покинул Мейерхольда. Он работал в Бакинском рабочем театре (1926-1927 и в 1929 г.), в Казанском Большом драматическом театре (1928), в Реалистическом театре (1930), в Московском Камерном театре (1931-1938). Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933). Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл с 1938 года и до конца своих дней. Здесь ему доставались в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
Вторая жена
В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Рассказывает Светлана Жарова: «Перед этим он объяснился с матерью, и мать сказала так: «Миша, Дина — моя дочка, и она останется со мной. Женя — мой внук, и я позабочусь, чтобы он никогда ни в чем не нуждался. Заботься о нем и ты. Если захочешь, чтобы я познакомилась с твоей новой женой — приду. А теперь уходи». И Михаил Иванович ушел. Сначала они с Люсей Полянской жили в коммуналке. Потеряли двух сыновей — они умерли младенцами. С ростом популярности появились деньги, дядя получил квартиру в центре Москвы. Ее Михаил Иванович заполнял предметами своей страсти — книгами».
Кино. 20-е годы
Еще в середине 20-х годов Михаил Жаров начал сниматься в кино. Первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — Жаров сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В основном же в те годы Михаил играл небольшие роли: половой в кинокомиксе «Мисс Менд», председатель Ревкома в драме «Два-Бульди-Два» и другие. Но и в небольших ролях он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Не случайно, что уже в те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода.
«Путевка в жизнь»
Настоящую славу Михаилу Жарову принесла роль Жигана в драме Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931). Этот первый советский звуковой фильм рассказывал о коммуне для беспризорников. Жаров играл главаря воровской шайки, бандита-убийцу, сбивающего малолетних беспризорников с пути истинного. В роли Жигана артист умело использовал возможности звукового кино: играл на гитаре и пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал своеобразное обаяние и все тот же шик. Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, что даже воровской мир признал его «своим». Примечателен случай произошедший однажды с актером. Как-то в магазине у него украли кошелек. На выходе Жаров услышал, как один вор говорил другому: «Ты что, своих не узнал?». Кошелек был возвращен!
Кино. 30-е годы
30-е годы — расцвет всенародной популярности Михаила Жарова. В кино артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Владимира Петрова он сыграл веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937), у Исидора Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938) и жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939). В фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга о революционере Максиме («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938) Жаров опять с шиком и обаянием сыграл отрицательного персонажа — конторщика Дымбу. По ходу фильма он пел знаменитую доныне песенку: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить». Популярность его персонажа и песни была такой, что Жарову даже пришлось обратиться к правительству с просьбой выделить ему машину — появляться на улице он не мог, мальчишки дразнились: «Цыпленок жареный идет!». Вот еще один случай, связанный с неслыханной популярностью Жарова. Как-то он отдыхал на юге и во время прогулки в правительственной резиденции повстречал Сталина. Артист постарался увернуться от встречи, но вождь игриво ему сказал: «А я вас знаю!». «Конечно, — растерянно буркнул Жаров. — Меня все знают».
Людмила Целиковская
В 1943 году на съемках музыкальной комедии «Воздушный извозчик» Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской. Рассказывает Светлана Жарова: «К этому времени в семье у дяди давно уже не ладилось. Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и… никакого ужина. При этом теща делала еще недовольное лицо. Она болезненно гордилась своим высоким происхождением (правда, никто не знал, в чем оно состояло) и считала Михаила Ивановича с его родней плебеями. Дядя с женой и тещей жили в так называемом «лауреатнике» — вместе с Эйзенштейном, Черкасовым и многими другими известными деятелями культуры. А нелюбимая тещей остальная часть семьи Жаровых — отец, мать, племянницы и я в том числе, ютились в одной комнатушке на Дыкханской улице». Естественно, что в такой атмосфере трудно жить любому человеку. И как раз в этот тяжелый для актера период он и повстречал Людмилу Целиковскую, которая была младше Михаила Ивановича на двадцать лет. Юная актриса была необычайно красива и кокетлива. В картине Михаил Жаров играл уже немолодого, отважного летчика Баранова, влюбленного в начинающую певицу, роль которой исполняла Целиковская. Любовь с экрана они перенесли и в жизнь. Расставаясь с Людмилой Полянской Михаил Иванович поступил так, как поступал всю жизнь в подобных ситуациях: оставил бывшей жене большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего — даже свои любимые книги. Рассказывает Светлана Жарова: «Когда много лет спустя Люся (Полянская) умерла, Михаил Иванович организовал похороны. На поминках дядя сказал ее приемному сыну, что хотел бы забрать единственное: свою библиотеку. Сообразительный мальчик тут же выдвинул встречное предложение: «Михаил Иванович, вы пропишите меня в этой квартире, и я отдам вам книги». Дядя побагровел, повернулся и молча вышел». С Людмилой Целиковской Михаил Жаров прожил семь лет. Первоначально они снимали номер в гостинице «Москва», затем Михаил Иванович получил небольшую квартиру.
Фильмы военного времени
Помимо уже упомянутого «Воздушного извозчика» Михаил Жаров в период войны снялся еще в десятке фильмов: «Оборона Царицына», «Актриса», «Во имя Родины» (старый опытный солдат Глоба), «Юный Фриц» (Фриц), «Близнецы (Еропкин) и других. Фильмы разного уровня и с разной судьбой. К примеру, пропагандистский сатирический памфлет «Юный Фриц» так и не вышел на экраны. Зато комедия «Близнецы» (1945), где Михаил Жаров сыграл главную роль в месте с Людмилой Целиковской, имела большой зрительский успех многие годы. Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине «Иван Грозный» (1944). Вместе с ним вновь снялась и Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей молодой жены. Специально для Целиковской Жаров взялся и за режиссуру, поставив военную комедию «Беспокойное хозяйство». О том каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминает Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: «Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел «наполеончиков». Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим».
Майя
Отдыхая в Истринском санатории, Михаил Жаров познакомился с семьей известных врачей Гельштейнов — Элиазаром Марковичем, Гиндой Хаимовной и их дочерьми Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. Влюбленный Жаров и сам казалось, помолодел, став предводителем молодежной компании: лес, костры, лодки, походы. Не могла не обратить на великолепного актера и Майя. Вскоре она уехала сдавать экзамен в Москву. Там она вновь и вновь вспоминала о нем, накупила открытки с его изображением и сделала запись в своем дневнике: «Что мне делать? Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова!..» Она и не могла предположить, что и немолодой актер питает к ней те же чувства. Когда Майя вернулась в санаторий, Жаров рухнул перед ней на колени и заплакал: «Я знаю, что не должен вам это говорить, но я вас безумно люблю…». Вскоре он сделал ей официальное предложение. Вспоминает сестра Майи Виктория Килинская: «В один из осенних вечеров 1949 года в нашей квартире раздался звонок. Я открыла дверь: на пороге стоял народный артист СССР Михаил Иванович Жаров собственной персоной. Наверное, в тот момент я бы меньше удивилась, увидев Ленина со Сталиным. «Вы Вита? А я…» — «Я знаю, кто вы!» — «Конечно, знаете. Меня вся страна знает. Но если серьезно, я бы хотел поговорить с Элиазаром Марковичем». Умирая от любопытства, я провела Жарова к отцу и плотно закрыла дверь. Все, что происходило дальше, потом рассказал нам папа. Жаров, войдя в кабинет, встал на колени и попросил руки моей сестры. Проговорили они с отцом часов шесть. Дело закончилось распитием той самой заветной бутылки вина, припасенной Элиазаром Марковичем для замужества дочери».
Испытание характера
Михаил Иванович сделал предложение Майе в весьма непростое время. Как раз в этот период началась печально известная травля врачей-евреев. Одним из первых подвергся гонениям отец Майи Элизар Маркович. Сначала была статья в студенческой газете, обливающая грязью заслуженного профессора. Затем начались бесчисленные комиссии по проверке работы его кафедры. Элизар Маркович перенес несколько инфарктов, но каждый раз возвращался в институт — преподавал, писал статьи и учебники. В 1952 году он подал заявление об уходе, а в феврале 1953 года его арестовали. Была арестована и его жена. Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Мало того, Жаров приютил в своей квартире и сестру Майи Вику. В то время у Жаровых уже росла дочка Анюта, и Майя ждала второго ребенка. Все эти события не могли не отразиться на Михаиле Жарове. Руководство Малого театра сняло его с должности партийного секретаря. Вчерашние знакомые, еще недавно заискивающие и лебезившие перед ним, теперь отводили глаза, чтобы лишний раз не здороваться. Но Михаил Иванович не только не изменил своей позиции, но на одном из собраний резко заявил, что от родителей жены никогда не отречется. Тогда начались угрозы по телефону…
Сцена из спектакля «Мои друзья», 1968 год 50-е — 60-е
Естественно, что ни о каких работах в кино или в театре в начале 50-х и речи не могло быть. Лишь после смерти Сталина, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь сниматься в кино. Он сыграл Прохора в фильме-спектакле «Васса Железнова», Артынова в мелодраме Исидора Анненского «Анна на шее» (1954), Свиристинского в музыкальной комедии «Девушка с гитарой» (1958). Позже он появился перед кинозрителями, пусть в небольших, но ярких ролях: туповатого военного министра в музыкальной комедии «Каин ХVIII», снятой по сказке Евгения Шварца «Два друга», и циника Ухова в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Театральная же публика никогда его не забывала и принимала всегда восторженно.
Анискин
Последним всенародным успехом Михаила Жарова стала роль деревенского детектива Анискина. Первый фильм об этом почти фольклорном персонаже, который так и назывался «Деревенский детектив», был поставлен в 1968 году режиссером Иваном Лукинским по одноименной повести Виля Липатова. Милиционер Анискин настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма о хитроватом и добродушном сельском участковом: «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин». Свой последний фильм «И снова Анискин» Михаил Жаров поставил сам. К тому времени он уже был тяжело болен, но перед камерой держался достойно. Следует заметить, что в последние годы у актера проявились и признаки «звездности». Жаров, очень болезненно относящийся к своей славе, своей фигуре, резко реагировал на оператора, если тот уводил от него объектив кинокамеры. Не случайно в фильме постоянно одни крупные планы Жарова. Но простим этому замечательному актеру, так немало сделавшему для советского кино, его небольшую слабость. Тем более, что картины об Анискине действительно и по сей день доставляют удовольствие зрителям, в том числе и его неповторимой игрой. В декабре 1981 года, Михаил Иванович Жаров умер. С его смертью из нашего искусства ушло обаятельное плутовство, симпатичная развязность персонажей, ушли шик и блеск актерского мастерства.
Кинематографическая карьера
Свою кинематографическую карьеру актер Жаров начал в 1915 году, сыграв небольшую эпизодическую роль опричника в киноленте «Царь Иван Васильевич Грозный». Затем последовали и другие эпизодические роли. Например, в фильме «Тот, кто получает пощечины» он играет ефрейтора, а в киноленте «Аэлита» успешно исполняет роль мужика.
Свою первую главную роль талантливый актер Жаров получил в 1925 году в киноленте «Дорога к счастью» режиссера Сергея Козловского. Молодой красноармеец Егор Миронов влюбился в симпатичную юную девушку. Но дома его ожидает жена. Вернувшись домой, он узнает, что жена умерла при родах, поэтому он возвращается к своей возлюбленной.
Но все-таки широкая известность и слава к актеру Жарову пришла только лишь в 1930 годы. В это время для съемок в различных кинолентах его приглашали самые знаменитые режиссеры. Именно в это время он сыграл свою самую лучшую роль — бандита в киноленте «Путевка в жизнь».
Одна из главных ролей актера
Самой яркой и значительной работой в карьере актера Жарова стала кинолента «Близнецы» режиссера Константина Юдина. В этом комедийном проекте мужчина сыграл начальника базы Вадима Еропкина. Главная героиня находит двух близнецов. Так как у них нет родителей, женщина решает усыновить их, но Еропкин, который собирался жениться на Любе Карасевой, выступает против такого акта милосердия.
Однажды малыши пропадают, а их поиски приводят к тому, что находится не только их родная мать, но и выясняется, что именно Вадим Спиридонович Еропкин их отец. Эта кинолента вышла в кинопрокат в 1945 году.
Режиссерская работа в кино
Известно, что в 1946 году известный актер Михаил Жаров, фильмы которого знает множество людей, попробовал себя и в роли режиссера в кинематографе. Так, первой его кинолентой стала картина «Беспокойное хозяйство», в которой зритель переносится в военное время.
В годы Великой Отечественной войны солдат Огурцов спешит на свое новое место службы. По дороге он знакомится с девушкой, а когда попадает на объект старшины Семибабы, которого играет сам режиссер Жаров, то удивляется тому, как весело и музыкально проходят дни здесь.
В 1973 году Михаил Жаров совместно с такими режиссерами, как Иванов и Рапопорт, снимает киноленту «Анискин и Фантомас». Главную мужскую роль, Анискина, в этой киноленте играет сам Жаров. Его герой пытается расследовать удивительное и необычное ограбление кассы.
В 1977 году неутомимый Михаил снимает еще одну киноленту, которая является продолжением предыдущей. Это фильм «И снова Анискин», который был снят совместно с режиссером Ивановым. В нем рассказывается о том, как проходит расследования дела о краже экспонатов музея прикладного искусства, который находится в деревне.
Награды и звания[ | ]
- Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974)
- Заслуженный артист Республики (1935)
- Народный артист РСФСР (21 апреля 1944)
- Народный артист СССР (26 октября 1949)
- Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова
в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938) - Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина
в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия) - Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова
в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва - Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
- Орден Октябрьской Революции (1979)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
- Орден Красной Звезды (1944)
- Медаль «За трудовое отличие» (1967)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск)
- Премия МВД России (посмертно)
Личная жизнь
Известный и популярный в советское время актер Михаил Жаров был женат четыре раза. Первой его супругой стала учительница русского языка, заслуженный преподаватель Надежда Гузовская. В этом браке у актера родился сын Евгений, который потом пошел по стопам отца. Первый свой брачный союз известный и талантливый актер заключил в 1919 году, но просуществовал он всего лишь девять лет.
В 1928 году известный актер Жаров женился второй раз. Новой избранницей Михаила Ивановича стала Людмила Полянская. Она родила актеру двух сыновей, но эти дети Михаила Жарова умерли еще в младенческом возрасте. Вместе супруги прожили четыре года, а затем Михаил Иванович ушел из семьи, оставив жене и квартиру, и даже свои любимые книги.
Третья жена героя нашей статьи – это Людмила Целиковская, которая также была актрисой кино и театра. Их брак просуществовал пять лет, а затем распался из-за нового романтического увлечения Людмилы Васильевны.
С четвертой женой у известного актера была разница в 30 лет. Михаил познакомился с дочерью врача-кардиолога Маей Гельштейн в Истринском санатории. Свою семью они создали в 1949 году, а уже через два года у счастливой пары родилась дочь Анна, которая впоследствии стала актрисой. После этого на свет появилась еще одна девочка — Елизавета.
Умер актер Жаров в середине декабря 1981 года в столице.