Москва, 25.07.2021, 23:46:45, редакция FTimes.ru, автор Дмитрий Новах.
Популярный актер, звезда первого советского вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» и талантливый художник Юрий Богатырев был бесконечно одиноким и несчастным человеком, который всю свою недолгую жизнь страдал от своей непохожести на других.
Им восхищались поклонники, его обожали женщины и ценили режиссеры. А сам Богатырев с трудом терпел весь мир — и в первую очередь самого себя.
Биография
Юрий Георгиевич Богатырев – актер советского кинематографа и театра, Народный артист РСФСР.
Актер Юрий Богатырев
Юрий родился 2 марта 1947 года в столице Латвии в семье офицера военно-морского флота Георгия Андриановича Богатырева и домохозяйки Татьяны Васильевны. Помимо Юрия в семье воспитывалась еще дочь Маргарита.
Мальчик с детства рос необычным ребенком: любил шить одежду для кукол, был ранимым и чутким. В ранние годы страдал лунатизмом. В 1953 году семья переехала в Москву, где Юрий стал посещать художественную школу. По выходным мальчик устраивал представления самодеятельного театра кукол для соседей и родных.
Юрий Богатырев в детстве и юности
Когда подошла пора выбора профессии, Богатырев решил связать жизнь с изобразительным искусством. В 1962 году юноша становится студентом Художественно-промышленного училища им. М. Калинина по специальности «Художник по коврам». В каникулы Богатырев подрабатывал зарисовками археологических находок на раскопках. Вместе с сокурсниками выезжал на пленэр для оттачивания мастерства.
Юрий Богатырев в юности
Во время одного из таких занятий на природе в 1965 году Богатырев подружился со студийцами детского кукольного театра «Глобус», руководителем которого был педагог Владимир Михайлович Штейн. Богатырев начал репетировать с коллективом, выступать в постановках, одна из которых даже была показана по советскому телевидению. В 1967 году Юрий поступает в Щукинское училище в мастерскую Юрия Васильевича Катина-Ярцева на один курс с Натальей Варлей, Натальей Гундаревой и Константином Райкиным.
Биография Юрия Богатырева (актер)
Наш сегодняшний герой впервые увидел этот мир в 1947 году, а именно второго числа, весеннего месяца марта. В роддоме города Рига издались первые крики ребенка, которого назвали Юра. С этого момента и дала свое начало биография Юрия Богатырева.
Детство будущего актера было так сказать «в разъездах», так как его отец был военнослужащим, имея офицерское звание. До шести лет, маленький Юра и его родители жили в Латвии, а после переехали в столицу Советского Союза, где и обустроились. С самых ранних лет, Юрий проявлял свои творческие таланты. Посещая студию рисования, он показывал задатки своих выдающихся способностей. Помимо этого, уже в те годы, он выступал на театральной сцене и участвовал в кукольных спектаклях.
После того, как будущий актер окончил 8 классов школьного образования, по совету своего учителя в художественной студии, Богатырев поступает в художественное училище им. Калинина. Специальность, по которой он проходил обучение – художник по коврам. На ряду с училищем, Юрий начал посещать театральную студию. Как и у многих, у Богатырева это было что-то вроде увлечения, которое не несло в себе нечто большее.
По началу, Юрий участвовал в постановках театра под названием «Глобус» – это был детский кукольный театр. Параллельно с выступлениями, он посещал другие студии и театры. И в один прекрасный день, к Богатыреву пришло осознание того, что без театра он больше не представляет своей жизни. Тут он прекращает свое обучение в художественно-промышленном училище и подает документы в театральное высшее учебное заведение. А выбор пал на знаменитую «Щуку», именно так студенты этого ВУЗа называют Щукинское училище.
Юрий Богатырев без проблем проходит вступительный экзамен. Кстати говоря, на одном курсе с нашим сегодняшним героем учились такие великие актеры, как Константин Райкин и Наталья Варлей. Популярность пришла к Богатыреву еще в студенческие годы, преподаватели ставили его в пример остальным и отмечали, как одного из самых талантливых студентов на потоке.
По окончанию учебного заведения, уже дипломированный актер начал свои выступления в театре под названием «Современник». Вначале Богатыреву доверяли только небольшие роли, однако по истечению определенного времени, Юрий начал играть ведущие роли на подмостках родного театра.
Благодаря ролям в таких постановках, как «Вечно живые», «Двенадцатая ночь» и других, Юрий Богатырев стал одним из звезд театра. А в 1977 году, сам Олег Ефремов лично пригласил актера оставить родную сцену и продолжить свою деятельность в МХАТ. В свою очередь Юрий принял приглашение и на протяжении нескольких лет сыграл в более пятнадцати постановках.
Работа на съемочной площадке шла параллельно с театром. Дебют пришелся на дипломную картину мэтра современного кинематографа Никиты Михалкова. А называется она «Спокойный день в конце войны». Следующая роль была эпизодической, в картине «На дне».
Свою славу, Юрий Богатырев приобрел после выхода в свет фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этой картине, актер сыграл роль Егора Шилова. После этой роли, его стали приглашать в различные проекты, которые впоследствии стали легендами Советского кинематографа.
Кстати говоря, Юрий Богатырев был очень разносторонне развитым человеком, он очень часто появлялся на радио, где участвовал в записи спектаклей, которых набралось аж двенадцать. Эти радиоспектакли пользовались приличным успехом. Не забрасывал актер и свой талант художника. Юрий нередко писал картины, изображая на них своих знакомых и близких.
Театр
Работая в начале 70-х в «Современнике», Юрий Богатырев долго оставался на второстепенных ролях. Артист сыграл более чем в 15 постановках режиссеров Г. Волчек, В. Фокина, О. Ефремова, Г. Товстоногова, А.А. Алова, В.Н. Наумова. Наиболее известными работами Богатырева стали роли в спектаклях «Вечно живые» по пьесе В. Розова, «Вишневый сад» А. Чехова и «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. В 1977 году Юрий Георгиевич переводится во МХАТ по приглашению Олега Ефремова.
Юрий Богатырев в спектакле «Двенадцатая ночь»
Здесь Богатырев попадает в актерский состав спектаклей «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Живой труп» Л. Толстого, «Тартюф» Мольера, «Чайка» А. Чехова. Долгое время Юрий Богатырев не мог получить в Москве собственного жилья. Актеру приходилось жить то в общежитии, то у друзей: К. Райкина или А. Адабашьяна. В 1981 году, после получения звания Заслуженного артиста РСФСР, Юрию Георгиевичу наконец дали однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.
Фильмы
Знакомство в конце 60-х годов с начинающим кинорежиссером Никитой Михалковым имело большое значение для творческой биографии Богатырева. Сотрудничество с режиссером обернулось для Юрия Георгиевича большим количеством разноплановых ролей. В 1970 году артист дебютировал в дипломной работе Никиты Сергеевича «Спокойный день в конце войны» и сразу приобрел популярность среди кинематографистов.
Юрий Богатырев в фильме «Спокойный день в конце войны»
Через четыре года Богатырев перевоплотился в главного персонажа — чекиста Егора Шилова — в картине начинающего мастера «Свой среди чужих, чужой среди своих», которая снималась на Кавказе. За несколько месяцев до съемок Юрий сел на диету, чтобы в кадре выглядеть спортивным и подтянутым. Для фильма актеру пришлось научиться сидеть в седле, что у него получилось легко и быстро.
Юрий Богатырев в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Джигитовки Богатырева производили впечатление даже на видавших виды местных жителей, чеченцев. Юрий Богатырев всего себя отдавал игре. Не побоялся артист вместе с другом Константином Райкиным прыгнуть с обрыва в горную реку, что едва не закончилось трагедией для обоих.
Юрий Богатырев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Для Никиты Михалкова Богатырев стал одним из основных актеров. Юрий Георгиевич появился в картине режиссера «Неоконченная пьеса для механического пианино», в которой специально для артиста была написана роль Войницева, в экранизации «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где сыграл полную противоположность собственному характеру Андрея Штольца.
Юрий Богатырев в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»
В 1981 году Юрий Богатырев исполнил роль Стасика в комедии «Родня», где сыграли также Светлана Крючкова и Нонна Мордюкова. В 1986 году Михалков пригласил Богатырева в проект «Очи черные», где партнерами артиста по рабочей площадке стали Марчелло Мастроянни, Ирина Сафонова, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков.
Юрий Богатырев в фильме «Родня»
Среди других значимых работ Юрия Богатырева числятся приключенческий фильм Евгения Карелова «Два капитана», драма Ильи Авербуха «Объяснение в любви», экранизация пьесы А. Вампилова «Отпуск в сентябре», картина Игоря Шешукова «Последняя охота», мелодрама Владимира Бортко «Мой папа – идеалист», семейная драма Сергея Ашкенази «Время для размышлений».
Юрий Богатырев в фильме «Два капитана»
В сериале 1984 года «Мертвые души» режиссер Михаил Швейцер собрал звездный актерский состав. Помимо Богатырева в бессмертной трагикомедии Н. Гоголя сыграли Александр Калягин, Лариса Удовиченко, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Невинный, Всеволод Санаев, Инна Макарова, Валерий Золотухин, Лидия Федосеева-Шукшина, Инна Чурикова.
Юрий Богатырев в фильме «Мертвые души»
Последними работами в кинематографе для Юрия Богатырева стали драма «Полет птицы», где актер появился в ансамбле с Еленой Яковлевой и Родионом Нахапетовым, приключенческая комедия «Презумпция невиновности», в которой вместе с Богатыревым сыграли Любовь Полищук и Станислав Садальский, и музыкальный фильм «Дон Сезар де Базан» с Анной Самохиной и Михаилом Боярским в главных ролях.
Юрий Богатырев в фильме «Дон Сезар де Базан»
Большое место в фильмографии артиста заняли его работы в телеспектаклях «Таня», «Когда-то в Калифорнии», «Мартин Иден», в телеверсиях спектаклей театра «Современник» и МХАТ «Вечно живые», «Двенадцатая ночь», «Мятеж», «Возчик Геншель». Будучи сам большим ребенком, Юрий Богатырев охотно участвовал в съемках передач и экранизаций для детей, которые выходили по центральному телевидению: «Человек из страны Грин», «Этот фантастический мир», «Стихи А. Барто», «Путь».
Юрий Богатырёв: Тайный дневник
Автор: Владимир Вестер, Диляра Тасбулатова
ЮрийБогатырев, которого больше знают как замечательного актера, был еще и прекрасным художником. У него была одна интересная привычка: он вел подробные дневники, записывая в тетрадь всё, что с ним происходило за день: то есть писал почти каждый день.
Упоительный дневник
Удивительно.
Еще удивительнее, что эти записки, сделанные с такой щедрой скрупулезностью, что и дневники других знаменитостей (да и то – далеко не все были так внимательны), до сих пор не опубликованы.
Может, потому, что слишком уж они откровенны и неожиданны — даже для тех, кто его хорошо знал?
Читать, однако, записки Богатырева – упоение.
Хорошо пишет, выпукло, с настроением, — даже, скажем так, с литературным блеском: талант есть талант.
Как говорится, если человек талантлив, то талантлив во всём.
…Эти порывы ветра в мартовский день — в Риге, где Юра родился; переезд его семьи, из Риги в подмосковный Красногорск, школьные кутежи с традиционным портвейном, его прогулки по Старому Арбату или …кукла, которую он принес на вступительный экзамен в «Щуку».
Куклу он принес в 1966-м, побывав до этого актером-кукловодом, археологом, эстрадным чтецом, художником по коврам и пр. Правда, Юра так и не стал морским офицером, хотя его отец буквально грезил об этом.
Читаем дальше: и читая, мы слышим игру Юры на пианино, узнаём, сколько раз и на ком он собирался жениться, присутствуем при его разговорах с Эльдаром Рязановым…
Какая насыщенная, радостная и печальная, полная идей и мечтаний жизнь.
И впереди — тот день, когда Юра откровенно говорит о себе:
«Я
представляюсебяввесовойкатегориидо70килограмм,относительномолодым,когдавпередиещемаячилироли,которыеуженикогданесыграть,иабсолютноне завистливымклюдям,имеющимперсональныемашиныивыставкивМанеже».
Летающий шкаф Юра
А ведь он действительно никогда никому не завидовал, наоборот — завидовали ему. Его всесоюзной известности и тому, что он был актером аж двух знаменитых театров – «Современника» и МХАТа. И так как он постоянно разрывался между двумя своими главными мечтами, стать художником и выступать на сцене, то, можно сказать, обе мечты осуществились в той мере, в какой это возможно в таком существовании «на разрыв».
Выступал он в разных амплуа, в кино и в театре; что удалось ему в высшей степени, но амплуа эти исчерпали лишь малую часть его возможностей. О нем так и говорили (и это стоит повторить):
«Ребята,
этотудивительныйЮраможет«принятьформулюбогососуда»и«подстраиватьсебяподлюбойкостюм»,аегоруки—это«верхниеноги»,асамонпохожна«летающийшкаф».
Ему не подходило (слегка пренебрежительное) прозвище «Актер Актерыч», он был, скорее, — «Артист Артистыч».
Вот что являлось для него органичным, ибо Юра, Юрий Георгиевич, был не кто иной, как прирожденный вахтанговец.
И именно в том самом смысле, в каком определил сам Евгений Вахтангов, утверждавший приоритет личности актера над создаваемым им образом.
Следуя этому «вневременному завету», он с блеском изображал людей щемяще нежных, навсегда неустроенных в этом мире. И с тем же блеском играл людей глупых, идиотов, подлецов и завистников, сам будучи человеком очень умным.
Советский Бердслей
И еще он был утонченным, влюбленным в искусство в более широком смысле, чем обычный актер: Богатырев боготворил «мирискуников» и «Бубновый валет».
«Графика
этогорисующеголицедея,утонченногоэстета,отдаленнонапоминаетдекадентскиевремена,БакстаиСомова,иещебольшеУайльдаиБердслея, —писалонемхудожникСергейБархин. —Причем,альбомовэтихзамечательныххудожниковвсемидесятыеивосьмидесятыедостатьбылоневозможно.Артистсловновыхватывал,узнавалэтилинииипятнаизвоздуха,покаким—тоостаткам,послевкусиямвлиянийар—нуво».
Ия Савина, знаменитая актриса, изображенная на рисунке Богатырева «Дама с собачкой» в мерцающем свете волнистого платья и чеховских строк, а у ее ног он сам, фантастическое существо с лицом самого художника, говорила:
«Я
другоготакогоактеранезнаю…Внембылоневероятноесочетаниеумаибезогляднойсамоотдачи.Ивсегдабылнедоволенсобой.ВэтомсмыслеонбылпохожнаФаинуГеоргиевнуРаневскую,котораявыходилаиспрашивала:«Ну,каксегодня,а?А?».Итрогательнождалаодобрения.
Вот
такиЮрочка.Вымотаетсязаспектакль,выложится,икомнесвопросом:«Иечка,по—моему,сегодняничего,а?».Аявответ:«По—моему,чудовищно,Юра».Ивиделавегоглазахслезы…Кидаласьуспокаивать:«Юрочка,тычудноработал!»Надобыловидетьегоглаза,которыеговорили,чтоонвыложилсядоконцаивсеженебылуверен,чтовсепрошлохорошо»…
«Горит
внемкакой—тоогонь,требуетегодушачего—товысшего,никакнеможетустроитьсяиприспособитьсяктому,какпринятожить,какживутбольшинстволюдей», —сказалонемОлегЕфремов.
В Музее МХТ сохранился подарок Ефремову — рисунок Юрия Богатырева «Чайка и Крест»: спинка стула, гжельский крест, чайка написана гуашью на куске войлока.
Изгой
Друзья говорили, что Юрия Георгиевича можно было даже стариком представить: как он, именитый народный артист СССР, идет по Камергерскому в шубе и с тростью, а вокруг роятся благодарные ученики.
Но никто не мог его, такого блестящего, представить в полном одиночестве в общественной столовке со стаканом компота и двумя бурыми сосисками на казенной потрескавшейся тарелке.
Однако при всей своей известности, он был как раз очень одиноким человеком: неизвестно, дошло бы дело до сосисок, но и на вершине славы он был одинок, хотя одиночество, вот парадокс-то, ненавидел всей душой. И страдал от него.
…Тогда было не принято даже упоминать об этом, но Богатырев имел «нетрадиционную» сексуальную ориентацию, что, возможно, его отчасти и сгубило: его личная драма заключалась еще и в том, что, будучи человеком прямым и откровенным, он был вынужден постоянно притворяться не тем, кем являлся на самом деле. Вообще тема эта была для него «самой больной», как сказал его приятель Александр Адабашьян.
Да он вообще был наособицу, других таких исполнителей, актеров с такой судьбой, в нашем кино и не было: громадный талант, если не гений, при этом еще и большой художник, — в обыденной жизни, попросту говоря, «в быту», он чувствовал себя глубоко несчастным.
Но дело не только в «быте» как таковом: это трагедия самоидентификации, двойной жизни, да еще и с чувством вины, что накладывает на людей с его сексуальными предпочтениями лицемерное общество. Ведь по сути, несмотря на известность и огромный дар, он был изгоем.
Возможно, потому так рано и умер: уйти от своей главной проблемы он пытался при помощи неумеренного употребления крепких напитков и медицинских препаратов.
Посмертная суета
…После его смерти, неожиданной, случайной, фатальной, началось еще и опошление, посмертная суета: почти все обстоятельства его жизни, всё, что с ним случалось (и чего никогда не случалось), после его трагического ухода было многократно обыграно, опубликовано, вспомнено и растиражировано.
В большинстве своем, отдадим должное, честно и тактично, но порой — с каким-то пошлым удовольствием, со сладострастием записных сплетников, придумывающих «сенсации» и «ранее неизвестные подробности». Тайну его смерти (о, господи) «разгадывали» еще и экстрасенсы, оракулы, астрологи и даже гадалки.
Майский день, именины сердца
Все эти сплетни и досужие разговоры совершенно несовместимы с его мнением о себе и своей профессии:
«Пушкин
окрыляетдушу,Гогольдаетпищууму,Чеховпомогаетглубжепостигатьпрофессию».
Его роли скрупулезно раскладывали на мелкие составляющие, докапываясь до «сути», пытаясь понять, как это всё удается одному и тому же человеку. Как это у него получается, что «печальная и лёгкая ядовитость явственно проглядывает в его трактовке роли Виктора Каренина в «Живом трупе» (1982), а тонкое чувство игрового и фантазийного начала он проявляет в «Перламутровой Зинаиде» (роли в «Зинаиде» были две: Юрика, 1987, и Табака, 1988).
Среди его знаменитых работ и Тригорин в «Чайке», и Полуорлов в «Старом Новом годе» (обе – 1983), и учитель Киро («Попытка полёта», 1984), и Фёдор Иванович («Чокнутая», 1986)…
И, конечно же, Манилов в телефильме Михаила Швейцера «Мертвые души», показанном в 1984-м. О швейцеровской интерпретации великой поэмы Гоголя восторженно отзывались и тогда, да и сейчас тоже — Швейцер, как выяснилось, не устаревает. Как кто-то сказал: «Лучшая экранизация «Мёртвых душ» из всех существующих, Манилову же равных нет…»
. Зрители понимали, что перед ними именно гоголевский Манилов: «истинно образованнейший человек», не допускающий «такому приятному гостю», каким является Павел Иванович Чичиков, пройти в дверной проем после хозяина: «Не допущу пройти такому приятному гостю». В конце концов они еле-еле протискиваются вместе в этот самый проем.
Понятно, что Манилов – некоторым образом восторженный идиот. Но идиот он какой-то особенный, идиот-мечтатель, тошнотворно, паточно сентиментальный и изнурительно вежливый: с непомерными сюсюканьями. Тетешкая свою жену-душеньку (Лариса Удовиченко), этот сладкоголосый господин на дух не выносит «вопросов низкой жизни», повседневную рутину сельского хозяйства, желая все дни прожить «на лоне, некоторым образом, природы». Чтобы «майский день» никогда не заканчивался, а «именины сердца» были вечными. И мечты у него самые что ни на есть его, маниловские: «Как хорошо было бы, душенька, как славно, если бы взять и провести отсюда подземный ход, а выход прямо на Театральной площади». И нам сразу же представляется этот гоголевский мечтатель выходящим со своей душенькой из-под земли на Театральную площадь, — и от этих его диких мечтаний прямо оторопь берет.
Непонятно, в сущности, кто из них, по сути, отвратительнее: «прореха на человечестве», ужасающий Плюшкин, или этот, гоголевско-богатыревский Манилов — какой-то сахарный, пустой, как барабан. Богатырев играет Манилова ни «сиюминутного», а «вечного» — таких восторженных идиотов и идеалистов без идеи, каковых русская действительность может плодить до бесконечности, и в наше расхлябанное время полным-полно.
Такой же дурак в его исполнении и Клеант — в пьесе Мольера «Тартюф», поставленной во МХАТе в 1981-м Анатолием Эфросом. И не просто дурак, а вершина человеческой глупости. В этом спектакле в роли Оргона, кстати, был занят Калягин. Вот он и сказал, что «Юра играл не правильного человека, а набитого дурака. Набитого цитатами, вычитанными где-то. Представляете, когда дурак говорит правильные вещи, да еще темпераментно, да еще когда слова извергаются с бешеной скоростью, мешая сами себе и выражению мысли… Он краснел, синел, потел… Это было потрясающе!»
Театральный шедевр: лишнего билетика было не достать, все рвались посмотреть именно Богатырева.
Объяснение в любви
Как он работал над своими ролями? Только в полном одиночестве и с полной отдачей, чтобы роль была отшлифована до блеска. Выходил на сцену знаменитых театров, снимался в кино, сыграв двадцать девять ролей.
Критики писали о его ролях у Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих») и его Саяпине в «Отпуске в сентябре», о Штольце в «Нескольких днях из жизни Обломова», о Ромашове в «Двух капитанах», о Филиппке — в «Объяснении в любви». Сыгранный Богатыревым Филиппок, alter ego Евгения Габриловича, по чьему сценарию был поставлен этот фильм, — эпос, эта «жизнь и судьба» отдельно взятого интеллигента, заставшего век-волкодав: писатель, военный корреспондент, любящий муж, лирик, романтик, чудак и коренной, «убежденный» москвич.
Богатырев в этой роли проживает огромную жизнь своей страны, да и целого мира, глядя на него беззащитными подслеповатыми глазами попавшего как кур в ощип идеалиста.
В своем первом романе, сочиненном им где-то в трущобах Сокольников, он написал:
«Новый
ХХвекначалсянасамомделенепервогоянваря1901-го,а1августа1914года,впервыйденьимпериалистическойвойны.Явиделрождениеэтоговека.СпервавИталии,вВенеции,откудасбежалитуристы,ипустостоялиотели,гондолы,истоликибесконечныхкофеен,ипляжнаЛидо,илежакиуморятожестоялипустые…Да,новыйвекначалсясощущенияпустотыиопасности».
Это ожидание мировой катастрофы чувствуется и в манновской «Смерти в Венеции», с ее полупустыми пляжами Лидо, надвигающейся, как предвестие войны, холерой – 19-й, гуманистический, век кончается на 14 лет позже положенного.
Неоконченная пьеса
…Забавно, что, скажем, Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино» — уже не «защита» интеллигенции, а беспощадная пародия на нее, на ее декоративное «хождение в народ»: «Софи! Мы завтра пойдем туда, где крестьяне косят сено и раздадим им свои сюртуки». Это одновременно и другая сторона идеализма, и издевка над маниловщиной – у Богатырева всегда есть внутренняя тема, его роли взаимосвязаны, он как бы пишет свою собственную историю России – зафиксированную в персонажах-архетипах.
И здесь так сыграно – по внутреннему смыслу, по «мелодии» роли, в точности как у Чехова. Вопиющая пустота жизни, добровольное расходование ее на пустяки, болтовню, прекраснодушие…
Люди пьют, едят, говорят, а в это время рушатся их жизни. Живут механически, как этот аттракцион, это пианино. И эта нудная пустопорожняя «пьеса» не то чтобы не окончена – она бесконечна.
На Гиляровского
…На улицу Гиляровского Юрий Георгиевич переехал лишь после того, как его, беззащитного перед всевозможной «банальной бытовщиной» и проблемами, с нею крепко связанными, друзья уговорили написать письмо в высшие партийно-административные органы.
«Ты,
Юра,человектонкий,ранимый,тыдажесовсемнекоммунист,новсе—такитыдолженперестатьстесняться.Тытакиминапиши,чтоиз—замноголетнегопроживаниявкомнате—пеналевбывшейквартиреИнессыАрманд,поадресуМанежнаяулица, 9,неможешьсполнойотдачейигратьсвоиролинасценеМосковскогоХудожественногоАкадемическогоТеатра,главноготеатрастраны».
…Как он на самом деле написал это письмо и как долго его уговаривали это сделать, нашло, скорее всего, свое отражение в его дневнике. Наверху же, наверное, были так поражены полученной депешей, что сразу же отдали приказ по Моссовету: срочно выделить Народному артисту РСФСР Богатыреву Ю.Г. однокомнатную квартиру. И чтобы обязательно не у черта на рогах, не на безликой спальной окраине, а в районе, близком к центру города.
Как ни странно, получилось. Туда он с Манежной и переехал, отпраздновав в кругу близких друзей новоселье. И аккуратно расставил на полках книги, замечательные книги по искусству, которые собирал со студенческих лет. И развесил свои картины. И в театр ездил с улицы Гиляровского. Он почти каждый вечер выходил на сцену, но уже меньше снимался в кино.
За четыре дня до выставки
…Самое страшное и непоправимое случилось в ночь с 1-го на 2-е февраля 1989 года в той же маленькой квартире на улице Гиляровского. Версий случившегося несколько.
Одна из них почти «официальная», сухая и протокольная: гуляли, пили… внезапно стало плохо с сердцем… вызвали Скорую… фельдшер длинной иглой ввел в сердце артиста клофелин – препарат, несовместимый с транквилизаторами и выпитым шампанским. Транквилизаторы Юрий Георгиевич принимал несколько лет. Шампанское откупорили по случаю крупного гонорара в валюте, который он получил от итальянского продюсера фильма Михалкова «Очи черные» за роль несколько глуповатого веселого предводителя дворянства.
Началось с шампанского и кончилось траурными флагами на фасаде театра в Камергерском переулке…
Через четыре дня, 6 февраля 1989 года, на Тверском бульваре, в помещении филиала Театрального музея Бахрушина, в Доме-музее Ермоловой, должна была открыться персональная выставка работ Юрия Георгиевича Богатырева.
Он готовил ее больше десяти лет. Или дольше. Возможно, всю жизнь. Сейчас никто не может точно сказать, сколько времени у него на это ушло. Что-то, наверное, есть об этом в его дневнике. А в «памяти времени» – свидетельства очевидцев, мнения критиков, его фильмы и фильмы о нем, спектакли, шаржи, картины, рисунки…
Он и в себя тоже вглядывался, может быть, во много раз пристальней, чем в кого-либо еще. И себя из огромной и сложной повседневности «выхватывал» с безжалостной откровенностью. Всякий раз шаржированно, как в том автопортрете, где очень большое длинное лицо с очень толстыми щеками и губами, а справа, на копне пшеничных волос как бы невзначай пристроился крошечный черный цилиндр.
Похоже, что он прилетел из того, сказочного, мира, который Юра рисовал красками этого мира; и оттуда же – огромная, крылатая бабочка на шее…
Рисунок сохранился, и бабочка не улетела, да и некуда было ей лететь, в московском-то феврале.
Ия Савина вспоминала:
«На
Ваганьковскомкладбищеегоотпевалдивныйсвященник.Потомонсказалнесколькословотсебя:«Юрочка,золотойчеловек!Тыраноушел,нотыпойми,несокрушайся,Господьобходитсвойсадисобираетплоды,которыеужесозрели…».Мырыдали.Можетбыть,Юрочкаприсвоейболезниужебольшенемогтакработать,какработал.ИГосподьзабралтеплоды,которыеужесозрели,гениальныеэтиплоды…Можетбыть…»
На его могиле установили большой, но неожиданно легкий гранитный памятник с надписью:
«Юрий
ГеоргиевичБогатырев–1947–1989–НародныйартистРСФСР».
При создании памятника использовали рисунки Артиста.
Высокое звание присвоили Юрию Георгиевичу Богатыреву меньше чем за год до остановки сердца – в 1988 году. Замечательного художника друзья признали в нем еще в шестидесятые, но кто из них первый об этом сказал, осталось, скорее всего, в его дневнике…
Впрочем, неважно, кто первый его заметил – как художника, а не только большого артиста: актеры, фотографы, художники, режиссеры, друзья, знакомые, просто люди, имена которых пропали, что называется, «в дебрях десятилетий». Они и увидели цветные сны и видения актера и художника Юрия Богатырева. Талант его был таков, чтобы душой и сердцем непрерывно чувствовать «забытую красоту».
фото: Советский экран/FOTODOM
Личная жизнь
Актеру Юрию Богатыреву в кино и на сцене часто приходилось преображаться в добропорядочного семьянина. Среди его экранных жен можно вспомнить Елену Соловей, Наталью Назарову, Светлану Крючкову. Но в личной жизни Юрия Георгиевича все складывалось совсем непросто. Актеру не удалось создать счастливой семьи, хотя Юрий любил детей. С женщинами артист поддерживал нежные дружеские отношения. Подругами Юрия были Ия Саввина, Наталья Гундарева, Наталья Варлей. Но все чаще в жизни актера появлялись мужчины.
Юрий Богатырев
Юрий Богатырев осознал собственную нетрадиционную ориентацию достаточно поздно. Актер стыдился, что он гей, и от этого начал уходить в запои, которыми глушил приступы депрессии. Перебороть тягу к запретным связям Богатыреву удалось лишь однажды, когда Юрий проникся нежным чувством к малоизвестной актрисе Надежде Серой.
Юрий Богатырев и Надежда Серая
Женщина после развода с первым мужем оказалась с ребенком практически на улице. Юрий Богатырев протянул Надежде руку помощи: молодые люди расписались в московском ЗАГСе, и девушке удалось остаться в Москве. Пара планировала съехаться после устранения жилищных проблем. Но Юрий тянул время и даже не сообщил собственной матери о свадьбе.
Личная жизнь Юрия Богатырева (актер)
Что касательно такой темы, как личная жизнь Юрия Богатырева, то она неоднозначна. С противоположным полом у актера не сложилось, он был восхищен женщинами, но самого влечения не испытывалось. Актер смотрел на девушек, как на красивые картины или же скульптуры. Даже в то время многие задавались вопросом, а правда ли, что Юрий Богатырев был нетрадиционной ориентации.
Актер был женатым человеком, скрепив себя узами брака с актрисой Надеждой Серой. При всем этом, ни сам Богатырев, ни его жена не скрывали тот факт, что это был брак по расчету. В последние годы своей жизни, актер понял, что он гомосексуалист, однако он не добился понимания ни от семьи, ни от друзей. Его охватила сильная депрессия и актер пристрастился к горячительным напиткам и очень сильно. После продолжительного приема алкоголя, при чем в больших количествах, у Богатырева начались проблемы со здоровьем.
Смерть
В последние месяцы жизни Юрий Богатырев начал принимать по назначению врача антидепрессанты. Артиста угнетали психологические проблемы, с которыми он не мог самостоятельно справиться. В ночь на 2 февраля Юрий Георгиевич принял лекарства и лег спать. Ночью у актера случился сердечный приступ. «Скорая помощь» по инструкции вколола Богатыреву клофелин, доза которого оказалась смертельной в сочетании с медицинскими препаратами для лечения депрессии. В результате развилось шоковое состояние, которое и стало причиной смерти актера.
Могила Юрия Богатырева
Накануне Богатырев готовил выставку собственных художественных работ, так как увлечение молодости – живопись – не бросал до конца жизни. Но во время похорон, которые состоялись 6 февраля, многие из картин Юрия Георгиевича бесследно исчезли, так же как и гонорар от итальянского продюсера. Могила Богатырева находится на Ваганьковском кладбище.
Память
В память о Юрии Богатыреве было создано несколько передач и документальных фильмов. Леонид Филатов посвятил другу выпуск программы «Чтобы помнили», на канале «Культура» вышел фильм «Острова», на телеканале «Россия-1» – лента «Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев».
25 февраля 2021 на канале ТВЦ состоялась премьера документального фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь», в котором использовались редкие фото и документы из семейного архива Богатыревых, а также свидетельства друзей актера.
Книги и фильмы
Прожив непростую, короткую жизнь, полную противоречий, актер оставил отпечаток в искусстве. О его сложной судьбе Наталья Боброва написала книги:
- «Юрий Богатырёв: Не такой как все», 2001 г.;
- «Юрий Богатырев. Чужой среди своих», 2021 г.
На телеканалах выходили документальные фильмы:
- «Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв», «Россия 1». 2015 г.;
- «Острова. Юрий Богатырёв», «Культура». 2015 г.;
- «Юрий Богатырёв. Украденная жизнь», «ТВЦ». 2021 г.;
- «Прощание. Юрий Богатырёв», «ТВЦ». 2021 г.
Фильмография
- «Спокойный день в конце войны» – 1970
- «Свой среди чужих, чужой среди своих» – 1974
- «Раба любви» – 1975
- «Неоконченная пьеса для механического пианино» – 1976
- «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» – 1979
- «Отпуск в сентябре» – 1979
- «Последняя охота» – 1979
- «Мой папа – идеалист» – 1980
- «Родня» – 1981
- «Мертвые души» – 1984
- «Очи черные» – 1987
- «Презумпция невиновности» – 1988
- «Дон Сезар де Базан» – 1989