Александр Кайдановский: Ничего не боялся, и испытывал вулканическую страсть к женщинам и кино

Полное имя: Александр Леонидович Кайдановский

Дата рождения:
23 июля 1946 г.
Знак зодиака:
Лев
Возраст:
49 лет
Место рождения:
Ростов-на-Дону
Дата смерти:
3 декабря 1995 г.
Деятельность:
Актер, режиссер
Рост:
175 см
Образование:
Театральное училище им. Б. Щукина
Семейное положение:
Был женат
Супруг(а):
Инна Пиварс, Ирина Анатольевна Бычкова, Евгения Симонова, Наталия Судакова
Дети:
Андрей Александрович Кайдановский, Дарья Александровна Кайдановская, Зоя Кайдановская

Александр Кайдановский — биография

Александр Кайдановский — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РФ. Сейчас, после его смерти , его высочайшее актерское мастерство в биографии Александра Леонидовича уже никто не подвергает сомнению. Кайдановского называли гениальным актером Марчелло Мастроянни, Рутгер Хауэр, Ричард Гир, Ханна Шигула, Маша Мериль и Роберт Де Ниро.
Его сравнивали с Джеком Николсоном и Иннокентием Смоктуновским. Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», где он сыграл главную роль почти тридцать лет назад, признан классикой во всем мире.

Александр Кайдановский… Он всегда был исключительным и в то же время невыносимым — и на съемках, и в жизни. Раздираемый внутренними демонами, до самой своей смерти не мог обрести покой.

Примечания[ | ]

  1. 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
    Record #124428835 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Андрей Колобаев.
    Пунктик Кайдановского. Первая жена Сталкера — о загадках самого неразгаданного актера
    (неопр.)
    . Российская газета (24 декабря 2015). — Интервью. Дата обращения: 26 февраля 2021.
  3. 12
    Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. № 1524. О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» творческим работникам кино
    (неопр.)
    . Администрация Президента России. Дата обращения: 29 мая 2020.
  4. Воспоминания Евгения Ханиса
  5. Кайдановский Александр Леонидович. 70 лет со дня рождения Александра Кайданосвкого (1946-1995) советского и российского актёра, режиссёра, сценариста (неопр.)
    . Ростов-на-Дону: Муниципальные библиотеки (20 мая 2019). Дата обращения: 29 мая 2021.
  6. Лев Наумов.
    Александр Кайдановский и семья его керосинщика // Аврора : журнал. — 2021. — № 3—5.
  7. Андрей Тарковский.
    Мартиролог. — 2008. — ISBN 978-88-903301-0-0.
  8. Артём Стоцкий.
    Несостоявшееся будущее звёзд
    (неопр.)
    . Экспресс-газета (22 апреля 2015). Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  9. Вячеслав Мурыгин.
    Знакомые все лица: Персонажи S.T.A.L.K.E.R. в игре и в жизни
    (неопр.)
    .
    gsc-fan.com
    (16 февраля 2013). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 3 ноября 2021 года.
  10. Александр Кайдановский: детство
  11. Подвиг Народа: Лев Львович Кайдановский (Ростов, 24 августа 1945 года): Младший сержант, радист 27-й отдельной роты ЗОС ВВС, медаль «За оборону Кавказа».
  12. Воспоминания Ирины Кайдановской Архивная копия от 10 июля 2016 на Wayback Machine
  13. Людмила Булгакова «Мой брат — Саша»
  14. Людмила Булгакова «Мой брат — Саша»
  15. Кандидат психологических наук И. А. Кайдановская (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июня 2012. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  16. Сайт об Александре Кайдановском: Фильм «Спасатель»
  17. Валерий Панюшкин.
    Надоело нести заумь // Матадор. — 1996. — Вып. 5.

Детство и юность, семья

Александр родился 23 июля 1946 года в южном городе Ростове-на-Дону. Отец, Леонид Львович Кайдановский, к искусству отношения не имел. В войну был летчиком, воевал, был ранен. После войны работал в Ростовском МГБ начальником радиолокационной станции. В 1945 году он женился на Вере Александровне Онищук. Саша — дитя этого, поначалу счастливого брака. Мать была натурой самостоятельной и артистичной.
Вера Александровна хорошо знала литературу, разбиралась в музыке, обладала тонким слухом и приятным голосом. Саша был похож на нее своей широкой, обаятельной улыбкой. Ростов, где прошло детство Александра, во время войны четырежды переходил из рук в руки и был разрушен. Неподалеку от его дома располагалось разбомбленное здание университетской библиотеки, в развалинах которой можно было найти самые разные книги. Пожалуй, именно тогда возникла у юноши страсть к чтению, которой он не изменял всю свою жизнь.

В конце 40-х годов отец был уволен из органов по «пятому пункту». Пошел учиться в техникум на специалиста по подводной сварке и далее всю жизнь провел на строительстве мостов и прочих гидротехнических сооружений. Мать Александра работала библиотекарем, но во время учебы в Институте культуры увлеклась театром и стала пробовать свои силы в театральной режиссуре.

В сыне она артистизма не видела и никогда не давала ему ролей в своих детских спектаклях. Правда, зайчика на елке Саше все же удалось сыграть. Быть может, именно в скрытой полемике с матерью он впоследствии и решил стать актером.

Нормальная семейная жизнь в таких условиях была невозможна. Саша в ссорах родителей служил объектом взаимных упреков и обвинений. В 1960 году родители официально развелись. Вера Александровна вскоре вновь вышла замуж. Александр остался с отцом. Желая обрести самостоятельность, юноша решил уехать из Ростова. В Днепропетровске поступил в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, — он хотел избавиться от навязчивой опеки и семейных драм. Отец торжествовал -сын пошел по его стопам.

Однако Александр стал участвовать в самодеятельности, а затем поступил в театральную студию. Уже через год бросил сварочный техникум. Отец настаивал на продолжении учебы, но Кайдановский младший твердо заявил, что у него другие планы. Какие — не сказал, ибо отец ненавидел актеров. Тайком от него Саша поступил в Ростовское театральное училище. Леонид Львович был оскорблен его поступком. Он несколько лет не мог простить такой измены и не хотел смотреть актерские работы сына.

Учился Александр серьезно. Он собирал пластинки мастеров художественного чтения, подолгу слушал, часами работал над техникой чтения и речи. Очень интересовался тем, как читают стихи поэты — Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский, но сам предпочитал читать со сцены классику. В начале 60-х Александр много общался с семьей ростовских художников Чарских.

В этой среде Александр быстро взрослел, становился все более требовательным к себе и другим. В своем интеллектуальном развитии он обогнал сокурсников, и ему стало неинтересно в училище. Его преподаватель отказался от строптивого студента. Кайдановскому пришлось перейти к другому педагогу, чтобы получить диплом.

После театрального училища Александра взяли работать в ростовский театр, но на первом же распределении ролей у него вышел конфликт с режиссером. Он спросил, почему ему не предлагают роль, на что прозвучал ответ: «Чтобы получить роль, вам, молодой человек, еще надо учиться и учиться». Он ответил: «Учиться надо. Но только вам — у меня», после чего поехал в Москву и подал документы в ГИТИС, Школу-студию МХАТ, Щепкинское и Щукинское училища.

В три из них Александр прошел по творческому конкурсу. Он предпочел Школу-студию МХАТ. Однако через месяц Кайдановский ушел оттуда: «Не могу я там учиться. Я себя чувствую все время под присмотром. Иду по коридору — слева Константин Сергеевич (Станиславский) висит, справа Владимир Иванович (Немирович-Данченко), и смотрят на меня эти портреты с таким упреком, вздохнуть свободно нельзя!»

После месяца скитаний Александру повезло -ректор Щукинского училища Борис Захава принял его на давно уже набранный курс. Его однокурсниками стали Нина Русланова, Борис Галкин, Юрий Богатырев, Иван Дыховичный, Владимир Качан, Леонид Филатов.

В марте 1966 года Кайдановский женился. Со своей избранницей Ириной Бычковой он дружил все годы учебы в Ростовском театральном училище. Через полгода она переехала к нему в Москву. Они снимали комнаты, где в гостях у них бывали Сашины однокурсники, а также ростовские друзья — художник Алексей Чарский, психолог Вера Щур, генетик Евгений Гуськов, музыкант Александр Орехов, театральный режиссер (ныне великий) Анатолий Васильев.

Учеба и дружба с Филатовым

В столице Кайдановский тоже не сразу нашел свой театральный институт. Сначала выбрал МХАТ, но проучившись совсем немного времени, перевелся в «Щуку».

Здесь Александр познакомился с будущими звёздами советского кино. Особенно подружился с Л. Филатовым. Оба артиста отличались начитанностью и живостью ума. И, несмотря на дворовое воспитание и наглые манеры, Кайдановский поражал Филатова высокими знаниями в самых различных областях. Они могли ночами напролет дискутировать на самые разные темы.

Звездный друг так же вспоминал, как был бесстрашен Кайдановский, когда дело касалось риска и опасности. У них сложилась крепкая мужская компания артистов — Борис Галкин, Владимир Качан, Александр Кайдановский, Леонид Филатов и некий артист Матвеев.

Как-то поздно вечером они столкнулись с бандой. У отморозков были ножи. Кайдановский подошёл к одному из них и взялся рукой за лезвие. Хлынула кровь, но актер не показывал боли и не отпускал нож, только смотрел на хулигана как-то особенно устрашающе. Банда была шокирована, ее участники поспешили ретироваться.

Начало карьеры

В 1967 году Александра пригласили на роль Гамлета в Экспериментальный театр Аксеновой-Арди. Он блестяще справился с ролью, но критики настороженно отнеслись к предложенной Кайдановским трактовке роли, хотя отмечали талант, интеллектуальность и жесткость исполнения. Но его заметили и стали приглашать в кино.
Кайдановский пробовался на роль Родиона Раскольникова у Кулиджанова, Алеши Карамазова у Пырьева, солдата Голубкова в фильме «Бег» Алова и Наумова. Но его хронически не утверждали. Слишком непривычным выглядел актер, не вписывавшийся в привычное амплуа положительного героя. Он казался слишком самостоятельным и своенравным.

Первые роли, фильмы

В 21 год Кайдановский впервые в своей актерской биографии снялся в эпизоде в фильме Поволоцкой и Садковича «Таинственная стена», затем у Зархи в «Анне Карениной». Первые роли, связанные с фантастикой и мистикой, таинственным образом наложили печать на все его дальнейшее творчество. В фильме Михалкова-Кончаловского по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Александр сыграл в эпизоде «Певцы», перенесенном из «Записок охотника».
Эпизод не вошел в окончательный монтаж, но именно эта роль обратила на него внимание Андрея Тарковского, который хотел снимать Кайдановского во всех своих следующих фильмах, начиная с «Соляриса». Их сотрудничеству было суждено состояться только через восемь лет. А пока Александр закончил учиться и был приглашен в Театр им. Вахтангова. В это же время после неудачной операции неожиданно умер его отец.

Еще в училище Кайдановский начал писать, а затем и ставить собственные театральные композиции по Булгакову, Пушкину. Стиль мышления с неизбежностью вел его в режиссуру.

В 1970 году вышел двухсерийный телевизионный фильм «Драма на охоте» по Чехову. Кайдановский сыграл графа Карнеева. Это была его первая значительная роль на телевидении. В том же году в личной жизни у Александра родилась дочь Дарья. Саша был несказанно рад, но жизнь его уже накрепко соединилась с кино, и семье он уделял меньше внимания, часто и надолго уезжал на съемки. Фильмы с его участием стали выходить один за другим, его стали узнавать на улицах.

И у него случился роман с самой роковой женщиной тогдашней театральной Москвы Валентиной Малявиной. Александр от этой нечаянной любви совершенно потерял голову. Он бросал театр за театром. После Театра им. Вахтангова Кайдановский работал на Малой Бронной, во МХАТе. После чего решил, что играть в театре не его дело, и оставил театр навсегда. С Ириной Кайдановской они разошлись, а вскоре закончился и злосчастный роман с Малявиной.

В это время его призвали в армию. Александр служил в кавалерийском полку и стал отменным наездником, физически сильным, координированным и ловким. Самые отчаянные трюки выполнял на съемках без дублеров. В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Александр бегал по крышам несущегося на полном ходу поезда, по веревке спускался вниз, разбивал окно и впрыгивал в вагон.

Кайдановского наперебой приглашали сниматься в ролях иностранцев, бывших и настоящих аристократов. Наиболее заметные роли этого периода: мистер Астлей в экранизации Баталова повести Достоевского «Игрок», поручик Лемке в уже упоминавшемся фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова.

А вот мнение Михалкова, высказанное более чем через двадцать лет:

«Кайдановский был замечательный артист. Один из немногих, кто умел, что называется, играть на одной струне. Тут нужно обладать огромным сосредоточением и концентрацией внутреннего мира. И он это умел. Его самоограничение позволяло ему на одной струне играть виртуозные мелодии — это, конечно, редчайший дар».
«Свой среди чужих» принес Александру всесоюзную известность. Его персонаж отличался тонкостью реакций, благородством поведения и холодным аристократизмом. Этот аристократизм сделал Кайдановского первым «белогвардейцем» советского кино. Наиболее заметная роль этого периода — граф Воронцов в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата».

Фильмография[ | ]

Актёрские работы[ | ]

  1. 1967 — Таинственная стена (реж. И. И. Поволоцкая, М. Н. Садкович) — Некто
  2. 1967 — Анна Каренина (реж. А. Г. Зархи) — Жюль Ландо
  3. 1968 — Первая любовь (реж. В. С. Ордынский) — Майданов
  4. 1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
  5. 1970 — Драма на охоте (реж. Б. Э. Ниренбург) — граф Алексей Карнеев
  6. 1970 — Красная площадь (реж. В. С. Ордынский) — солдат
  7. 1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Н. С. Михалков) — сержант
  8. 1971 — И был вечер, и было утро… (реж. А. А. Салтыков) — мичман
  9. 1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон
  10. 1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. С. Туманян) — связной
  11. 1972 — Игрок (реж. А. В. Баталов) — Астлей
  12. 1972 — Четвёртый (реж. А. Б. Столпер) — Второй
  13. 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
  14. 1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Чёрт
  15. 1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. И. Ташков) — Константин
  16. 1973 — Крах инженера Гарина (реж. Л. А. Квинихидзе) — доктор Вольф
  17. 1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский
  18. 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
  19. 1974 — Следую своим курсом (реж. В. Г. Лысенко) — Миша
  20. 1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. В. Бровкин)
  21. 1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Д. Дорман) — офицер Зимин
  22. 1975 — Мой дом — театр (реж. Б. В. Ермолаев) — А. Н. Островский
  23. 1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. М. Гориккер) — Рауль
  24. 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Е. Кроманов) — Воронцов
  25. 1976 — Огненный мост — Геннадий Дубравин, поручик (реж. Б. Ниренбург)
  26. 1976 — Золотая речка (реж. В. Д. Дорман) — Зимин
  27. 1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А. А. Белинский)
  28. 1976 — Моё дело (реж. Л. Г. Марягин)
  29. 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов)
  30. 1977 — Это было в Коканде (реж. У. Е. Назаров) — Зайченко
  31. 1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Д. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
  32. 1978 — Поворот (реж. В. Ю. Абдрашитов)
  33. 1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
  34. 1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо
  35. 1979 — Сталкер (реж. А. А. Тарковский) — Сталкер
  36. 1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир
  37. 1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс
  38. 1980 — Спасатель (реж. С. А. Соловьев) — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин[16])
  39. 1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав
  40. 1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
  41. 1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. П. Жалакявичюс) — Пранас
  42. 1982 — Кафедра — Орлов
  43. 1982 — Братья (к/м)
  44. 1987 — Десять негритят (реж. С. С. Говорухин) — Филипп Ломбард
  45. 1987 — Хареба и Гоги (реж. Г. Н. Шенгелая) — князь Ольшевский
  46. 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
  47. 1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский)
  48. 1992 — Дыхание дьявола (Испания) (реж. Пако Лусио)
  49. 1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия) (реж. И. Эньеди)
  50. 1995 — Откровения незнакомцу (Франция—Россия) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков
  51. 1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда») (реж. А. Ф. Хван)

Озвучивание мультфильмов[ | ]

  • 1977 — Вперёд, время! (реж. В. И. Тарасов) (читает текст)
  • 1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
  • 1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
  • 1985 — Два билета в Индию (реж. Р. А. Качанов)
  • 1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
  • 1992 — Сон смешного человека (реж. А. К. Петров)

Озвучивание фильмов[ | ]

  • 1982 — Кондор / Dögkeselyű (Венгрия, реж. Ф. Андраш)
  • 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
  • 1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
  • 1988 — Жена керосинщика — Василий Петрович (роль Н. Исполатова)

Режиссёрские работы в кино[ | ]

  • 1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, по одноимённому рассказу А. Камю, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
  • 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
  • 1985 — Простая смерть… — режиссёр, сценарист. Дипломная работа по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
  • 1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
  • 1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
  • 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
  • 1989 — For a Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
  • 1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
  • 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
  • 1993 — Дефлорация — художественный руководитель
  • 1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)[17]

Режиссура

Но вскоре бесконечная череда кинематографических поручиков Кайдановскому надоела. Ему было тесно в рамках обстоятельств, которые предлагало кино того времени. Если роль не несла в себе углубленного, порой безжалостного анализа человеческой личности, он отказывался сниматься. Александра все больше влекла кинорежиссура. Он стал думать о поступлении на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров.
Но тут в личной жизни Кайдановского произошло нечто, изменившее его планы. На съемках фильма «Пропавшая экспедиция» он познакомился с молодой актрисой Евгенией Симоновой. Она относилась к профессии столь же ответственно, как и он, ненавидела приблизительность и расхлябанность. Взаимный интерес перерос в настоящую любовь, и в 1975 году они поженились.

Следующие два года, чтобы не расставаться, они старались сниматься вместе. На съемках «Как важно быть серьезным» Евгении пришлось нелегко — она была уже на последних месяцах беременности. 5 ноября 1976 года у супругов родилась их дочь Зоя. Примерно в это же время Кайдановский получил приглашение Андрея Тарковского сыграть главную роль в «Сталкере».

Всей своей биографией он шел к этой роли -откровению, философскому кредо, вершине мастерства. И оказался на уровне поставленной задачи. Эту роль Кайдановский сыграл гениально. Но Тарковский обнажил в нем то, что Александр не любил и стеснялся показывать: незащищенность, ранимость, жестокую психологическую травмированность. Вероятно, поэтому он не любил пересматривать этот шедевр.

Роль Сталкера принесла в биографии Кайдановского всемирную славу. Международные фестивали приглашали его наперебой. Но после единственной поездки в Польшу КГБ сделал его невыездным. Ему даже не передавали приглашений, считая это излишним. Когда Александр был утвержден Тарковским на главную роль в «Ностальгии», его не выпустили в Италию. После этого он окончательно решил порвать с актерской профессией.

Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров. Впрочем, учить его уже было не нужно. С 1983 по 1988 год он снял пять фильмов: «Сад», «Иона, или Художник за работой», «Простая смерть», «Гость», «Жена Керосинщика». Странные и непривычные фильмы, требующие зрителя умного, ироничного, сопереживающего. Александр сам писал сценарии, режиссировал, подбирал музыку к своим фильмам. Он был автором в полном смысле этого слова. Его картины фантасмагоричны и невероятны. Странные события в них происходят сами по себе, как неотъемлемая часть повседневной реальности. Как часть его собственной жизни.

Александр постепенно преодолевал мощнейшее влияние Тарковского, чувствовавшееся в его первых режиссерских работах. Его авторскую манеру сравнивали с фильмами Луиса Бунюэля, Жана Кокто, Федерико Феллини, Робера Брессона, Пьера Паоло Пазолини. Его фильмы пользовались заслуженным успехом на международных кинофестивалях. Но на родине не имели успеха ни у массовой публики, ни у критики. Впрочем, Кайдановского это не смущало. В эти годы его уже мало что волновало, кроме искусства.

Он был совершенно «безбытен» в мандельштамовском смысле этого слова. Ему было наплевать, в какой костюм или рубашку он одет, лишь бы одежда была чистой. Во время работы над очередным сценарием Кайдановский мог неделями питаться бутербродами и чаем. Конечно, ему нравился комфорт. Но мысль о том, что ради удобств и комфорта нужно тратить время, ему претила. Поэтому Александр с королевским величием ходил в драном халате с голым плечом, как римский патриций. При этом вел себя одинаково просто на Каннском фестивале и в коммуналке, где прожил последние 14 лет в комнате с 48 лепными ангелами на потолке.

Личная жизнь

Отношения Кайдановского в личной жизни с женщинами были простодушными и запутанными. Саша быстро влюблялся, сочиняя образ возлюбленной, мало соотносившийся с живым человеком. На понравившейся женщине он всегда хотел жениться. Несмотря на трезвый и недоверчивый ум, в отношениях с женщинами он оставался романтиком.
А они его очень любили: Кайдановский обладал невероятной притягательной силой, поражал талантом, неожиданностью поступков, умом, эрудицией. Но им хотелось уюта, благоустроенности быта, возможности единолично обладать им. Его романтизм не выдерживал реальных обстоятельств. Женщины оказывались не похожими на его представления о них. Он терял к ним интерес. Браки заканчивались плачевно.

Александр Кайдановский впервые женился еще в Ростове на Ирине Бычковой. Второй женой Александра была известная актриса Евгения Симонова. Третий брак состоялся с Натальей Судаковой. Все браки заканчивались неудачно, несмотря на то что в каждом из них рождались дети. Четвертой и последней женой Кайдановского становится молодая актриса Инна Пиварс, с которой они поженились за три недели до смерти актера.

В пору увлечения живописью Александр Кайдановский написал свой парадный семейный портрет с котом и собакой. Они втроем сидят рядом за столом и смотрят на зрителя. Примечательно, что все написаны в обратной пропорции — большие кот и собака и поменьше — Саша в легендарном халате. На удивление, животные получились очень похоже. Собственные черты Александр писал менее тщательно.

В последние годы судьба в биографии Кайдановского складывалась трагически. В начале 90-х годов, как и большинство кинематографистов, он не мог найти денег на свои картины. Один за другим писал сценарии. Пытался создать свой театр в Доме ученых, свою киностудию, фонд поддержки молодых кинематографистов. Его пригласили преподавать в Театральное училище им. Щукина — он с благодарностью отозвался, но это не доставило ему подлинного удовлетворения.

Александр хватался за любые, казавшиеся ему интересными предложения в кино: видеоклип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон № 2» или фильм о тувинских шаманах; фильм по роману Франца Кафки «Процесс» или история человека, одержимого маниакальной страстью к бродяжничеству. Кайдановский написал восемь или десять ни на что не похожих сценариев.

Наверное, это были бы выдающиеся фильмы в любимом жанре Кайдановского — магическом реализме. Осуществить ему не удалось почти ничего. Поняв, что найти средства на свои фильмы не удастся, Саша решил заработать их сам — он снова стал сниматься, благо предложения со всего мира шли по-прежнему, а советской власти, не выпускавшей его за границу, уже не стало.

Кайдановский снимался в Польше, во Франции, в Испании, Венгрии. После съемок в Испании, где в фильме «Дыхание дьявола» Александр сыграл главную роль, он решил наконец поменять свою коммунальную комнату на нечто более комфортабельное. Саша купил двухкомнатную квартиру на Сивцевом Вражке. Остальные деньги вложил в финансирование своего нового фильма, о котором мечтал несколько лет. Но его деньги таинственным образом исчезли в якобы лопнувшем банке. Это был удар, оправиться от которого Саша так и не смог.

Последние годы. смерть

1 ноября 1994 года Саша перенес первый инфаркт. Тем временем его популярность в мире росла. Директор Каннского фестиваля Жиль Жакоб, Клинт Иствуд и Катрин Денёв пригласили его участвовать в жюри. Это стало признанием вклада Кайдановского в мировой кинематограф. Именно с его участием жюри Каннского фестиваля присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво».
1 августа 1995 года Александр Кайдановский перенес второй инфаркт. Третьего уже не вынес. Три инфаркта, почти подряд и явились причиной смерти еще молодого, талантливого актера. Ему было 49 лет.

В свою квартиру на Сивцевом Вражке Кайдановский въехать не успел. Он так и умер в коммуналке на улице Воровского 3 декабря 1995 года. Когда друзья собрались там на поминки, его огромная, прежде забитая книгами, картинами и пластинками комната была пуста. Из нее было вывезено абсолютно все. На стенах сиротливо висела пара пустых рам, удивленно смотрели вниз гипсовые ангелы с потолка да тускло поблескивал пузырящейся амальгамой трельяж кота Носферату…

Литература[ | ]

  • Фёдор Раззаков.
    Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. — М.: Эксмо, 2000. — 400 с. — ISBN 5-04-004335-X. — ISBN 5-04-004333-3.
  • Сергей Медведев.
    Александр Кайдановский. Диагноз — гений // Кто главный : журнал. — Ростов-на-Дону, 2007. — № 10.
  • Ирина Зайчик.
    Свой среди чужих // Огонёк : журнал. — М., 1998. — 12 июля (№ 27). — С. 16.
  • Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях / Сост. Е. В. Цымбал. — М.: Искусство, 2002. — 264 с. — ISBN 5-85200-141-4.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]